1 марта вступил в законную силу Указ президента от 04.02.2014 г. № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств".
 

Кто будет платить?

Все - кроме беженцев и лиц, проживающих в Беларуси по виду на жительство, - но только на автомобили, ввезенные или выпущенные в свободное обращение после 1 марта 2014 года. 
 

Какие машины облагаются утильсбором?

В принципе - все: легковые и грузовые, ввозимые как юрлицами (предприятиями, организациями, дилерскими центрами, автохаусами и пр.), так и гражданами - кроме "гибридов". Разница лишь в ставках сбора - физлицам ввозить однозначно выгоднее.

28 февраля стало известно, что ставки установлены постановлением правительства №172 от 27 февраля.

Ставки установлены в российских рублях и аналогичны действующим на территории России: 20 тысяч рублей - для легковых автомобилей, 150 тысяч - для легких коммерческих и грузовых. Платить мы их будем в белорусских рублях - по курсу Нацбанка на день оплаты. К этим ставкам применяются коэффициенты: они утверждены тем же постановлением. Для физлица, которое ввозит автомобиль, в зависимости от возраста автомобиля он установлен в размере 0,1 и 0,15.
 

Считаем. По актуальному курсу ставка сбора для легковых автомобилей моложе 3 лет равняется 5,41 млн рублей. Применяем коэффициент 0,1 - сумма сбора для физлица сегодня равнялась бы 541 тыс. рублей


Коэффициенты к ставкам утилизационного сбора

  не старше 3-х лет старше 3-х лет
Виды и категории колесных
транспортных средств
Коэффициент Коэффициент
транспортные средства категории M1*, в том числе повышенной проходимости
категории G, а также специальные и специализированные транспортные
средства указанной категории
с электродвигателями 0,86 5,3
с рабочим объемом двигателя
не более 1000 см3
0,86 5,3
с рабочим объемом двигателя
свыше 1000 см3, но не более 2000 см3
1,34 8,26
с рабочим объемом двигателя
свыше 2000 см3, но не более 3000 см3
2,56 16,12
с рабочим объемом двигателя
свыше 3000 см3, но не более 3500 см3
3,47 28,5
с рабочим объемом двигателя
свыше 3500 см3
5,5 35,01
ввозимые физическими лицами для личного
пользования вне зависимости от
объема двигателя
0,1 0,15
транспортные средства категорий N1, N2, N3, 
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства полной массой
не более 2,5 тонны
0,5 0,88
транспортные средства полной массой
свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны
0,8 1,25
транспортные средства полной массой
свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн
1 1,6
транспортные средства полной массой
свыше 5 тонн, но не более 8 тонн
1,1 4,56
транспортные средства категорий М2, М3, 
в том числе повышенной проходимости категории G
транспортные средства с объемом двигателя
не более 2 500 см3
0,6 1
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3
1,2 3
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3
1,6 4,4
транспортные средства с объемом двигателя
свыше 10 000 см3
2 5,2
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3
шасси колесных транспортных средств
категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны
0,3 5
шасси колесных транспортных средств
категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн,
но не более 12 тонн
0,5 7
шасси колесных транспортных средств
категорий N3 полной массой свыше 12 тонн
1 10


ВАЖНО: к ставке сбора для юрлица нужно добавить еще 20 процентов НДС, которые дилер или автохаус дополнительно заплатит государству!

 

 

*Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения;
М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;

N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

G - транспортные средства повышенной проходимости.

 

 


Утильсбор на конкретную машину платится единожды и по стране назначения. Что это значит? Если вы покупаете у юрлица или гражданина машину, ввезенную и растаможенную после 1 марта, то беспокоиться о сборе уже не нужно - он уплачен тем лицом, которое выпустило этот автомобиль в свободное обращение на территории Таможенного союза, и сведения об этом будут во всех базах. Если автомобиль ввез автодилер или автохаус, то сбор уплатят они - предположительно, позже включив сумму сбора в стоимость автомобиля для покупателя.
 

Куда платить? 

Если автомобиль ввозит физлицо, то оно платит утильсбор в процессе растаможки - на расчетный счет, открытый Минфином; за взимание сбора отвечает ГТК. Без документа об уплате сбора зарегистрировать автомобиль в ГАИ будет невозможно.
 
