/

В отношении 40-летнего водителя рейсового автобуса, который 16 января в центре Гомеля насмерть сбил на тротуаре женщину, возбудили уголовное дело.



- УСК по Гомельской области возбудило уголовное дело по ч.2 ст. 317 УК РБ "Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств" в отношении 40-летнего водителя городского автобуса №17, который 16 января совершил наезд на пешехода, выехав на тротуар в центре Гомеля, - сообщила официальный представитель Гомельского областного управления СК Мария Кривоногова.

Напомним, днем 16 января в центре Гомеля на улице Советской автобус МАЗ внезапно выехал за пределы проезжей части, пересек тротуар и въехал в сквер, где остановился, врезавшись в деревянную скульптуру. Во время движения он, как сообщала ГАИ Гомеля, задел двух пешеходов: одна из женщин получила незначительные травмы, вторая оказалась под днищем автобуса и от полученных повреждений скончалась на месте происшествия. Также пострадала пассажирка автобуса, получившая переломы при выходе из салона после аварии. 59-летняя женщина была госпитализирована.

- 40-летний водитель автобуса после аварии был извлечен с водительского места. По предварительной информации, он находился в бессознательном состоянии. Мужчину доставили в медучреждение для медицинского освидетельствования и установления возможных заболеваний, которые могли привести к резкому ухудшению самочувствия. На данный момент это одна из версий происшествия, которая проверяется следствием в числе других, - сообщила Мария Кривоногова. Представитель УСК добавила, что назначен ряд экспертиз, результаты которых "позволят установить действительную причину происшествия, которое привело к гибели человека".

Вот как описывала состояние водителя автобуса после аварии пользователь AUTO.TUT.BY eva2011 на форуме: "Цвет у водителя был темно-серый. Он без сознания (или уже труп) лежал в разбитой кабине. МЧС приехала позже. Сперва были пару милиционеров, видимо рядом были. Кто-то+милиция (не МЧС), выломал переднюю дверь и водителя за руки и ноги выволокли в ближайшую скорую. На вид было похоже, что он - не жилец. Чтоб так изменился цвет лица..." (стилистика, орфография и пунктуация пользователя сохранены. - Прим. ред.)

Когда виноват водитель?

AUTO.TUT.BY попытался разобраться, кто виноват в гибели человека в ДТП, если к аварии привело внезапное ухудшение состояния водителя.

Заранее оговоримся, что в таких случаях следственные органы традиционно проводят огромный объем исследований, кропотливо изучая все материалы: от показаний свидетелей и очевидцев до результатов соответствующих экспертиз. Последних в подобных случаях назначается множество, однако основными для определения состояния водителя в момент ДТП при, например, предполагаемой потере сознания за рулем, для следствия являются заключения судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертиз и пр. Для всестороннего исследования водителей чаще всего помещают в стационар на достаточно продолжительный срок. Параллельно следствие может истребовать из медицинских учреждений всю меддокументацию на водителя - начиная от обращений к врачам в детском возрасте.

Вариантов, по словам следователей, может быть несколько.

Оговоримся еще раз: мы не ставим цели проанализировать конкретную трагедию, произошедшую в Гомеле, а рассматриваем ситуацию в целом.
Вариант первый.

Водитель может, попросту говоря, врать: списывать свои невнимательность, осознанное нарушение и т.д. на "внезапную потерю сознания". И если свидетельские показания и заключения судмедэкспертов будут эту версию опровергать, то при наличии достаточных доказательств дело в отношении водителя все же уйдет в суд.

Подобная ситуация имела место при расследовании уголовного дела о столкновении грузовика с Citroen на Партизанском проспекте столицы 22 мая 2013 года: КаМАЗ с прицепом остановился на светофоре, сзади к нему подъехал автомобиль Citroen Xsara Picasso, в который на полной скорости влетел грузовой МАЗ.
 
Фото: Максим Пушкин Легковой автомобиль буквально затолкало под прицеп КаМАЗа, погибла пассажирка легковушки. Водитель МАЗ убеждал представителей следствия, что ему стало плохо за рулем и в Citroen врезалась неуправляемая машина, однако в ходе расследования дела на основании свидетельских показаний и заключения экспертиз было установлено, что это не так.

Уголовное дело в отношении 47-летнего водителя ушло в суд.
Вариант второй: потеря или расстройство сознания на самом деле имели место.

Далее следствию предстоит выяснить, могли ли предполагать подобное внезапное ухудшение состояния сам водитель или медработники, которые выдали ему медицинскую справку.

Если водитель еще перед поездкой находился в болезненном или утомленном состоянии, или же под воздействием лекарств, то он нарушил п.10.2 ПДД и понесет за это ответственность.

Действия медиков, выдавших водителю справку, также будут оценены в рамках следствия по уголовному делу: будет назначена служебная проверка, по результатам которой будет дана правовая оценка законности выдачи документа. И если в действиях медиков будет усмотрен состав преступления, дела могут быть возбуждены уже в отношении должностных лиц. Правда, говорят в следствии, на практике установить "вину" медиков практически невозможно.

Если же никто не мог предвидеть ухудшения физического состояния водителя, потеря или расстройство сознания произошли внезапно и предотвратить их не было никакой возможности, - уголовное дело в отношении водителя прекратят.

Подобная ситуация произошла 11 августа 2013 года в столичном переулке Солтыса. Водитель VW Golf потерял сознание и врезался в столб.

В аварии тяжело пострадала его дочь, ехавшая на заднем сидении непристегнутой. Через несколько дней 6-летняя девочка от полученных травм скончалась в больнице. Тогда эксперты, проанализировав огромный объем данных о состоянии здоровья водителя начиная с раннего возраста, пришли к выводу, что "могла иметь место внезапная потеря сознания", предсказать или предотвратить которую не было возможности.

Уголовное дело в отношении водителя было прекращено.
-50%
-35%
-21%
-40%
-10%
-10%
-10%
-10%
-15%
-15%