/


 
В связи с резким потеплением на улицах Минска значительно возросло число велосипедистов. Чтобы поговорить о том, созданы ли в столице условия для такого количества любителей экологичного вида транспорта, AUTO.TUT.BY отправился к программисту и председателю общественного объединения "Минское велосипедное общество" Евгению Хоружему. Он показал нам свой туристический Giant X-Sport 3, единственную в СНГ бесплатную веломастерскую, а также предположил, когда наши чиновники пересядут на велосипеды.



"Велосипедистов в Минске сейчас даже больше, чем в Варшаве"

Первый раз сев на велосипед в пятилетнем возрасте и постоянно передвигаясь на нем по городу уже на протяжении 10 лет, Евгений за все это время сменил пять двухколесных моделей. Последняя замена была в 2009 году, когда прошлый велик нашего героя украли, банально перекусив замок.

- Был октябрь, и единственным вариантом в магазинах, который отвечал моим требованиям нового дорожно-туристического велосипеда с дисковыми тормозами, оказался Giant X-Sport 3. Обошелся он мне тогда недешево – 620 долларов.

Giant – один из крупнейших производителей велосипедов в мире, основанный в 1972 году в Тайване.
Giant – один из крупнейших производителей велосипедов в мире, основанный в 1972 году в Тайване.

С тех пор, отмечает Евгений, за ценами на велосипеды в Беларуси он не следил, однако слышал, что теперь у нас их можно покупать даже дешевле, чем в Европе и Москве. Этот феномен объясняется, в первую очередь, желанием производителей завоевать перспективный рынок республики.

- Всем сейчас стало ясно, что количество велосипедистов у нас с каждым годом растет. Я не могу назвать точной цифры, но если 3 года назад по велосипедной дорожке около Свислочи проезжало 250 человек в час, то сейчас их уже 400. А визуально кажется, что сейчас у нас велосипедистов даже больше, чем в Варшаве.

"Не вижу ничего плохого в том, что чиновники курируют различные спортивные федерации"

Заметный рост количества людей на велосипедах Евгений объясняет в первую очередь модой, которую задали активные молодые люди. Также немаловажным толчком развития велодвижения собеседник считает и удобный равнинный рельеф Минска с его широкими тротуарами. Определенную роль, по словам нашего героя, сыграли в этом процессе и городские власти.

- В последние годы у нас уже появились велопарковки, а над некоторыми подземными переходами возникли и наземные: теперь можно не нырять под землю с велосипедом. Также очень сильно простимулировало развитие велодвижения в Минске и появление той самой дорожки вдоль Свислочи. Более того, теперь у нас даже есть городская концепция развития велодвижения, которая, правда, реализуется с опозданием примерно в 2 года.

Евгений ездит не только по чистым асфальтированным дорожкам и в процессе повседневной эксплуатации уже заменил в Giant половину деталей.
Евгений ездит не только по чистым асфальтированным дорожкам и в процессе повседневной эксплуатации уже заменил в Giant половину деталей.

По мнению "соседа в пробке", положительный эффект для развития велосипедного движения дает и то, что глава Мингорисполкома Николай Ладутько является еще и председателем Белорусской федерации велосипедного спорта. К слову, закреплять различные спортивные федерации за чиновниками высокого ранга – распространенная в Беларуси практика, но Евгений не видит ничего плохого в таких совмещениях должностей.

- Когда человек с определенными рычагами влияния курирует подобную организацию – он более эффективно может способствовать ее развитию. 

"Практически ни одна улица в Минске не соответствует требованиям безбарьерной среды!"

Сам же Евгений является председателем другой общественной организации – "Минского велосипедного общества", которое они с единомышленниками основали в 2011 году. Главной целью данной структуры является развитие велосипедного движения - "в повседневном смысле". Хотя и общаться с государственными органами от лица организованной структуры, естественно, легче.
 
Минское велосипедное общество состоит из 227 человек и пока не имеет не только оплачиваемых должностей, но и собственных наклеек, в отличие от тех же коллег из Торуни.
"Минское велосипедное общество" состоит из 227 человек и пока не имеет не только оплачиваемых должностей, но и собственных наклеек, в отличие от тех же коллег из Торуни.

- Несмотря на те плюсы, которые я перечислил, у нас существуют и определенные проблемы с развитием инфраструктуры для велосипедистов. Так, в Минске практически ни одна улица не соответствует требованиям безбарьерной среды: бордюры у нас обычно строят выше нормы, а когда начинаешь переписку с Госстройнадзором, то это растягивается на месяцы, после чего они понижают лишь парочку бордюров, а остальные оставляют такими же. Мы даже думаем уже в прокуратуру обращаться с этим "больным" вопросом.

И если от высоких бордюров рискует пострадать только "железо", то от отсутствия на большинстве пешеходных переходов качественных велосипедных переездов риск получить травму появляется и у велосипедиста. Резонно, что водителю в разы легче притормозить перед пешеходом, чем перед перелетающим дорогу на скорости 20 км/ч человеком на велике. Еще опаснее ситуация, когда велосипедист выскакивает на переход при повороте автомобилистом по стрелке направо.

Мало просто нарисовать велосипедный переезд рядом с зеброй. Одним из решений может быть установка знаков для водителей, заранее информирующих их о наличии на пешеходном переходе велопереезда. А вот заставить велосипедистов снижать скорость перед пересечением проезжей части можно с помощью рельефного покрытия на границе тротуара и дороги.

Максимальная скорость Евгения, которую фиксировал данный прибор, равнялась 77 км/ч, а обычно наш герой двигается по городу на уровне 25-30 км/ч.
Максимальная скорость Евгения, которую фиксировал данный прибор, равнялась 77 км/ч, а обычно наш герой двигается по городу на уровне 25-30 км/ч.
 

