• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  2. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  3. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  4. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  5. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  6. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  7. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  8. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  9. Биатлонистка Блашко рассказала, как ей живется в Украине и что думает о ситуации в Беларуси
  10. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  11. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  12. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  13. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  14. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  15. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  16. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  17. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  18. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  19. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  20. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  23. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  24. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  25. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  26. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  27. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  28. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  29. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  30. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали


Денис Алдохин,

Столичный рынок услуг невозможно представить без нелегалов. Они не платят налогов, не попадаются проверяющим и постоянно конфликтуют с легальными перевозчиками за место под солнцем. Причем словесной перепалкой такие конфликты не ограничиваются: со стороны "бомбил" в ход идут кулаки, газовые баллончики, подручные предметы. Именно поэтому легальные перевозчики по Минску без электрошокера не ездят, а по рации хоть раз в день обязательно звучит позывной "Центр" - сигнал тревоги.



AUTO.TUT.BY посмотрел изнутри, - из салона автомобиля такси, - что происходит в сфере пассажирских перевозок. Нашим гидом по вечернему Минску стал таксист одной из столичных служб Николай (имя изменено. - Прим. ред).


"Все поделено по районам"

По словам Николая, Минск жестко поделен между нелегалами: тот, кто работает на Немиге, на вокзал не поедет, стоящие на Пушкина никогда не переедут в другой район. Причем эти неписаные законы попробуй не соблюсти: в ход идут кулаки, монтировки, слезоточивый газ. Дерутся не только с такими же нелегалами - бьют и таксистов, которые пытаются встать на хлебном месте.
 
- Быть нелегалом очень выгодно, – рассказывает Николай, – Их никто не трогает: ни транспортники, ни гаишники. Нет, ну изредка бывает, конечно, кого-то показательно оштрафуют, у кого-то даже машину конфискуют. Но это единичные случаи. А так - весь Минск знает точки нелегалов, казалось бы, бери и выкашивай, но это не нужно никому, нас "стригут". Любят, например, проверить наличие противооткатных букс, которые нам абсолютно не нужны. 

По словам таксиста, одна только подготовка автомобиля к легальной работе в такси обходится в 1,2 тыс. долларов. Потом с ежедневного заработка - Николай говорит, что за смену он редко превышает 600 тыс. - еще сплошные отчисления. Нелегал же тратится только на топливо.
 

Аренда авто с водителем - "облагороженные нелегалы"

Автомобили с шашечками и логотипом "А-А" на борту уже давно вызывают возмущение у столичных пассажиров высокими ценами, а у органов власти - своей "серой" подноготной: они не получают лицензию, не страхуют ответственность перевозчика перед пассажирами, ездят без таксометра и пр. И да, стоимость своих услуг устанавливают "от балды" - по-другому не назовешь.

- Да просто покупают в службе 156 поддержку - заказы на смартфон, в такси не числятся, все проверки проходят мимо них, – говорит Николай. – Страховки на пассажиров у них тоже нет, таксометр покупать не нужно, техосмотр раз в год (для автомобилей-такси - дважды в году. - Прим. ред.), кучу документов, необходимых таксистам, оформлять им не нужно -  сплошная экономия, а страдают клиенты. Цены такие товарищи заламывают большие, а в случае чего ни за себя, ни за пассажира не отвечают.
 

"Одно слово - война!"

Заезжаем с Николаем на предрейсовый осмотр, ему нужно пройти врача. Таксисты признаются, что по крайней мере в этой службе такой осмотр - чистая формальность. Расписался в журнале - и свободен: никто не проверяет, пьян ты или нет, не меряет давление. Говорят, каждый водитель сам понимает, чем рискует.
 
У медпункта собираются несколько коллег нашего "гида", отношения с нелегалами они характеризуют одним словом: "Война!" Таксист Сергей поясняет: "Нападения на нас - почти каждый день, а мелкие конфликты с нелегалами даже не считаем, таких за смену наберется десяток. Могут запросто спустить или порезать шины, ниппеля могут выкрутить и выбросить. Предложения "отъехать разобраться" - сплошь и рядом".


 
Таксист Валерий добавляет: "Есть целый ряд точек, где нам появляться просто опасно. Например, цветочный магазин на Немиге. Даже если привозишь клиента за цветами, его буквально за руки хватают нелегалы, а твое такси тем временем могут зажать другими автомобилями. Возле одного из столичных кафе вообще не дают подъехать, даже если ты за клиентом: машину сразу же блокируют и не выпускают, затем вполне могут наброситься с кулаками".

