Обнуление растаможки на ввозимые с 1 февраля текущего года электрокары не исключает необходимости уплаты обязательных налогов и сборов. Сколько же стоит растаможить электромобиль?

Таможенный кодекс Таможенного союза (п.1 ст.70) говорит нам, что к таможенным платежам при ввозе товаров для личного пользования относятся:

Таможенный кодекс Таможенного союза (п.1 ст.70) говорит нам, что к таможенным платежам при ввозе товаров для личного пользования относятся:
– ввозная таможенная пошлина;
– НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
– акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС;
– таможенный сбор.
Как уже писал AUTO.TUT.BY, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 23 декабря одобрил временное обнуление пошлины на ввоз легковых электромобилей в страны ТС - до конца 2015 года. А это значит, что ввозная пошлина, которая, в соответствии с кодом ТН ВЭД, на сегодняшний день равна 20% таможенной стоимости электромобиля, уже с февраля 2014 взиматься не будет.
Разбираемся с оставшимися платежами.
База для исчисления НДС и акциза определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, для Беларуси это – Особенная часть Налогового кодекса.
Разбираемся с оставшимися платежами.
База для исчисления НДС и акциза определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза, для Беларуси это – Особенная часть Налогового кодекса.
Электромобили относятся к подакцизным товарам. Ставки акциза содержатся в Приложении 1 к Налоговому кодексу РБ и установлены в зависимости от мощности двигателя .
Наименование товара | Единица налогообложения | Ставки акцизов, рублей за единицу налогообложения | |
с 1 января по 30 июня | с 1 июля по 31 декабря | ||
Микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые: | |||
мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно | 0,75 киловатта (1 лошадиная сила) | 0 | 0 |
мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно | 0,75 киловатта (1 лошадиная сила) | 2200 | 2200 |
мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) | 0,75 киловатта (1 лошадиная сила) | 22100 | 22100 |
Далее - налог на добавленную стоимость. Согласно подпункту 1.3 п. 1 ст. 102 Особенной части Налогового кодекса РБ в отношении электромобилей установлена ставка НДС – 20%. При этом налогооблагаемой базой для исчисления НДС служит документально подтвержденная таможенная стоимость с учетом уплаты акциза (п.1 ст. 99 Налогового Кодекса РБ). То есть, НДС рассчитывается из цены автомобиля в Европе плюс сумма акциза.
Кроме этих двух налогов, в соответствии с Приложением 2 к Указу Президента от 13.07.2006 №443 "О таможенных сборах", уплате подлежит таможенный сбор за совершение таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования - в размере 10 евро.
На сколько же в итоге увеличится цена электрокара после уплаты всех сборов?
Возьмем для примера самый популярный электромобиль Nissan Leaf.
На mobile.de есть экземпляр 2011 года выпуска. Заявленная цена – 13700 евро.

Кстати, имейте в виду, что если сотрудникам таможенной службы сумма сделки покажется заниженной, среднерыночная цена аналогичного автомобиля будет взята из соответствующих автокаталогов!
Ввозная пошлина с 1 февраля обнуляется, поэтому ее не учитываем.
Мощность двигателя, согласно технической документации, составляет 80 кВт·ч (109 л.с.),следовательно, придется платить акциз из расчета 2200 рублей за 0,75 кВт или 1 л.с. Итого - 239 800 рублей (или 18,4 евро*).
Рассчитаем НДС. Налогооблагаемая база - 13718 евро, то есть сумма НДС - 20% - 2744 евро.
В итоге конечная цена вместе с таможенным сбором в размере 10 евро составит 16472 евро, что на 2772 евро больше изначальной цены.
Цена в Европе, евро | Акциз, евро | Цена с НДС, евро | НДС, евро | Цена с акцизом и НДС, евро | Таможенный сбор, евро | Итоговая цена, евро |
13700 | 18 | 13718 | 2744 | 16462 | 10 | 16472 |
Рассчитаем таможенные платежи для одного из самых дорогих электромобилей – Tesla Model S с заявленной ценой 86290 евро. В данном случае предусмотрен вычет НДС, однако на расчет это никак не повлияет, поскольку "европейский" НДС будет возвращен уже после ввоза электромобиля на территорию Беларуси.

Мощность двигателя – 270 кВт·ч (367 л.с.), следовательно, платить акциз придется уже из расчета 22100 рублей за 0,75 кВт или 1 л.с. Итого - 8 110 700 рублей (или 622 евро*).
Налогооблагаемая база (с учетом акциза) для расчета НДС – 86912 евро, то есть сумма налога составляет 17382 евро.
Итоговая цена вместе с таможенным сбором в размере 10 евро составит 104304 евро, что на 18014 больше цены покупки.
Цена в Европе, евро | Акциз, евро | Цена с НДС, евро | НДС, евро | Цена с акцизом и НДС, евро | Таможенный сбор, евро | Итоговая цена, евро |
86290 | 622 | 86912 | 17382 | 104294 | 10 | 104304 |
Как видим, даже после временной отмены ввозной таможенной пошлины конечная стоимость электромобиля для белоруса существенно отличается от цены покупки.
* по курсу НБ РБ на 15 января 2014 г.
* по курсу НБ РБ на 15 января 2014 г.