/

Купить автомобиль в Советском Союзе было сложно. А в 60-е, когда еще даже завода в Тольятти не было, стоять в очереди за машиной приходилось по 10 лет. Но были люди, которые решали транспортную проблему быстрее, собственноручно делая себе машину. Один из них – Борис Каравкин, который показал AUTO.TUT.BY автомобиль "Фантазия", придуманный и собранный им более 40 лет назад.



Чтобы собрать все комплектующие, пришлось 2 года рисовать для автомагазина стенгазету

После пятилетней службы в танковых войсках в конце 40-х Борис Иосифович вернулся в Минск, где работал в отделе материального обеспечения Минского высшего инженерного зенитно-ракетного училища. Как и у многих советских граждан, у него была мечта – собственный автомобиль.

- Это была середина шестидесятых, и чтобы приобрести машину, нужно было отстоять в очереди минимум 10 лет. К тому же и сумму нужно было накопить приличную. А как раз в это время мой знакомый сам сделал себе автомобиль. После этого и я загорелся идеей. Тем более что навыки и опыт были: еще в детстве я занимался в авиамодельном кружке, а уже в 60-х соорудил с приятелем аэросани.

В 1968 году наш герой подготовил все чертежи и макет будущего средства передвижения. Сложности возникли на этапе покупки запчастей, которые приобретались Борисом Каравкиным на протяжении двух лет. По его словам, он бы и за этот период не купил все комплектующие, если бы не оформлял для автомагазина всякие стенгазеты и стенды.

- Норматив для "самоделок" в то время предусматривал наличие двигателя объемом не более 1000 "кубиков", поэтому единственным вариантом был мотор от "Запорожца". Соответственно, под него я покупал и "запорожскую" коробку, задние рычаги, передний мост и другие комплектующие. А пока все это накапливалось в гараже, сварил раму для будущей машины.

К слову, материал для рамы и кузова достать в то время также было нелегко. Борису Иосифовичу помогло то, что работа в училище была связана с металлом. Правда, каждый сантиметр алюминия для кузова и стали для днища приобретался строго с согласия начальства и исключительно за деньги.

Модный в то время ракетный дизайн не прошел мимо и дизайнерских решений Бориса Каравкина
Модный в то время ракетный дизайн не прошел и мимо дизайнерских решений Бориса Каравкина

"Сосед в пробке" утверждает, что без двойной расцветки стиль ракеты не угадывался бы так четко
"Сосед в пробке" утверждает, что без двойной расцветки стиль ракеты не угадывался бы так четко

- Собирал машину я по вечерам, в выходные и во время отпусков. На это все ушло 4,5 года и 2100 советских рублей - с учетом стоимости гаража. Хоть и приходилось на всем экономить, однако это все равно было значительно дешевле того же "Запорожца", который стоил тогда 3,5 тысячи.

"Пока машину не хотели регистрировать в ГАИ, я целый год ездил на ней незаконно, а штрафов не получал"

Все было готово в 1973-м. Для регистрации автомобиля в ГАИ оставалось придумать лишь название своего детища. До сих пор у Бориса Иосифовича сохранился целый список наименований, в котором есть и "Мечта", и "Искра", и "Белорусочка". Даже символ революции "Аврора" там присутствует. В итоге наиболее дельным показалось предложение матери, которая посоветовала вариант "Фантазия". Мол, все-таки это продукт собственного воображения.

На эксклюзивном значке "Фантазии" просматривается не только парус, но и прочитывается слово "Сам"
На эксклюзивном значке "Фантазии" просматривается не только парус, но и прочитывается слово "Сам"

- Однако с первого раза в ГАИ я ее не зарегистрировал, так как она у меня была длиннее разрешенного норматива в 3,5 м - на 25 см. Я знал об этом несоответствии, но при меньшей длине "Фантазия" получалась совсем куцей! К тому же с короткой базой машина была бы менее устойчива, да и места для двигателя, который размещался сзади, было бы недостаточно. Так я и ходил два раза в ГАИ на регистрацию с чертежами, пытаясь обосновать отклонение от нормы.

Примечательно, что отказы в регистрации транспортного средства не заставили мастера держать свою "Фантазию" в гараже: он весь 1973 год колесил на машине с самодельным номерным знаком "ПРОБА".

Зеркала скручивали и в Союзе, поэтому решено было сделать их съемными
Зеркала скручивали и в Союзе, поэтому решено было сделать их съемными

Снять колпаки с колес можно только таким ключом, который конструктор также придумал сам
Снять колпаки с колес можно только таким ключом, который конструктор также придумал сам

- В Минске меня никто не останавливал, так как гаишники думали, что это какой-то экспериментальный автомобиль или иномарка. А вот когда я начал ездить уже по всей Беларуси, стали частенько тормозить. Однако никаких штрафов не давали: машина инспекторам тоже очень нравилась, и они  удивлялись моим способностям. Всегда просто советовали быстрее оформить в ГАИ.

