Денис Алдохин,

Минск и областные центры бурлят "автомобильными" протестами: не устраивают цены на топливо, транспортный налог, утильсбор, дополнительные налоги на СТО, штрафы - говорят, государство уж не знает, что еще с автомобилистов взять. Наиболее решительные устраивают протесты, собирают подписи, остальные выражают недовольство на форумах. А что волнует автовладельцев в провинции - настоящей глубинке, а не ближнем Замкадье? AUTO.TUT.BY отправился вглубь Полоцкого района Витебской области.

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY

...На пути первый признак "автомобильной" цивилизации в деревне – местная СТО. К сожалению, она оказывается закрытой, что неудивительно: в глухой деревне - 2,5 машины. 

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY

Деревенский автомобильный парк - это преимущественно старые машины, которые легко отремонтировать самостоятельно. Например, в первом же попавшемся на пути дворе стоят сразу два Wartburg 1300: один - в ухоженном состоянии, другой – полуживой. Вряд ли хозяин их коллекционирует. Наверное, один служит источником запчастей для другого: перебрать эту машину своими руками несложно.

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY

 
Через несколько домов встречаем владельца стареньких "жигулей" - разговорчивого Василия. Военный пенсионер только недавно поставил машину, которая служила ему с 1985 года, на "прикол". "Катала она меня, катала, а потом эта пошлина, будь она неладна!", - говорит автовладелец, с сожалением признавая, что ездить на "жигуленке" стало нецелесообразно, да и "зачем проходить техосмотр каждый год, если уже через 2 года за него и налог заплачу больше, чем вся машина стоит?!"

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 
Пенсия небольшая, тем более я прапорщик, не офицер. Офицерам прибавили 50% к пенсии, нам 5%, вот и считай. А то, что основная работа лежала на нас, а они в штабах бумажки перекладывали, никого не волнует. Вся пенсия уходит на лекарства, каждое утро хожу на капельницу, поэтому денег платить новый налог нет. И не буду.
 
Нарушать же закон и ездить без техосмотра Василий - "Я человек старой советской закалки!" - не хочет, вот и ржавеет старенький автомобиль, сиротливо прижавшись к забору.
 

"Тут не ГАИ надо бояться, а... бобров!"

В следующей деревне AUTO.TUT.BY встречает одинокий VW Golf II - машина 1987 года выпуска, а как выглядит! Ни одного жучка, вся в родной краске! 
 
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY

Машину эту владелец Иван  использует, чтобы добираться до ближайшего городского поселка, оттуда на работу едет на общественном транспорте. На отдаленный хутор, где он проживает, автобусы не ходят вообще, от конечной остановки нужно идти порядка десяти километров пешком. Поэтому без машины никуда.

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY 

Проходить техосмотр и платить госпошлину водитель "вроде как" планирует: "Деньги уже собираю, но пока считаю-считаю и понимаю, что платить не хочется".
 
До ближайшей диагностической станции - 80 км. Туда и обратно - уже 160! Плюс нужно автомобиль привести в порядок, опять же в город ехать за запчастями, а бензин дорогой. Плюс новый налог. В итоге получится выложить за отметку о техосмотре больше миллиона - огромные деньги. Мне проще и дешевле на общественном транспорте добираться, а машина – это до хутора доехать, не больше. "Гольф" ставлю у бабушки во дворе, месяц аренды – пол-литра меда.

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 
Не удержавшись, задаем вопрос о ГАИ: а если, мол, поймают?
 
Так я в город не езжу, а здесь кому мы нужны? На хуторе - две бабки, четыре кошки и я. Да и какая ГАИ, места глухие, бобров опасаться больше надо: если животному дорогу не уступить, протектор выгрызает на раз.
 
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 

"На хорошие дороги только по телевизору смотрю"

Кроме VW Golf II в гараже Ивана есть еще "москвич комби" - для перевозки кирпичей, дров, навоза. 
 
Посчитал, что содержать лошадь накладнее, - смеется Иван. - Машина за 150 долларов, проходит везде, мотор неприхотливый, "ест" бензин из-под грузовика, а сколько груза берет! Как полностью сгниет, сдам на металл.

Иван говорит, что платить за этого "москвича" госпошлину "ну смешно, ей-богу!" Даже перспективы финансирования дорог средствами, собранными с автовладельцев, вызывают у сельского жителя улыбку. 

А вот выйди и посмотри на эту дорогу. Правда думаешь, что на нее денег тоже дадут? Уже 50 лет никто не ремонтирует и не будет! 
    
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 

"Что я в бумажках понимаю, вот гайку прикрутить - другое дело"

Заезжаем на местную СТО. "Стучите громче", – гласит надпись на воротах, однако стучать не приходится, видим, что работа вроде кипит. Возле гаража привлекает пара необычных колес. Благодаря армейскому прошлому, понимаю, что 700х250 – это от БРДМ-1, но глазам не верится…
 
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 
На вопрос, от чего покрышки, владелец импровизированной СТО только отмахивается: дороги, мол, плохие, не всякая машина пройдет, а ездить надо… 

Спрашиваем у деревенских "гаражников", будут ли регистрироваться, потянут ли допналог. Смотрят, как на столичных сумасшедших. Зачем?! С проверками в такую глушь никто не поедет, о приезде участкового заранее знает вся деревня. Тратить время на регистрацию, выбираясь в город, владелец точно не хочет:
 
Что я в этих бумажках понимаю, вот гайку прикрутить - другое дело. А за бумажки, поди, каждый месяц отчитываться надо, опять заполнять, в город ездить, я простой человек, не понимаю всех этих новых законов. Да и на одних поездках разорюсь, вся пенсия в трубу!
 
– А разве ремонт денег не приносит? - интересуемся.
 
Да какие деньги в деревне!? Это если гости из города приезжают, тогда заплатят, а свои – кто медом, кто картошкой рассчитывается, кто коня даст огород вспахать…
 
…AUTO.TUT.BY убедился: техосмотр, налог на СТО, утильсбор или автомобильная пошлина – это блажь для городских, а в деревне, где самый "свежий" автомобиль разменял четвертый десяток, свои законы. Глубинка переживет войну, очередное повышение цен на топливо, пошлины - и не изменится. Она может только исчезнуть, потому что в таких селах остались "две бабки, четыре кошки" и старенькие Wartburg 1300 - донор и реципиент.

Фото: Денис Алдохин, TUT.BY
 
-10%
-11%
-44%
-30%
-10%
-20%
-10%
-50%