"Я не знаю другой страны, где велосипедистам запрещено ехать по проезжей части"

Выскакивать с обочин на пешеходные переходы велосипедистов заставляет и то, что в Беларуси, по словам Евгения, им запретили движение по проезжей части при наличии рядом тротуара. Собеседник отмечает, что не видел такого запрета ни в одной другой стране, при этом сам он не считает меру какой-то драконовской.

Всегда велодорожку нужно прокладывать подальше от машин - это особенно актуально для безопасности начинающих велосипедистов. Для этого у нас и на тротуарах места предостаточно, только вот велодорожки хотелось бы видеть выделенными другим покрытием, а не краской - как на проспекте Независимости. А там, где тротуара нет, можно позаимствовать опыт Амстердама и выделить полосу для движения велосипедистов с правого края проезжей части, приподняв ее чуть выше уровня дороги.

Евгений не скрывает, что сам ездит по проезжей части. При этом говорит, что проблемы с водителями авто у него возникают крайне редко и проявляются в прижимании велосипедиста к обочине или невключении "поворотника".
 
Евгений говорит, что чаще всего конфликты с водителями возникают по причине невнимательности самих велосипедистов, которые либо отъезжают далеко от края дороги, либо не обозначают свои маневры.
Евгений говорит, что чаще всего конфликты с водителями возникают по причине невнимательности самих велосипедистов, которые либо отъезжают далеко от края дороги, либо не обозначают свои маневры.

- Хотя была у меня и небольшая авария: я ехал по проезжей части, а водитель неправильно припаркованной машины в это время решил открыть дверь, в которую я и влетел. Кроме дырки в щеке я получил еще и заслуженный штраф за движение в неположенном месте, а водитель – за то, что открыл дверь, не убедившись в безопасности.

Сталкивался один раз "сосед в пробке" и с девушкой-пешеходом на велодорожке, которая растерялась и начала метаться из стороны в сторону. К слову, такое поведение людей Евгений считает вполне обоснованным, поэтому все же советует велосипедистам не приближаться к пешеходам и по возможности пользоваться звонком.
 
Звонок, купленный Евгением в Вене за 5 евро, не только вещь полезная, но и достаточно привлекательная внешне.
Звонок, купленный Евгением в Вене за 5 евро, вещь не только полезная, но и симпатичная.

- Культура вождения у нас постепенно вырабатывается, но пока еще, конечно, не Копенгаген, где у велосипедистов существует даже специальный язык жестов. Однако мы все-таки хотим изменить ситуацию, когда по поведению единичных агрессивных водителей великов начинают судить обо всех.

"Даже главные архитекторы некоторых районов Минска ездят на работу на велосипеде"

Минское велосипедное общество старается не только повысить культуру езды велосипедистов, но и уровень их технической подготовки: летом прошлого года усилиями Евгения и единомышленников была открыта первая на постсоветском пространстве веломастерская "Гараж 38", где можно абсолютно бесплатно починить свой транспорт, воспользовавшись инструментами и помощью механика-волонтера.
 
Узнать велокухню "Гараж 38" по адресу проспект Независимости 44, можно по граффити на воротах, выделяющихся на фоне остальных самых обыкновенных гаражей во дворе.
Узнать велокухню "Гараж 38" по адресу проспект Независимости, 44 можно по граффити на воротах, выделяющихся на фоне остальных самых обыкновенных гаражей во дворе.

-Такие мастерские очень распространены в США и Европе, задача их в том, чтобы не ремонтировать человеку велосипед, а научить его это делать. Сейчас велокухня у нас работает примерно по 3 часа шесть дней в неделю, и я могу сказать, что бывает и по 20 человек за вечер приходит.

На велокухне есть не только сложные инструменты, но и специализированная литература на английском языке, так как на русском таких книг просто не существует в природе.
На велокухне есть не только сложные инструменты, но и специализированная литература на английском языке: на русском таких книг просто не существует в природе.
В "Гараже 38" можно оставить или бесплатно взять старые детали и покрышки. Денежные пожертвования, говорит Евгений, приветствуются, однако за прошлый год их собралось всего-то 500 тыс. рублей.
В "Гараже 38" можно оставить или бесплатно взять старые детали и покрышки. Денежные пожертвования, говорит Евгений, приветствуются, однако за прошлый год их собралось всего-то 500 тыс. рублей.

По словам нашего героя, основной контингент желающих научиться самостоятельно ремонтировать велосипед – молодые парни. А вот девушек не много не только здесь, но и в велотусовке в общем: года два назад "Минское велосипедное общество" оценивало их количество десятью процентами от общего состава. Негусто пока, по наблюдениям собеседника, у нас приверженцев велосипедов и среди богатых или влиятельных людей.

- Велосипед долгое время считался транспортом колхозников, которые приехали из деревни. Также считалось, что это транспорт для детей, который со взрослением необходимо менять на мотоцикл, а потом на машину. И эти стереотипы о непрестижности езды на велике, к сожалению, еще живы, однако наблюдается и очень серьезный прогресс.

Евгения удивил тот факт, что при общении с чиновниками оказывалось, что в некоторых районах Минска даже главные архитекторы ездят на работу на велосипедах. А вот абсолютное большинство государственных служащих пересядет на велосипеды, по мнению собеседника, лишь когда все остальные будут показывать им такой пример.

- Я запросто могу представить Николая Ладутько на велосипеде и даже надеюсь, что мы когда-нибудь это увидим! Не знаю, правда, может ли он сам себе это вообразить.


-50%
-15%
-5%
-70%
-15%
-52%
-50%
-20%
-45%