В редакцию AUTO.TUT.BY обратился представитель одной из коммерческих организаций Леонид с просьбой разобраться, почему его заставляют при постановке на учет оплатить утильсбор за "жигули", ввезенные дилером российской марки еще в декабре 2013 года.

- Даже купили мы ее до 1 марта, даты вступления Указа в законную силу, - 21 февраля, есть накладная. У дилера есть документы на отгрузку - декабрь 2013 года. То есть в Беларусь машина приехала с завода в России еще в прошлом году. Я абсолютно уверен, что на наш автомобиль нормы этого указа не распространяются! В Совмине, куда я уже обращался, ничего пояснить не смогли, предложили звонить на TUT.BY. Может, хоть вы разберетесь? Дело даже не в том, что нам жаль денег, - создается впечатление, что просто обманули, заверяя на всех уровнях, что ввезенные до 1 марта транспортные средства этим сбором не облагаются!

AUTO.TUT.BY разбирался.




Минпром: "Знаете, сколько таких договоров и накладных бывает? Никому верить нельзя"

Напомним, ранее - перед вступлением указа в законную силу - белорусов уверяли, что платить сбор они будут только на автомобили, ввезенные или выпущенные в свободное обращение после 1 марта 2014 года.

В отношении автомобилей, ввезенных, например, из России, в указе отдельно оговорено, что утильсбор должен быть уплачен "до государственной регистрации". Что никоим образом не противоречит главному требованию - на автомобили, ввезенные после 1 марта 2014 года.

С автомобилями, ввезенными из-за пределов Таможенного союза, все предельно просто - датой их выпуска в свободное обращение на территории Беларуси считается дата таможенной очистки, что подтверждается документами таможни.

А вот в случае со странами - участниками Таможенного союза государству практически невозможно доказать дату фактического ввоза машины в Беларусь: причем как юридическому, так и физическому лицу. Границы нет - соответственно, нет отметки о ее пересечении, таможенного оформления - также нет. Как пояснили нам в ГТК, в отношении товаров, перемещаемых в границах ТС, в принципе нет понятия "выпуск в свободное обращение".

Официально в Минпроме комментировать применение норм указа не захотели ("не в нашей компетенции"), но так как специалисты этого ведомства принимали непосредственное участие в разработке этого нормативного акта, AUTO.TUT.BY удовлетворился их неофициальным разъяснением.

- Установить, когда автомобиль въехал на территорию Беларуси, в большинстве случаев не представляется возможным. Поэтому проще привязать уплату сбора к дате государственной регистрации таких автомобилей.

В ведомстве уверены, что принимать в расчет документы - "не панацея: вы же знаете, сколько при желании можно сделать фиктивных договоров и накладных, никому верить нельзя".

В ГАИ Минска AUTO.TUT.BY пояснили, что начиная с 1 марта 2014 года сотрудники регистрационного отдела обязаны требовать у владельцев автомобилей, ввезенных из стран Таможенного союза независимо от даты ввоза, документ, подтверждающий уплату утилизационного сбора.
-10%
-15%
-50%
-10%
-10%
-80%
-20%
-36%
-25%
-10%
-50%