/


 

Выходные со снегом и метелью напомнили белорусам о том, что год назад в это же время над нашей страной пронесся циклон "Хавьер", который на сутки практически парализовал нашу жизнь. В годовщину "Хавьера" AUTO.TUT.BY отправился к человеку, который в тот день предпочел не быстрее добраться домой, а помочь , оказавшимся в снежном плену. Евгений Селиверстов вытянул тогда за ночь на своем Toyota Land Cruiser около 60 автомобилей, застрявших в снежных заносах.


 

"Что долго рассказывать о неубиваемости Land Cruiser 80, если вся Африка воюет на таких машинах?"

Как оказалось, выехать на помощь застрявшим в ненастье автомобилистам не было для Евгения чем-то экстраординарным: для него, как и всех джиперов из белорусского клуба "4х4" – обычное дело помогать водителям в трудных погодных условиях.  Поэтому в "Хавьер" на дорогах Минска было еще около 30 джипов, которые бесплатно выполняли работу МЧС.

- У меня для таких случаев всегда имеется 5-6 дежурных лопат и несколько тросов. Поэтому, добравшись до гаража, много времени на сборы я не потратил, побросал за пару минут в машину теплых бушлатов и выдвинулся.

К слову, в гараже у Евгения не только несколько лопат, но и не один внедорожник: на тот момент там стояли Suzuki Samurai, Chevrolet Blaizer, Nissan Titan и Toyota Land Cruiser 80. Здесь с выбором "сосед в пробке" также недолго церемонился, и навстречу "Хавьеру" решил двигаться на "восьмидесятке".

Евгений определяет Toyota Land Cruiser 80 как легенду бездорожья, которая сочетает в себе все основные качества настоящего джипа
Евгений определяет Toyota Land Cruiser 80 как легенду бездорожья, которая сочетает в себе все основные качества настоящего джипа.

- Поехал на ней, потому что у этой машины очень энергоемкая подвеска, что позволяет прочно цепляться за землю всеми четырьмя колесами. Также у нее постоянный полный привод с принудительными блокировками обоих мостов и механическая коробка передач, благодаря которой автомобиль намного легче раскачать в процессе буксировки застрявшего в снегу транспорта.

Но покупался Land Cruiser, по словам владельца,  все же больше не для снега, а для грязи на гоночных трассах для внедорожников: шесть лет назад знакомый Евгения выставил эту машину 1997 года с атмосферным дизелем объемом 4,2 литра на продажу. И наш герой купил ее за 16 тыс. долларов. Более того, "восьмидесятка" была в хорошем состоянии и наиболее подходящей комплектации для бездорожья.

- Эта Toyota в самой "спартанской" комплектации с минимумом электроники и сиденьями из кожзаменителя. Зато у нее хороший силовой австралийский бампер TJM, который предназначен для установки лебедки. Также у этой модели виниловый пол, который можно не боясь мыть прямо из шланга. Да и что долго рассказывать о ее надежности и простоте, если вся Африка воюет на таких машинах. Я не думаю, что они там вовремя меняют масло и занимаются серьезными ремонтами.

В машине отсутствовали не только электрические стеклоподъемники, но и даже карман на двери. И то и другое устанавливалось "соседом в пробке" самостоятельно
В машине отсутствовали не только электрические стеклоподъемники, но и даже карман на двери. И то, и другое "сосед в пробке" поставил самостоятельно.

 

"Восьмидесятка" – не вариант, чтобы катать девочек по городу, а настоящий "трактор во фраке"

 

В отличие от африканских повстанцев, Евгений подходил к замене запчастей и расходников более ответственно. Так, за шесть лет жесткой эксплуатации наш герой поменял почти всю трансмиссию и подвеску. Причем детали приобретались с ориентировкой на спортивную езду, поэтому были далеко не "тойотовскими". Австралийские комплектующие фирмы OME обошлись за время эксплуатации в 7-8 тыс. долларов. И, как оказалось, деньги были потрачены не зря.

- Вот, например, когда я "переобул" машину в австралийскую подвеску, то она сразу начала вести себя на бездорожье совершенно по-другому: если раньше плавала в грязи, то теперь стала идти через все препятствия очень четко. Она у меня всегда используется в качестве "метлы", то есть машины, которая проходит и тестирует всю дистанцию трассы до и после заезда. Также ею я вытаскиваю застрявшие во время гонки джипы, и для этого всего она подходит идеально.