Сдвижные двери казались тогда вообще чем-то невообразимым, а сделаны так были они лишь для того, чтобы исключить возможность проседания стоек. "А потом японцы украли у меня идею таких дверей!" – смеется конструктор
Сдвижные двери казались тогда вообще чем-то невообразимым, а сделаны так были лишь для того, чтобы исключить возможность проседания стоек. "А потом японцы украли у меня идею таких дверей!" – смеется конструктор.

На третий раз регистрация машины удалась благодаря тому, что в очереди оказался еще один самодельный автомобиль. По словам собеседника, он напоминал телегу, и "Фантазия" на этом фоне была вершиной автомобильного мастерства. Учитывая это, гаишники плюнули на лишние 25 см и зарегистрировали детище Бориса Иосифовича.

Панель изначально не была обклеена под дерево, а на месте магнитолы стояло самодельное радио, сделанное другом Бориса Каравкина
Панель изначально не была обклеена под дерево, а на месте магнитолы стояло самодельное радио, сделанное другом Бориса Каравкина

"Запас прочности конструкции моего авто был больше, чем всех советских машин того времени"

- А дальше начались технические изменения. Так, например, изначально в машине была очень жесткая подвеска с двумя торсионами и рычагами, что особенно чувствовалось по переднему мосту. Поэтому переднюю подвеску я сменил на самодельную по схеме McPherson, а заднюю оставил все-таки "запорожской". Чуть позже поставил на "Фантазию" и силовой агрегат Skoda, за который отдал немецкий понтонный двигатель времен войны, доставшийся мне по случайности.

Кстати, эта случайность весьма показательна для современного взгляда на историю СССР. Так, в военном училище в конце 70-х обучалось много курсантов из Прибалтики, которым удалось тайком вынести со склада в лес немалое количество боеприпасов - чтобы после демобилизации забрать оружие на родину для помощи "лесным братьям", боровшимся за независимость прибалтийских стран. Правда, оружие с помощью металлоискателей, конечно, нашли, а виновных наказали. А во время этих поисков обнаружили и закопанный понтонный двигатель, хорошо сохранившийся еще с войны. Выменять ценную находку на мотор от Skoda было уже делом техники.

Расположенный сзади двигатель охлаждался, в том числе и с помощью стильных воздухозаборников
Расположенный сзади двигатель охлаждался в том числе и с помощью стильных воздухозаборников

- Но "шкодовский" двигатель знакомый отдал мне без всяких документов, соответственно, в ГАИ допускать его к эксплуатации не хотели. Попросили вычислить объем, нагрузки на оси, центр тяжести и предоставить другие расчеты. Проведя все замеры, я пришел к тому, что мотор был 980 "кубиков", а запас прочности конструкции моего авто оказался больше, чем в серийных машинах! Двигатель был просто прекрасный, но под него, конечно, пришлось переделывать тросы и электрооборудование.

В политехническом институте Борису Иосифовичу лишь измерили диаметр цилиндров двигателя Skoda, а остальные расчеты – самостоятельная работа "соседа в пробке"
В политехническом институте Борису Иосифовичу лишь измерили диаметр цилиндров двигателя Skoda, а остальные расчеты – самостоятельная работа "соседа в пробке"

Во времена перестройки владельцы самодельных автомобилей, как и все, получили чуть больше свободы: им разрешили использовать двигатели объемом до 1,2 литра. Наш герой установил на "Фантазию" мотор от "копейки", перенеся силовой агрегат из багажника под капот. Для этого пришлось переварить раму, перебрать подвеску и усилить звукоизоляцию. Но, по мнению "соседа в пробке", эта игра стоила свеч.

- С мотором в 64 "лошадки" я выжимал на "Фантазии" 140 км/ч по брестской трассе, что почти сопоставимо со скоростным максимумом "Жигулей" первой модели. К слову, моя машина и весит примерно столько же – 1030 кг, только колеса будут поменьше, что и делает ее чуть медленнее. Расход бензина тоже, как у "копейки", – "червонец" на "сотню".

