/ фото Юрий Корниевич,

Каждому пешеходу, перебегающему дорогу, кажется, что уж он-то точно самый быстрый, ловкий и предусмотрительный. Каждый пьяный пешеход в этом, более того, уверен. AUTO.TUT.BY за один вечер увидел, как минские дороги доказывают отчаянным нарушителям, что от "Командир, я буду по переходу, я последний раз!" до реального трагического последнего раза - один шаг. 



Мы проехали по вечернему Минску с экипажем спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ столицы и посмотрели, где чаще всего пешеходы рискуют по доброй воле - и подставляют тем самым водителей, - а где их вынуждает рисковать сама дорога. 

Улица Воронянского. Вечер буднего дня: время, когда большинство минчан по дороге с работы домой заезжают в магазины. К сожалению, большими организованными стоянками в столице могут похвастаться лишь крупные сетевые точки и гипермаркеты - да и там уже назрела проблема нехватки мест.

- Здесь, смотрите, сразу два крупных магазина - "Чкаловский" и "Евроопт". Парковка по их стороне всегда занята машинами посетителей и жителей ближайших домов. Поэтому ставят напротив - и бегом через дорогу за покупками, - рассказывает нам инспектор спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ Минска Сергей Волович.





Обращаем внимание на пешеходный переход - он метрах в 50 от крайнего выхода из магазина, "в зоне видимости", как говорят инспекторы. Несмотря на "видимость", идти с покупками через переход никто из припарковавшихся на противоположной стороне не хочет. 







Ждать нарушителей не пришлось. Женщина, бежавшая к припаркованной на противоположной стороне машине, удивилась, увидев экипаж.

- Ой, а вас же еще 5 минут назад здесь не было!

Но с нарушением согласилась, все же убеждая инспекторов, что "внимательно по обеим сторонам посмотрела и быстренько-быстренько, пока никого не видно". 130 тысяч штрафа, оплаченного на месте, обещание "больше никогда-никогда" - и домой.



- Думаете, хоть какие-то выводы сделаны? - скептически усмехаются сотрудники ГАИ. Мы обсуждаем размеры штрафов: "Да нет, 130-390 тысяч (штраф за нарушение ПДД трезвым пешеходом - 1-3 базовых величины) - это немало для любого человека. Нарушают же не потому, что "дешевле откупиться", а оттого, что банально не осознают опасности. Вот что МКАД перебегать опасно, большинство адекватных людей все же понимает, а такое "быстренько" считают нормой", - говорят инспекторы.

Пока мы разговариваем, по обеим сторонам от экипажа - в некотором отдалении - туда-сюда через дорогу снуют такие же нарушители. К старенькому Mercedes, припаркованному прямо у служебной Skoda инспекторов, бегут, позвякивая покупками, двое мужчин - напрямую от магазина, не утруждая себя "крюком" через переход. Почти добежав до машины, встречаются взглядом с инспектором, резко тормозят - но иного пути нет, уныло бредут прямо "в руки".

- Командир, мы же вот... От магазина... После работы за продуктами быстренько и домой... - перебивая друг друга, оправдываются строители одного из государственных предприятий, выразительно звеня перед инспектором пакетами. "Не трогает нас это, - потом расскажут сотрудники ГАИ. - Вот эти "покупки" потом валяются кучей битого стекла на проезжей части около сбитого пешехода"... 



Пока нарушителям выписывают штраф - "Ох, да мы-то в магазине взяли меньше, чем сейчас вам отдадим!", - замечаем, как дорогу резво перебегает молодой человек и скрывается за домом. Еще через минуту так же резво выбегает на проезжую часть и обратно - к магазину. Инспектор, притормозив потоки автомобилей, бросается за ним. Обратно нарушителя ведут уже по более длинному пути - через переход. 

Андрей, который, совершенно не стесняясь, пояснил нам всем, для чего, собственно, он бегал "за угол", с инспекторами едва ли не фамильярничает. Ссылается на богатый опыт общения с милицией: "Ну слушайте, меня в РУВД стооолько раз забирали, вот вы, гаишники, - не звери!", но уверяет, что "по пешеходному делу" попадается впервые. Спокойно отдает документы, инспекторы вносят данные в "Кулон" - и правда, впервые. Денег на оплату штрафа на месте у нарушителя нет, друзья, которые живописной откровенно нетрезвой группой ожидают Андрея у служебной машины ГАИ, тоже не могут ему помочь финансово - видимо, все потрачено на звенящие в пакетах покупки. Мужчина соглашается прийти на разбирательство в ГАИ, инспекторы составляют протокол.