С момента покупки пробег автомобиля подрос на 12 тыс. километров внедорожных трасс, так что в плане износа эту цифру можно смело умножать на 3 или 4
С момента покупки пробег автомобиля подрос на 12 тыс. километров внедорожных трасс, так что в плане "обычного" износа эту цифру можно смело умножать на 3 или 4.

На обыкновенных же дорогах Land Cruiser используется Евгением чаще всего для транспортировки дома на колесах или спортивного автомобиля на лафете. Он отмечает, что, как с прицепом, так и без, машина едет абсолютно одинаково и отменно держит дорогу. Расходует в таких условиях Toyota около 16 литров солярки на "сотню".

Атмосферный дизель объемом 4,2 л не такой мощный, как турбированный, зато имеет, по словам Евгения, больший ресурс. И подтверждение тому – полное отсутствие поломок за семь лет
Атмосферный дизель объемом 4,2 л не такой мощный, как турбированный, зато имеет, по словам Евгения, больший ресурс. И подтверждение тому – абсолютное отсутствие поломок за семь лет.

- Эта машина – настоящий работяга, грубо говоря – "трактор во фраке"! Я считаю, что "восьмидесятка" – это автомобиль для узкоспециализированного контингента: рыбаков, охотников, лесников, военных, повстанцев и сомалийских пиратов (смеется)! Но точно не вариант понтоваться и катать девочек по городу.

Причем в городе неудобными покажутся не только огромные габариты Toyota и немалые расходы на топливо. По словам Евгения, человек, которому просто взбрело в голову купить такое авто, очень сильно удивится, когда не увидит в зеркале заднего вида какую-нибудь Honda Civic: крыша большинства легковых машин просто-напросто проходит ниже среза заднего стекла Land Cruiser. Да и вообще, признается собеседник, неподготовленный покупатель этой модели очень быстро от нее захочет избавиться.

Если неподготовленному покупателю внешне машина может и приглянуться, то переносящая в начало 90-х приборная панель – вряд ли
Если неподготовленному покупателю внешне машина может и приглянуться, то переносящая в начало 90-х приборная панель – вряд ли.

- На нашем рынке в большинстве своем остались те машины, из которых хозяева уже выжали все, что можно. Поэтому к выбору такого авто нужно подходить очень серьезно и обязательно брать с собой специалиста.  Но если все же найти вариант в хорошем состоянии, то Land Cruiser 80 будет ездить до тех пор, пока не встанет навсегда.
 

"Я утрирую, но на неофициальных соревнованиях джиперов тебе и чарку после финиша поднесут"

Хоть Евгений и имеет внушительный парк внедорожников, в повседневности он предпочитает передвигаться на скоромном Fiat Multipla. По его словам, все упирается в удобство и экономию. 

- Первой моей иномаркой была BMW 5-series, и она меня устраивала, пока я жил в городе. А вот когда перебрался в коттедж за кольцевую, то  получил оторванную "юбку", разбитые противотуманки, и необходимость возить зимой два ведра с песком в багажнике. Вскоре эта борьба надоела, и я в 1996 году купил свой первый внедорожник – такой иранский "ГАЗ 67" Pars Khodro Sahra. После этого у меня было много других джипов.

А уже конца 90-х Евгений начал активно заниматься организацией соревнований на бездорожье, и в середине 2000-х вместе с единомышленниками создал "Белорусскую автомобильную внедорожную федерацию", председателем которой сейчас является. Организация, конечно, призвана защищать интересы джиперов в Беларуси, но львиная доля ее деятельности заключается в организации и проведении гонок на бездорожье.

Запаску Евгению приходится возить в багажнике, так как после "грязевых ванн" снять ее из-под бампера практически невозможно
Запаску Евгению приходится возить в багажнике, так как после "грязевых ванн" снять ее из-под бампера практически невозможно.