Собеседники говорят, что аэропорт  - это "вообще отдельная тема", легальные таксисты около него не стоят.

- Опасно для жизни в буквальном смысле, поэтому только высаживаем клиента и сразу уезжаем. Все легальные таксисты уезжают из Минск-2 пустыми! Был случай, когда один наш коллега нашел клиента, так того "бомбилы" буквально из машины достали, а таксисту набили морду, чтобы не совался.
 
Ребята говорят, что контролирующие органы бездействуют: 

- Приедь вечером к "Dozari", "Макс-шоу", посмотри, сколько там стоит нелегалов. Больше десятка наберется всегда, зато нашего борта не будет. ГАИ и транспортники, наверное, устали от них. Ну приезжают иногда, штрафуют. И что?.. Единственные, кто может изменить ситуацию, – налоговики. Если бы они почаще их проверяли да машины конфисковывали, толк был бы. А так нелегалам сейчас вольготно, учитывая их заработки. Ведь с точки зрения закона нелегал - не таксист, никаких специальных наказаний для него нет: обычный водитель с тюнингом под такси и только.
 

"Магниты воруют, а мы работать не можем"

Таксисты показывают: обязательные световозвращающие наклейки с рекламой перевозчика - как их называют, "магниты", - атрибут для такси обязательный, если их снять - диспетчерская служба может дней на 7 отключить от рации. 
 

 
Но магниты и есть магниты - снимаются на счет "раз".

- Стоит оставить машину во дворе с бортовыми наклейками на ночь, какой-нибудь "бомбила" снимет, затем наклеит на свою машину. И все, теперь он как бы легальный таксист, пассажир на такое "ведется".

Николай говорит, что потом особенно обидно слушать жалобы на какие-то отдельные службы такси: они-то знают, что их "магнитами" прикрываются нелегалы. Кстати, иногда потерпевшие даже узнают свои "магниты" на машинах "бомбил", но признаются, что забирать не идут - опасаются, уж слишком те "отмороженные".
 

Борьба за клиентов

За нашу совместную смену Николаю удалось заработать 520 тыс. рублей; если вычесть топливо на 300 тыс., доход получается так себе. Поэтому постукивающие на каждой неровности амортизаторы заменятся "как-нибудь в другой раз", честно признается таксист. Водитель говорит, что так "почти всегда, не считая, когда праздники выстреливают". Правда, в те самые праздники Минск просто заполоняют нелегалы - из всех точек страны.



- Чтобы хоть что-то зарабатывать, каждый таксист старается заполучить еще постоянных клиентов. Кто-то привлекает пассажиров хорошей музыкой, другие берут вежливостью, иные разрешают курить в салоне. Перевозчики тоже входят в положение: разрешают набивать на счетчике определенную сумму в месяц, чтобы не было проблем с налоговой, а остальное - мимо кассы. Выживаем как-то.
 

"Я не местный, только с вокзала приехал... За сколько довезете?"

На следующий день корреспондент AUTO.TUT.BY прогулялся возле того самого хлебного места на Немиге - цветочного магазина, где всегда "пасутся" нелегалы, а "въезд" таксистам заказан. В руках  - две большие сумки. 
 
Не проходит и десяти секунд, как водитель черного Renault приветливо машет рукой. Называю адрес.
 
Восемьдесят тысяч, - безапелляционно заявляет "бомбила".
 
День назад я проехал с одной из столичных служб с Немиги до дома - тот же маршрут - за 42 тыс. Ок, поехали. 
 
А нам далеко? Я не местный, только с вокзала приехал, – ломаю комедию. Вселенская тоска появляется в глазах нелегала: "Продешевил, надо было брать больше..."

Наивно спрашиваю, где таксометр. Водитель говорит, что он частник, а значит, ему такой прибор не нужен. Рация тоже, по его словам, прошлый век: он возит пассажиров от борта, а заказы принимает через интернет.
 
В пути я жалуюсь на его высокие цены, а он - на демпинг со стороны одной из столичных служб, мол, если бы не они, давно бы все цены к ЧМ-2014 подняли. 

- Кстати, на чемпионат мира многие наши специально "уйдут в отпуск", чтобы не работать задешево. Проверок много будет, заработать не дадут, – резюмирует мужчина.

Демонстративно размышляю, не пойти ли и мне в "такси": неужто ж себе клиента от борта не найду?

- Не стоит,  - с ухмылкой смотрит на меня "бомбила".  - Работать тебе все равно никто не даст.
-58%
-20%
-15%
-20%
-25%
-37%
-10%
0072143