/

За прошлый год сотрудниками таможни и пограничниками в международном автодорожном пункте пропуска "Брест" было досмотрено в общей сложности свыше 3 тыс. автомобилей.

Как выбирают и досматривают подозрительные транспортные средства? Где в машинах чаще всего прячут контрабанду? Что Будда делает на белорусско-польской границе и как пересечь пункт пропуска, так ни разу и не встретив таможенника?

Об этом - в репортаже AUTO.TUT.BY с МАПП "Брест".

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

В боксе углубленного досмотра как раз заканчивают работу над универсалом Volkswagen. Автомобиль стоит над смотровой ямой, двери и багажник открыты. Одного колеса не хватает – водитель понес его на рентген. Фотосъемку в боксе нам не разрешили – режимный объект.

Интерьер бокса напоминает большой гараж: по бокам двери в служебные помещения, посередине – смотровая яма. Еще несколько минут назад здесь кипела работа, а сейчас непривычно тихо - на время отсутствия водителя досмотр приостанавливается.

Возле Volkswagen кинолог-пограничник поглаживает собаку по кличке Будда. Пес, натасканный на оружие и взрывчатые вещества, послушно сидит, не отрывая взгляда от автомобиля. Неподалеку стоит кинолог-таможенник. Его черный лабрадор, который "работает" на наркотики, увлеченно грызет в одной из комнат бокса теннисный мячик.


Ворота и "стена плача"

Автомобили в МАПП "Брест" попадают с польской стороны по мосту через реку Западный Буг. Ровно посередине моста проходит госграница, обозначенная двумя линиями: красная – поляки, белая – белорусы.

На спуске установлены ворота - несколько желтых цилиндров по обе стороны дороги, которые сканируют проезжающие автомобили на наличие радиоактивных веществ.

Затем автомобили следуют к коридорам, или каналам. На зеленом автомобиль осматривают только пограничники. К слову, если ехать по "зеленке", можно пересечь границу, так ни разу и не встретив таможенника.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

На красном автомобиль первыми "изучают" пограничники. Во время паспортного контроля в их задачи входит выявление лиц, пытающихся незаконно пересечь границу, укрывшись в багажном отделении или салоне автомобиля, а также осмотр автомобиля на наличие признаков контрабанды.

Затем к работе приступают таможенники. Помимо поиска контрабанды в их обязанности также входит ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль - если в этом есть необходимость.

В конце красного коридора, у самой крайней полосы, на второй кабинке висит информационная доска. Под ней - весы. Среди челноков это место известно как "стена плача". Посещают "приграничную достопримечательность" водители, которых подозревают в незаконном перемещении товаров. При наличии таких оснований автомобили выводятся из общего потока, их водителям приходится выгружать товар, взвешивать, подтверждать достоверность заявленных в декларациях сведений.


Бокс

В бокс углубленного досмотра с каналов отправляют в нескольких случаях: есть оперативная информация, что в транспортном средстве перевозится контрабанда; в ходе выборочного контроля из общего потока автомобилей; по возникшему подозрению. Выдает контрабандиста зачастую его поведение, говорит начальник отдела пограничного контроля "Варшавский мост" Брестской пограничной группы Василий Алтунин.

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

Начальник отдела таможенного оформления и контроля таможенного поста "Варшавский мост" Брестской таможни Игорь Охримук добавил, что важную роль играет и "чуйка" таможенников.

"Если человек нервничает или неадекватно себя ведет, то это уже первый признак того, что человек пытается что-то незаконно перевести. Поэтому на поведение, конечно, обращается внимание", - пояснил он.

Как отмечают собеседники, раньше контрабанду перевозили преимущественно в старых машинах. Оно и понятно - за использование тайников для перемещения товаров возможно изъятие автомобиля с последующей конфискацией по решению суда. Теперь же контрабанду нередко находят и в новых авто.

Время досмотра варьируется – в зависимости от того, насколько хорошо запрятан нелегальный товар. На каждый тип транспортного средства существует свой алгоритм работы. Однако начало процедуры одинаково как для всех: сначала водителю предлагается достать из автомобиля все сумки и посторонние предметы, затем у него спрашивают о наличии товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через границу. После начинается досмотр.


Собачья работа

Первыми "в бой" вступают кинологи. Если собака учуяла "подозрительный" запах - подает сигнал (лает, садится, указывает лапой). Как рассказал начальник отдела кинологической службы Брестской таможни Виталий Сосмин, с которым мы познакомились в боксе, собак "натаскивают" долгими тренировками:

"Сначала собаку приучают к тому, чтобы она бегала и приносила мячик. Потом обучают команде "ищи". Затем ее обучают запаху с помощью "закладки" (колба с небольшим количеством наркотического вещества. – Прим. автора). В машине кинолог прячет мячик и рядом кладет закладку. Собака находит любимую игрушку и слышит запах наркотика. Вырабатывается связь: запах – мячик - награда".

Четвероногие работают в два раза меньше других сотрудников МАПП. Их рабочий день по нормативу не должен превышать шести часов.

"45 минут мы работаем с собакой, 15 минут даем на отдых. Так в течение шести часов. Но если надо, собаки могут работать и дольше. Моя собака натренирована на поиск оружия и взрывчатых веществ и указывает местонахождение запрещенных веществ. Есть у нас также собаки, которые "срабатывают" на наркотики", - пояснил AUTO.TUT.BY контролер-инструктор ОПК "Варшавский мост" Брестской пограничной группы старший прапорщик Андрей Ясюк.


Что находят

Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY

После собак за дело берутся сотрудники таможни и пограничники. Если с отчаянными контрабандистами, которые прячут товар банально в сумках, все предельно просто, то с опытными, которые оборудуют в машинах тайники, приходится повозиться. Что только не находили пограничники и таможенники в машинах: наркотики, автомобильные запчасти, снаряжение для дайвинга, детали рентген-аппарата, iPhone, сигареты, бижутерию, одежду и другие товары.

Чаще всего отечественные и польские контрабандисты оборудуют тайники под обшивкой салона, напольными ковриками, за панелью на месте подушки безопасности, под сиденьями, в нишах между лобовым стеклом и моторным отсеком автомобиля.

Иной подход у "соляровозов". Они чаще всего приваривают к раме металлические емкости, удлиняют или устанавливают дополнительные самодельные топливные баки. Так, например, в декабре был изъят Mercedes-Benz Sprinter, в котором "кустарный" бак вмещал 250 литров топлива.

Как пояснили на МАПП, таможенники редко ошибаются: процент "чистых" автомобилей, из тех, что попадают в бокс, невелик.

- Практически во всех автомобилях, которые мы отправляем в бокс углубленного досмотра, находим что-нибудь запрещенное.

Как сообщили AUTO.TUT.BY представители ГТК, в 2013 году таможенными службами досматривался всего 1% пересекающих белорусскую границу автомобилей. В наступившем году это количество должно значительно увеличиться.
-70%
-30%
-20%
-10%
-20%
-35%
-20%
-55%
-21%
-10%
-10%
-21%