Видоизменялась "Фантазия" не только технически, но и внешне: обыкновенная решетка радиатора от "Москвича" приобрела более современную форму, а "ЗИЛовские" круглые фары спрятались за новым обрамлением
Видоизменялась "Фантазия" не только технически, но и внешне: обыкновенная решетка радиатора от "Москвича" приобрела более современную форму, а "ЗИЛовские" круглые фары спрятались за новым обрамлением

"Финны предлагали 10 тыс. евро за "Фантазию", но я не торгую частью своей жизни"

Обычная скорость Бориса Иосифовича в Минске, по его словам, – 60-70 км/ч. Но пенсионер жалуется, что держать ее продолжительное время стало в последнее время невозможно, мол, часто приходится тормозить перед "лежачими полицаями". Постоянно останавливают и гаишники.

- Первые раз 20 я еще думал, что за нарушение, а потом понял, в чем дело. Все по одному и тому же сценарию происходит: "А как?", "А что?", "А откуда?". Но зато сотрудники ко мне относятся благосклонно: вот недавно простили просроченную страховку.

В последнее время ездить на "Фантазии" зимой – себе дороже, так как при взаимодействии стальной рамы, алюминиевого кузова и соляной смеси образуются пузырьки с разъедающим химическим составом
В последнее время ездить на "Фантазии" зимой – себе дороже, так как при взаимодействии стальной рамы, алюминиевого кузова и соляной смеси образуются пузырьки с разъедающим химическим составом

Повышенный интерес к "Фантазии" проявляют не только гаишники. По словам Бориса Иосифовича, прохожие просятся не только сфотографироваться с машиной, но и частенько предлагают купить. Ценовой диапазон поступавших предложений – от 6 до 10 тыс. евро. Но продавать автомобиль, который прошел с ним через всю жизнь, "соседу в пробке" жалко. Тем более что он, несмотря на солидный возраст - 85 лет, уже планирует следующую модернизацию машины.

Наиболее запомнившееся Борису Иосифовичу предложение было от финнов, которые сулили 10 тыс. евро за "Фантазию"
Наиболее запомнившееся Борису Иосифовичу предложение было от финнов, которые сулили 10 тыс. евро за "Фантазию"

- Хочу сделать понтонную лодку и прикрепить ее на крышу автомобиля, чтобы можно было вывозить плавающий аппарат к озеру. У меня еще от немецкого двигателя остался винт, который я хочу приводить в движение велосипедной цепью.

Сейчас на одометре "Фантазии" заканчивается третий стотысячный круг и за это время, по словам хозяина, машина ни разу не ломалась
Сейчас на одометре "Фантазии" заканчивается третий стотысячный круг, и за это время, по словам хозяина, машина ни разу не ломалась

На пенсию в 3 миллиона живу по принципу трех "Д": доедаем, донашиваем, доживаем

От работы в Минском высшем инженерном зенитно-ракетном училище Борису Иосифовичу остались не только винт от понтонного двигателя, но и заслуженное право считать 23 февраля своим профессиональным праздником. Да и пять лет в танковых войсках – не шутка.

- Хоть товарищи и стареют, но мы до сих пор встречаемся и отмечаем этот праздник. Конечно, когда я работал в училище, все было более торжественно и богато: с парадами и концертами самодеятельности. Но я считаю, что и сейчас президент делает правильно, уделяя Дню защитника Отечества должное внимание.

Поддерживает президента Борис Иосифович и в вопросе сохранения в Беларуси призывной армии. По его мнению, армия дает не только какую-то прикладную специальность, но и "по-настоящему готовит молодого человека к войне". Кстати, в том, что Третья мировая не за горами, наш герой не сомневается.

- А когда идут в армию, чтобы заработать копейку, – это не то! Захочет ли солдат воевать, не имея чувства патриотизма, а просто ища, где лучше заплатят? И современный уклад жизни, когда деньги у молодежи являются приоритетом, только усугубляет эту ситуацию. Так что контрактная армия будет эффективна лишь тогда, когда у молодых людей на первом месте будет стоять патриотизм.

Борис Иосифович резюмирует, что пока у молодежи нет чувства, что родину нужно защищать – призывная армия необходима
Борис Иосифович резюмирует, что пока у молодежи нет чувства, что родину нужно защищать – призывная армия необходима

Тут же наш герой с ностальгией отмечает, что у советской молодежи как раз патриотизм и был на первом месте. А еще, вспоминает Борис Каравкин, тогда у всех была уверенность в завтрашнем дне, которой сейчас не хватает. Как не хватает нашему герою и пенсии в 3 миллиона рублей.

- Конечно, мне этого недостаточно. Поэтому приходится жить по формуле трех "Д": доедаем, донашиваем и доживаем…


Хотите обсудить новости с друзьями? Поделитесь материалом в любимой соцсети и присоединяйтесь к нашим группам в "ВКонтакте", Facebook и Twitter. Нам есть что рассказать и чем удивить.
-30%
-15%
-10%
-60%
-35%
-20%
-10%
-50%