Реквизиты счета
 
Бенефициар: Министерство финансов Республики Беларусь
 
УНП бенефициара - УНП соответствующей таможни (100420574, 600014353, 100319880, 300200608, 200216428, 400062691, 500212263, 500057312, 700008657);
 
Счет бенефициара - 3600920000008 (код валюты 974);
 
Банк - получатель: г. Минск, Национальный банк Республики Беларусь, код банка 042.
 
Реквизиты счетов для юрлиц размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.
Утильсбор уплачивается в доход белорусского бюджета, полученные от плательщиков средства, как было заявлено, будут направлены только и исключительно "на создание и развитие инфраструктуры втормета по утилизации отходов". Конкретных же планов представители Минпрома пока не озвучили.
 

С введением утильсбора некоторые новые авто... не подорожают

С 1 марта белорусское законодательство в сфере автобизнеса унифицировано не только в части взимания утильсбора - одновременно с этим нововведением в среднем на 5% снизились таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей для юрлиц

Свою роль в изменении цен на автомобили непременно сыграет "компенсационный эффект": дилеры могут даже выиграть, если пошлина уменьшается на величину большую, чем добавляет к цене сумма утилизационного сбора.

AUTO.TUT.BY cовместно с Белорусской автомобильной ассоциацией попробовали спрогнозировать изменение цен на ввезенные после 1 марта самые популярные в Беларуси (по итогам 2013 года) модели автомобилей в салонах дилеров. Оговоримся сразу - автомобили, которые могут стать дешевле, не обязательно станут: свою маржу каждый дилер определяет сам. По той же причине нельзя быть уверенными, что автомобили, которые не выигрывают от "компенсационного эффекта", подорожают ровно на сумму утильсбора - есть вероятность, что дилер пойдет навстречу клиенту и заложит величину сбора в свою маржинальную доходность.
 

Считаем. Большинство автомобилей из топ-10 продаж - российской сборки, с объемом двигателя от 1 до 2 литров. Автомобили, произведенные в Таможенном союзе, мы не растаможиваем, то есть на них снижение таможенных пошлин никакого влияния не окажут. Добавится лишь сумма утильсбора. 

20 000 российских рублей (ставка сбора для легковых авто) умножаем на коэффициент - для новых автомобилей с такими двигателями для юрлиц он равняется 1,34 - итого 26 800 российских рублей. По актуальному курсу это 743 доллара. Добавляем к сумме сбора 20% НДС, округляем - в среднем за каждый автомобиль дилер заплатит в бюджет 900 долларов.
Лидеры продаж легковых автомобилей (TOP 10)
Модель автомобиля* Страна производства Цена до
1 марта, 
Утильсбор и/или
таможенная пошлина
Цена после 1 марта, $
Volkswagen Polo  Россия  14 499$  добавляется утильсбор, 900$  15 400$
Renault Sandero Stepway  Россия  15 200$  добавляется утильсбор, 900$  16 100$
Renault Duster  Россия  18 900$  добавляется утильсбор, 900$  19 800$ 
Kia Rio  Россия  15 300$  добавляется утильсбор, 900$  16 200$
Hyundai Accent  Россия  15 200$  добавляется утильсбор, 900$  16 100$
VAZ Niva  Россия  9 337$  добавляется утильсбор, 900$  10 237$
Skoda Octavia  Чехия  15 600e  добавляется утильсбор, 900$ (или 657е), и снижается таможенная пошлина - на 5% останется на том же уровне**
Skoda Rapid  Чехия  11 990e  добавляется утильсбор, 900$ (или 657е), и снижается таможенная пошлина - на 5% останется на том же уровне**
VAZ 2114  Россия  7 176$  добавляется утильсбор, 900$  8 076 $
Kia Sportage  Словакия  28 300$  добавляется утильсбор, 900$, и снижается таможенная пошлина - на 5% останется на том же уровне**
* в самой простой комплектации
**размер таможенной стоимости автомобиля, из которой рассчитывается размер пошлины, специалистам БАА неизвестен, равно как и размер маржи дилера - так что предположительно, с учетом "компенсационного эффекта".

 

-50%
-55%
-30%
-40%
-12%
-99%
-20%