/

Представители ГТК предупредили, что ситуация на белорусской границе нормализуется лишь к началу февраля, и ответили на вопрос, кто же виноват в проблемах мерзнущих в 30-километровых очередях на польской стороне перевозчиков.

Фото: bymedia.net
Фото: bymedia.net

Как уже писал AUTO.TUT.BY, в последние несколько суток
на польско-белорусской (а также - хоть и не так критично - на литовско-белорусской) границе образовались огромные очереди грузовиков: вереницы из 350-450 большегрузов растянулись на 30 и более километров, время ожидания в очереди - до 36 часов. Таможенная служба Польши в воскресенье 19 января заявила, что напряженная ситуация на погранпереходах связана с организационными проблемами на белорусской таможне.


Напомним, сотрудникам таможенных органов с 1 января переданы функции Транспортной инспекции Минтранса по контролю за международными автомобильными перевозками (автомобильный контроль) и соблюдением параметров автомобильных транспортных средств (весогабаритный контроль). Теперь таможенники обязаны в том числе проверять путевые листы, измерять габариты, взвешивать автомобили для определения нагрузки на ось.
- Сотрудники таможни начали работу с новым программным продуктом. Они прошли обучение, они умеют в ней работать. Но это все же новый продукт - нужно учитывать и человеческий фактор, и редкие, но все же сбои в системе, - пояснил, отвечая на вопрос AUTO.TUT.BY, начальник управления организации таможенного контроля ГТК Владимир Орловский. - Речь не идет о часах, но сбои на 10-15 минут были несколько раз - для границы это много. Косвенно, конечно, и это могло поспособствовать.

Но основная причина сложной ситуации на польско-белорусской границе - это, по словам представителя ГТК, все же "внезапно возросшие в нынешнем январе грузопотоки".

-
То, что мы взяли на себя дополнительные функции, не сделало процедуру оформления более длительной - время не превышает того, которое тратили и "транспортники". А машин почему-то резко стало больше. Например, 19 января 2013 года в Брузгах стояли 250 грузовиков, в тот же день 2014-го - 450. Мы знаем, что январь - традиционно не самый сложный месяц из-за рождественских праздников в Европе, поэтому и вводили систему с 1 января, чтобы иметь время на "обкатку". К сожалению, в этом году наш прогноз не совсем оправдался: грузопоток начал расти быстрее, чем в предыдущие годы. Если в прошлые годы он восстанавливался где-то к началу февраля, то в этом году уже 15 января был максимальным, - пояснил Орловский.

По словам представителей ГТК, сегодня большинство погранпереходов обеспечивает 90-100 процентов пропускной способности
автомобилей. Стопроцентной же пропускной способности на приграничных переходах планируется добиться к началу февраля.

- Вы же поймите, пункт в принципе может пропустить не более определенного количества автомобилей на въезд и на выезд в сутки. Если машин больше пропускной способности - они будут стоять в очередях, - добавил
заместитель председателя ГТК Сергей Полудень.

С другой стороны, с учетом того, что
в Козловичах, например, как сообщили таможенники, максимальная пропускная способность составляет 1 тыс. транспортных средств на въезд, непонятно, почему при отсутствии проблем по оформлению 450 грузовиков из очереди не могут пройти границу за расчетные (при 90-процентной пропускной способности) 12 часов: перевозчики - пользователи AUTO.TUT.BY - сообщают нам, что время их ожидания на польско-белорусской границе уже превысило 24 часа.

- Очереди сохраняются, потому что к границе все время подъезжают новые грузовики, - считают в ГТК.

Заместитель председателя ГТК Сергей Полудень предложил перевозчикам "изучать информацию, где меньше очереди, и с учетом этого оптимизировать свой путь".

- Мы с себя ответственности не снимаем. Сейчас постоянно мониторим ситуацию, перенаправляем дополнительные силы за счет сотрудников внутренних пунктов таможенного оформления, но это мы делаем только сейчас - на этой неделе. Не были готовы. Раньше нам приходилось прибегать к такой мере лишь несколько раз, и никогда - в январе.
-50%
-20%
-20%
-20%
-30%
-50%
-30%
-50%
-10%
-55%