- Мужики, я, наверное, больше не буду, но не обещаю, - говорит Андрей на прощание. - Но тут же, смотрите, реально быстрее, сколько бегал - не помер. И дальше не помру.



...Мы едем по вечернему Минску, обсуждая, что наиболее проблемные для пешеходов (или все-таки больше - для водителей?) именно небольшие улочки в спальных районах: там обе категории участников движения чувствуют себя вне перехода "хозяевами дороги" - водителям это право дают ПДД, пешеходам - привычка и обманчивое ощущение безопасности.

На широкие магистрали, где много машин и высокая скорость, по словам сотрудников ГАИ, чаще выходят пенсионеры и пьяные. Бабушки на проспекте Независимости и не только - это головная боль столичной ГАИ. В первую очередь, в моральном плане. 

- Вот стоит она, рукой за сердце держится: "Ой, милок, ноги подкашиваются!" А я понимаю, что это - пожилая женщина, и даже если минуту назад она на моих глазах резво бежала через проспект, не могу ее оштрафовать. Они и плачут, и дрожащими руками кошельки достают, жалуются на маленькую пенсию. Приходится объяснять, просить - и знаю же, что бесполезно, что бабушек не перевоспитаешь, что в следующий раз ей снова будет тяжело спуститься в переход из-за больных ног, или же она привыкла, что 50 лет назад по городу ездили 10 машин, и последние полвека так же воспринимает движение...

Останавливаемся на 2-м переулке Багратиона: старый спальный район, крупный по местным меркам магазин. От улицы Столетова вглубь уходит тот самый переулок - две полосы, фактически заставленные припаркованными автомобилями. Напротив магазина - организованная стоянка и многоподъездный жилой дом. Чуть дальше - остановка транспорта. Пешеходный трафик по местным меркам сумасшедший. Переход тоже есть, даже регулируемый - но расположен в таком месте, куда ни один разумный пешеход по доброй воле не пойдет, уж очень неудобный и бессмысленный крюк получается. Вот и ходят мелкими группами и по одному, откровенно мешая водителям, которым и без того непросто разъехаться. Инспекторы соглашаются, что, возможно, переход было бы лучше устроить прямо напротив выхода из магазина, "нарисовать" его не по "бумаге", а по логике - повторяя траекторию "народной тропы". 




Но внимание инспекторов привлекают не пешеходы - едва ли не на крыльце магазина припарковался BMW, вокруг него пошатывается откровенно нетрезвая компания. Замечаем, что сотрудники ГАИ не отрывают взглядов от молодого человека у водительской двери. 

Похоже, пьяный, - переговариваются инспекторы.

Молодые люди грузятся в BMW, водитель неуверенно разворачивается в узком пространстве - и вперед, на Столетова. Инспектор подает ему сигнал остановиться, машина резко поворачивает в частный сектор и все же тормозит. Проверка документов, краткая беседа - и сотрудники ГАИ отпускают мужчину: "Однозначно трезвый, возит выпивших друзей".



Проезжаем Запорожскую площадь, походя обсуждая пешеходов, которым "лень пройти 15 метров от остановки до перехода, проще "срезать", когда по станции дежурный передает: "Притыцкого - МКАД, "двухсотый". Через пару секунд уточняет: "Пешеход".

- Поедемте, - вздыхают инспекторы. - Нехороший у нас вечер.

"Груз 200", "двухсотый" - этот жестокий сленг понятен всем. И путь до Притыцкого мы, в принципе, привычные к смертям на столичных дорогах, все равно проезжаем почти в полной тишине.

Происшествие на кольцевой в сводках ГАИ позже обозначат официально-скупо: "50-летний водитель Mercedes-Benz S320 в третьей полосе внешнего кольца МКАД перед развязкой с улицей Притыцкого сбил пешехода, который перебегал проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля. От полученных травм мужчина скончался на месте ДТП". По показаниям свидетелей трагедии, пешеход был очевидно пьян.



На момент, когда мы уезжали с МКАД, личность погибшего еще не установили. А это значит, что в чей-то дом еще не пришла беда. И не пришла бы, если бы мужчина, лежавший на асфальте под жуткой голубой пленкой, не понадеялся на то, что "пронесет".

- Самые "страшные" пешеходы - пьяные. Они вообще ничего адекватно не оценивают. Трезвые хоть умирать не хотят, а эти себя действительно бессмертными чувствуют. И ведь не схватишь каждого "героя" за руку, не успеешь.

-5%
-15%
-25%
-10%
-50%
-28%
-20%
-40%