109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  2. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  3. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  4. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  5. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  6. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  7. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  8. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  9. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  10. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  11. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  12. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  15. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  16. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  17. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  18. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  19. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  20. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  21. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  22. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  23. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн дня
  24. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  25. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  26. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  27. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  28. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  29. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  30. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы


/

Пока нет достаточного количества заправочных станций для электромобилей, востребован этот транспорт в Беларуси не будет. Так говорят автомобилисты, которые гипотетически даже готовы смириться со сравнительно высокими ценами на электрокары. Невзирая на то, что это явно не единственный фактор, ограничивающий потребительский спрос на электромобили, умалять роль инфраструктуры - точнее, ее отсутствия - нельзя.

С 1 февраля в Беларуси обнуляется растаможка на электромобили >>>
Как обстоят дела с "заправками" для электромобилей в Европе, Америке, и у нас?
 

Какие бывают "заправки" - зарядки?

Зарядные станции бывают двух типов.
 
1. Обычная розетка 220V. Такой вид зарядки хорош, когда у вас есть коттедж или гараж. Приехали, поставили машину, подключили к розетке, оставили заряжаться на ночь – к утру батарея полностью зарядится.
 
2. Станции с большим напряжением. Подходят для подзарядки и быстрой зарядки аккумулятора на 50–80%. Устройство выглядит предельно просто: заправочная колонка с двумя розетками, счетчиком электроэнергии, индикатором, который показывает процент зарядки батареи.
 
Фото: autoweek.com.ua

Одним из наиболее распространенных типов "быстрых" заправок является CHAdeMO (от французского charge de move). Этот стандарт разработан в Японии при участии инженеров Mitsubishi, Toyota, Nissan и других. Экспресс-заправки этого стандарта подходят также для зарядки электровелосипедов и скутеров. Ассоциация CHAdeMO была основана в 2010 году, и с тех пор ежегодно количество заправочных станций экспресс-типа увеличивалось в два раза. На сегодняшний день зарядные станции CHAdeMO обслуживают 90% всего рынка электромобилей.

В отличие от обычных зарядных станций напряжением 220V, заправки стандарта CHAdeMO подают на аккумуляторы электромобиля постоянный ток мощностью до 50 кВт, напряжением до 500 V и силой до 125 А. Когда машина полностью разряжена, зарядка занимает всего около получаса. Но батарея будет заряжена не более чем на 80%. К примеру, для одного из самых распространенных электрокаров  Mitsubishi i-MiEV этого хватает в среднем на 100 км пути.


Как и за сколько "заправляют" электромобили в Европе и США?

Именно на подобные "быстрые" заправки по вполне очевидным причинам делают упор в Европе, Америке, Японии. А для популяризации экологического транспорта они зачастую еще и бесплатны. К примеру, в Германии, которая считается лидером по развитию электромобильной инфраструктуры, "быстрые" заправки общедоступны в крупных городах: в Берлине действует свыше 100 бесплатных заправок, многие из которых расположены на паркингах у торговых центров, супермаркетов. Специальные парковочные места, оснащенные зарядными станциями, имеют право занимать только водители электрокаров.

 
По словам автомобилистов из Берлина, эти заправки практически всегда пустуют, очередей нет. Это говорит о том, что бесплатных заправочных станций в крупных городах достаточно для владельцев электрокаров. А их, к слову, не так много. В 2012 году в Германии на 100 автомобилей с двигателем внутреннего сгорания приходился всего 1 электромобиль.
 
На платных же заправках стоимость кВт/ч составляет в среднем 22 евроцента (2858 белорусских рублей).
 
Аналогичная ситуация в Великобритании. В частности, в Лондоне еще в 2010 году насчитывалось свыше 200 пунктов зарядки электромобилей. Стоимость пользования в год составляла на тот момент, как пишет The Times, 75 фунтов стерлингов (91 евро, или чуть более миллиона белорусских рублей). Но есть и бесплатные станции в городах - с отдельными парковочными местами.
 
В Европе, кроме этого, внедрена так называемая "интеллектуальная инфраструктура для электромобилей" (Electric Vehicle Intelligent Infra Structure, ELVIIS) – совместный исследовательский проект Volvo, Ericsson,Göteborg Energi и Viktoria Institute. Благодаря ей водитель может по сотовой связи связаться с компьютерами энергетической компании, чтобы согласовать тариф и сообщить необходимое количество энергии. Фактическое время начала заправки может сдвигаться компьютером в зависимости от смены тарифа (день/ночь, утро/вечер). Такая подстройка хоть и платная, но за счет своей рациональности экономит средства владельца машины.
 
В США активно идет кампания по продвижению одного из самых ярких электрокаров класса люкс – Tesla Model S. Там появилась целая сеть электрозаправочных станций Supercharger, функционирующих на солнечной энергии, где владельцы седанов Model S могут абсолютно бесплатно заряжать свои машины. Такие же заправочные станции работают в Европе и Азии. На них буквально за полчаса можно зарядить аккумулятор до уровня, достаточного чтобы проехать примерно 240 км.
 
Пока электромобили не очень распространены, дефицита бесплатных заправочных станций нет. И даже несмотря на политику популяризации экологического транспорта, на электрокары все еще пересаживаются неохотно.
 

Где заправляться потенциальным владельцам электромобилей в Беларуси?

А в Беларуси пока... нигде. На сегодняшний день в стране действует лишь одна заправка - да и та исключительно для служебного электромобиля Nissan Leaf компании "А100". В планах ПО "Белоруснефть" – внедрение заправочных станций в Минске и Гомеле.
 
Быстрая зарядная станция стоит примерно 40 тысяч евро. Дороговизна связана с необходимостью встраивать в станцию процессор, который не допускает перегрева батареи при зарядке или иное ее повреждение. А ведь станций таких надо не один десяток.
 
Белорусские перспективы по популяризации электромобилей нельзя ограничивать лишь заправками. Необходимо еще наладить систему телекоммуникации и "умных" сетей (аналогичную той, которая используется в ELVIS), создать сервисные центры по обслуживанию электромобилей, продумать вопросы утилизации аккумуляторов. Иными словами, одной лишь временной отменой ввозных таможенных пошлин на электромобили вряд ли удастся заинтересовать водителей пересесть с традиционных бензиновых или дизельных машин на экологичные электрические.
-20%
-10%
-15%
-10%
-50%
-10%
-40%
-8%
-15%