- Правда, гонками заниматься в последнее время стало сложнее в связи с поправками в Закон "О массовых мероприятиях", принятыми в 2012 году. Так, раньше мы подавали заявку на проведение соревнований в исполком, который потом давал нам указания по дальнейшим действиям. А сейчас закон требует, чтобы при подаче заявки у меня уже были заключены договоры со скорой, милицией и спасателями, а также был точный список участников и их автомобилей.

Евгению потом долго приходится объяснять в исполкоме, что невозможно знать всех участников за месяц до соревнований. Но, по его словам, в местном органе власти обычно идут навстречу и советуют просто писать всех предполагаемых автоспортсменов. Власти исходят из того, что Селиверстову и так известны все гонщики с лицензиями, которые за деньги выдает "Белорусская автомобильная федерация".

- Эта лицензия дает гонщику не только право участвовать в соревнованиях, но и получать спортивные разряды и звания в зависимости от занятого места. Однако не всем это интересно, и вместо того, чтобы тратить свое время и деньги, даже многие хорошие гонщики уходят с официальных соревнований на уровень "покатушек", то есть неофициальных мероприятий. Но что поделать, джипер – птица вольная!

И эта вольность проявляется, в том числе, и в игнорировании закона, соответственно, о лицензиях, запретных территориях, пожарной и должной личной безопасности организаторы и сами гонщики задумываются меньше.

Наш герой не выступает против неофициальных соревнований джиперов, но хочет, что бы на них не было явного пренебрежения законом
Наш герой не выступает против неофициальных соревнований джиперов, но уверен, что лучше все делать "по закону".

- И я, конечно, утрирую, но там тебе и чарку поднесут после заезда. Соответственно, из-за таких вольготных условий на "покатушках" официальные соревнования постепенно становятся неконкурентоспособными.
 

"Хавьер" очень четко показал, кто есть кто на самом деле"

Не беремся судить насколько эффективно государство готово бороться с "покатушками", вместо чего размышляем с Евгением о готовности властей к следующим потенциальным "Хавьерам".

Я много общался с представителями различных служб после "Хавьера" и понял, что они извлекли серьезные уроки и даже подготовили специальные планы для работы в такой обстановке. Но год назад все службы, которые привыкли работать в штатном режиме, оказались совершенно не готовы встретить такую погоду.

Автомобиль Евгения не только готов встретить любые погодные условия, но и взять на борт на одного человека больше благодаря двухместному переднему пассажирскому сиденью
Автомобиль Евгения не только готов встретить любые погодные условия, но и взять на борт на одного человека больше благодаря двухместному переднему пассажирскому сиденью.

Евгений предполагает, что такая ситуация имела место потому, что никто не ожидал серьезного разгула стихии. Соответственно, городские службы включились в активную работу по расчистке дорог только с 8 утра следующего за ураганом 16 марта. До этого времени ситуация была только в руках неравнодушных людей.

- На дорогу на Гатово, например, приехал какой-то частник на маленькой "ТОшке" и по своей инициативе начал чистить. Потом мы с ним скооперировались, и я вытаскивал машины, пробивая для него проезд, а он раздвигал "елочкой" снег. Чуть позже подтянулись еще два ипэшника: один на КрАЗе-"лаптежнике" с огромными колесами, а второй - на эвакуаторе для тяжелых машин. Они также работали в паре: один поднимал застрявшую фуру за "морду", а другой "лаптежником" ее вытаскивал. Это были люди, движимые лишь собственным желанием помочь другим в беде.

Да и вообще, по мнению Евгения, "Хавьер" очень четко показал, кто есть кто на дороге. Так, в числе застрявших, вспоминает он, было много людей, кто расхватывал лопаты и откапывал другие машины. Однако были и те, кто продолжал сидеть в своих заснеженных автомобилях, пока не кончится топливо. Но наибольшие проблемы создавали водители, которые бросали машины прямо на дороге.

- Бывало 20 машин вытащишь из снега, а в следующем авто никого нет! Такие экземпляры приходилось выносить буквально на руках, чтобы освободить дорогу и возможность пробиться дальше. Были и такие случаи, когда мы только вычищали место для проезда, туда сразу же кто-то становился  и – "щелк" по замкам! Короче, в такой ситуации, как в подводной лодке, где деваться некуда, очень четко было видно, кто на что способен.

 

-45%
-50%
-20%
-30%
-50%
-51%