/

В канун Рождества AUTO.TUT.BY отправился к католическому священнику, чтобы обменяться поздравлениями и посмотреть, на чем ездит настоятель одного из минских приходов. Отец Станислав показал нам свою Skoda Octavia, а также рассказал об источниках пополнения своего бюджета и семейных традициях праздника.



"Ни разу до Octavia не ездил на дизеле и решил попробовать. Вернусь к бензину"

- Я рассматривал вариант надежной и недорогой машины, поэтому присматривался еще и к Volkswagen Golf или Passat [^], а вот, например, "француза" для себя полностью исключал. Но по объявлению нашел эту Skoda Octavia 2007 года из Голландии и долго раздумывать не стал.



Но прежде чем приобрести авто, отцу Станиславу, состоящему в монашеском ордене, необходимо было просить разрешения на покупку у своего провинциала. И это даже при том, что Skoda приобреталась за счет средств самого нашего героя, которые у католических священников формируются из пожертвований.
 
- Люди жертвуют, например, 10 долларов, говоря, что 5 из них – на храм, а 5 оставшихся – священнику. Также есть родственники и знакомые, которые в состоянии чем-то помочь: вот так и формируется мой бюджет, в том числе и на покупку машины.

Octavia 1,9 TDI с пробегом 118 тыс. километров обошлась отцу Станиславу на тот момент в 10 тысяч долларов.
 
- Я ни разу до этого не ездил на дизеле и вот решил попробовать. Но, скажу честно, планирую снова вернуться в будущем к бензиновым авто. Ведь эта машина и работает более шумно, да и при морозе -20 утром ее бывает сложно завести. 



Зато этот дизельный мотор вполне экономичен - 6 литров на "сотню" по городу и 5 по трассе. Да и по остальным расходам Octavia устраивает: при выросшем за три года почти на 140 тыс. километров пробеге нашему герою приходилось менять лишь "расходники" и дважды покупать зимнюю резину.
 
- "Белшины" мне хватило всего на один сезон, поэтому в следующий раз я купил в Польше Dunlop и могу сказать, что разница в качестве - колоссальная. Уже второй год на ней езжу, думаю, что и третий проходит.

А мы смотрим, что возит в своем бардачке священник: сервисная книга, страховка, леденцы, шоколадка и компакт-диски.
 
- В основном я слушаю Лепса и Розенбаума, а если дорога дальняя - "Русское Радио". Леденцы очень помогают в далеких поездках отвлечься и не заснуть.



Помогает нашему герою в дальних поездках и рация, установленная в машине.
 
- Иной раз видишь за границей белорусскую фуру и через рацию можешь спросить, в каком кафе на пути сервис хороший, где кофе достойный варят, или просто поинтересоваться состоянием дороги.



Мы же интересуемся багажником, который хоть и огромен, но почти что пуст. Там лишь плед, щетка для снега, стеклоомыватель и воздушный фильтр.



 
- Сейчас как раз я еду к механику менять воздушный фильтр. А плед - это подстилка, чтобы не запачкать багажник при перевозке грузов. Я изначально хотел машину в кузове универсал, так как это и дешевле, и позволяет транспортировать что-нибудь для нужд прихода. Вот сейчас, к празднику, например, подарки для бедных людей будем возить на моей машине.

"Белорусские священники в основном предпочитают Skoda, а итальянские не покупают себе по две машины, как все"

В городе благодаря высокому клиренсу и парктронику машина достаточно удобна, признается наш герой. Но все же отцу Станиславу хотелось бы более мягкой подвески, как, например, в Skoda Superb. Хотя это для нашего героя не столь принципиально, ведь на таких белорусских трассах как, например, Минск - Гомель это не слишком ощущается. По его словам, даже полякам еще нужно год или два, чтобы по комфорту их дороги стали такими же.
 
- Конечно, смотря с чем сравнивать, ведь в тех же Нидерландах трассы не только прекрасного качества, но и абсолютно все освещены. Они подсчитали, что траты на освещение дорог в любом случае не будут превышать расходов по страховым выплатам из-за аварий, происходящих в условиях плохой видимости.

Единственная же в жизни священника авария была спровоцирована 19 лет назад не только неопытностью молодого водителя, но и состоянием дороги: машину его отца на скользком повороте вынесло в сугроб на обочине. Это, по словам нашего героя, стало ему уроком на будущее, и теперь он всегда старается ездить очень аккуратно: свою Octavia больше 100 км/ч предпочитает не разгонять.
 
- Хотя превышения небольшие были и у меня. Бывает, просто задумаешься и не заметишь знака 40, когда едешь со скоростью 50 км/ч. 

На некультурное поведение других водителей отец Станислав обычно "реагирует по-христиански": если кто-то резко перестраивается из первого ряда в третий без "поворотника", наш герой всегда уступит, ведь как священник он навидался слишком много семейных трагедий по вине дорожных происшествий. Хотя, по наблюдениям "соседа в пробке", стиль вождения белорусов в целом не агрессивный: в Польше, где наш герой жил 10 лет, водители ведут себя хуже.


