109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  2. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  3. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  4. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  5. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  6. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  7. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  8. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  9. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  10. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  11. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  12. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  13. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  14. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  15. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  16. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  17. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  18. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  19. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  20. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  21. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  22. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  23. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  24. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  25. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  26. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  27. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  28. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  29. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  30. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю


/

Где купить подержанный воздухозаправщик, аэродромный пусковой агрегат, комплекс по добыче кислорода или уцененные шасси ЗИЛа? Почем продают военную технику, "рожденную в СССР", и кто ее покупает? AUTO.TUT.BY посетил армейский авторынок, расположенный в нескольких километрах от города Береза в Брестской области.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

На территории военного аэродрома под Березой находится 2060-я база хранения и ремонта ВВС и войск ПВО, в одном из отделов которой реализуют военную технику. Объект режимный, и потенциальным клиентам сюда можно попасть по специальному пропуску, который выдает РУП "Белспецконтракт".

Костяк авторынка составляет техника, которая ранее использовалась для обеспечения полетов военной авиации.

На вопрос, много ли технических средств требовалось для обслуживания одного истребителя, наш сопровождающий, заместитель начальника базы по вооружению майор Юрий Мосейчук, ответил лаконично: "Достаточно много".

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Когда Советский Союз распался и численность военной авиации в белорусских Вооруженных силах сократилась, высвободилось много автомобилей и оборудования, которые не имели перспективы использования в армии. Поэтому было принято решение отслужившие свой срок единицы реализовать, а остальное – отправить в утиль.


Новые владельцы старых шасси

Паркуемся возле ворот одного из отделов хранения базы.

На огороженной территории - свыше 100 единиц техники. Степень износа разная: от 50 до 90%, но большинство еще на ходу и пригодно к эксплуатации. По словам Юрия Владимировича, спрос на списанные автомобили и оборудование высокий: за прошлый год воинская часть реализовала различных технических средств (автомобилей, узлов, агрегатов и т. д.) на общую сумму свыше 5 млрд белорусских и 280 тыс. российских рублей.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Самый ходовой товар на военном авторынке - автошасси ЗИЛ-131 и ГАЗ-66. Стоят "ласточки" около 20 млн рублей. Есть варианты и подешевле: например ЗИЛ-131 1985 года выпуска с пробегом около 66 тыс. км и 90% износа стоит на реализации за 12 млн 862 тыс. рублей.

В числе покупателей - предприятия и хозяйства Беларуси. Заезжают и перекупщики, которые берут по дешевке, а затем продают на запчасти в Россию.


Комплект на миллиард

Самый дорогой образец березовского военного авторынка – автомобильная кислорододобывающая станция (АКДС).

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

"АКДС используется для получения в полевых условиях из атмосферного воздуха жидкого и газообразного кислорода, а также азота. Добытый кислород заправляют в баллоны, специальные резервуары, из которых затем заполняют кислородом системы летательных аппаратов", - поясняет наш собеседник.

АКДС реализуется комплектом, который состоит из четырех автомобилей: технологической и компрессорной машин на базе шасси КрАЗ-250, вспомогательной машины на базе ЗИЛ-130 и электростанции.

"По отдельности их реализовывать нет смысла, так как станция работать не будет", - добавляет Юрий Владимирович.

Стоимость такого комплекта – около 1 млрд белорусских рублей. К слову, точно такой же АКДС есть и в воинской части. Добытый кислород поставляется в авиационные формирования Вооруженных сил, а также реализовывается среди белорусских хозяйств и предприятий.


Дорогое удовольствие

Немного поодаль от АКДС выстроились в ряд аэродромные пусковые агрегаты на шасси ЗИЛ-130 для запуска двигателей летательных аппаратов, питания и проверки их электрических систем на стоянке.

Рядом – воздухозаправщик ВЗ-20/350, предназначенный для заправки пневмосистем, амортизационных стоек шасси и пневматиков колес летательных аппаратов. ЗИЛ, на котором установлено оборудование, более чем за 20 лет своей жизни откатал всего 115 км. Стоимость воздухозаправщика – 88,4 млн белорусских рублей.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

"Вот универсальная подвижная гидравлическая установка (УПГ) на базе ЗИЛ-131. Она используется для проверки и отработки гидравлических систем летательных аппаратов. На "гражданке" подвижную гидроустановку можно использовать для этих же целей в гражданской авиации, например в аэропортах", - поясняет наш сопровождающий.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Стоимость УПГ, выпущенной в 1986 году, с пробегом 2627 км и износом 62% составляет 493,8 млн белорусских рублей.

Есть и еще один финансовый тяжеловес – аэродромный многоцелевой кондиционер на базе ЗИЛ-131 за 581,3 млн, предназначенный для охлаждения или подогрева кондиционированным воздухом кабин летательных аппаратов.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY


Все или по частям

Несмотря на то, что автомобильные шасси реализовать легче, чем, например, воздухозаправщик или АКДС, в воинской части сначала стараются продать "комплект" оборудования.

"У нас есть определенный ресурс спецоборудования. Выработала техника ресурс - оборудование мы утилизируем, что необходимо и исправное - идет на склад, а остальное – в металлолом. Высвободившиеся из-под такого спецоборудования шасси автомобиля мы выставляем на реализацию", - поясняет алгоритм реализации Юрий Мосейчук.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Переоценка техники, выставленной на реализацию, проводится раз в год "Белспецконтрактом". Если интереса среди покупателей на определенные технические средства не наблюдается, цену на автошасси и другие образцы могут снизить. Если же износ слишком велик - техника отправляется в утиль.

Покупка и продажа списанной армейской техники осуществляется через РУП "Белспецконтракт". На сайте предприятия есть подробный каталог всей реализуемой техники. Потенциальный покупатель заполняет заявление и предоставляет паспорт сотруднику "Белспецконтракта". Для осмотра транспортного средства клиенту выдается пропуск, который действует в течение трех рабочих дней. Если образец военной техники покупателя устраивает, оформляется договор купли-продажи.
-30%
-30%
-10%
-23%
-15%
-10%
-25%