 
- А, например, в Италии культура вождения сложилась так, что машины они паркуют очень близко друг к другу. И если кому-то нужно выехать, то ждать или искать записку с номером телефона под стеклом он не будет, а просто оттолкнет помеху бампером машины и уедет. Итальянцы ведь четко читают инструкцию, где сказано, что бампер – это часть машины, которая сделана не для красоты, а для смягчения удара и защиты радиатора. Зеркала также у большинства из них повреждены из-за постоянных мелких столкновений в узких пространствах.

В Италии, по его словам, люди намного проще относятся к машинам, потому что покупают их исходя не из своих возможностей, а из потребностей: маленькая машина для города и более комфортная и мощная – для трассы. Однако у итальянских священников с автомобилями дела обстоят немного скромнее.
 
- Чаще всего священники там выбирают небольшие двухдверные авто для города. Ведь зачем им просторная машина для дальних поездок, а тем более второе авто, если у них нет семьи? Конечно, приобрести Porsche Cayenne – это приятно и комфортно, но смысл покупать такой автомобиль для себя одного?

Белорусские же католические священники, по словам "соседа в пробке", в большинстве своем предпочитают именно Skoda. Отец Станислав думает, что это обусловлено возможностями и соотношением цены и качества этих машин. Не сильно выделяется на фоне остальных и Митрополит Тадеуш Кондрусевич, которого, как сообщили AUTO.TUT.BY в пресс-службе Белорусской Католической церкви, возят на Volkswagen Passat 2008 года. 

"Из белорусов невозможно выгнать Бога, поставив на стол Coca-Cola"

В канун Рождества интересуемся у отца Станислава, как он отмечал этот светлый праздник в своем счастливом советском детстве, проходившем в городском поселке Вороново Гродненской области.
 
- Это был семейный праздник, когда мы привозили своих дедушек и бабушек за постный стол, ужинали, пели рождественские песни и на 12 часов шли в храм. Очень теплые воспоминания, которые я сейчас стараюсь воплощать в реальность в своей жизни. Когда я работал в Витебской области, то старался дать это тепло всем прихожанам, у которых нет семьи: приглашал к себе одиноких стариков, чтобы разделить этот праздник с ними. А в Минске это будет мое первое Рождество.



Но было в детстве нашего героя место и светскому празднику Нового года: у него даже сохранились детские фотографии с утренника - мальчик в костюме Конька-Горбунка. Помнит, и что никто на его памяти не мешал католикам верить. 
 
- В моей семье никогда не скрывали своей веры и меня не учили ненавидеть коммунистов за их убеждения. Я знал, что тот режим был враждебен церкви, но это не меняло моего уважения к каждому человеку. И люди относились ко всему с пониманием, ведь даже если во время уроков мне нужно было отпроситься на службу, то мама просто просила в записке учителя отпустить меня в храм. Хотя, в принципе, Гродненщина - регион такой, там процентов 90 населения - католики.

После развала Союза, по словам отца Станислава, потребовалось целых 20 лет, чтобы заново построить каплицы или храмы. Это было первым этапом развития Католической церкви в независимой Беларуси. Теперь же, по его мнению, настал второй этап, когда нужно объяснить людям, для чего это все было возведено.
 
- И это нужно объяснять, чтобы рассказать человеку, что выбор, конечно, всегда останется за ним, но помимо наркотиков и спиртного есть еще моральность, правила и Бог.

Костел, чтобы донести эту информацию, не чурается социальных сетей: организует через них паломничества, концерты, другие мероприятия. Правда, сам отец Станислав своего аккаунта в соцсетях не имеет - "из-за нехватки времени". Занимается в церкви общением через соцсети, по его словам, молодежь. У белорусов, по мнению католического священника, еще есть интерес к Богу и Церкви - "и это хорошо".
 
- А, например, в Западной Европе модно быть светским. Например, если крест кажется человеку некрасивым, то он ему уже не нужен. Западная Европа сейчас делает то же, что делали большевики с религией на наших землях, только делает это в белых перчатках. Так, пользуясь тем, что Бог предоставил людям право выбора и ждет, пока человек сам придет к нему, Сатана уничтожает все божье в человеке. И некоторые страны сегодня поддаются этому искушению.

В Беларуси же эта проблема, по словам отца Станислава, так остро не стоит, ведь наши люди более сентиментальные и духовные.
 
- Из нас невозможно выгнать Бога, поставив на стол Coca-Cola. А если пытаться сделать это силой, то мы будем упорно сопротивляться - это доказывает наша история. 
 
Хотите обсудить новости с друзьями? Поделитесь материалом в любимой соцсети и присоединяйтесь к нашим группам в "ВКонтакте", Facebook и Twitter. Нам есть что рассказать и чем удивить.
-30%
-57%
-20%
-10%
-80%
-50%
-50%
-10%
-40%
-15%
-10%
-20%