/

"Выпускников автошкол на экзаменах "валите"?" - по-простому спросил AUTO.TUT.BY сотрудников экзаменационного отдела ГАИ. Те смеются: "А зачем? Они сами себя "валят", потому что уровень подготовки аховый. Хотя встречаются те, кто и на компьютер пеняет: жалуются, что на теории "завалили".

Мы посмотрели, как сдают практический экзамен в ГАИ будущие водители, и узнали, сколько сцеплений в день "палят" на площадке вчерашние курсанты и где на проезжей части минских дорог "боковые" и "центральные" полосы.

 

 

"Мы как паркуемся в реальной жизни? Тут подъехал, там назад сдал, потом выровнялся, колесики туда-сюда подровнял - и в любую дырку встал. Здесь же требования жесткие, а как правильно - "пьяницы" уже не помнят"


AUTO.TUT.BY приехал в известный всем минским водителям отдел ГАИ на Семашко утром буднего дня: здесь сдавали плановый экзамен несколько автошкол, а также "повторники" - те, кто не сдал со своей группой (или в последующие 5-10 и более попыток) или же должен пересдавать на права после срока лишения.

На площадке отчетливо пахнет "паленым" сцеплением:

- За утро уже две машины "убили", - констатирует сотрудник МЭО ГАИ Минска Вячеслав Савеня. Он, судя по всему, даже не расстраивается - привык: в день через экзаменаторов проходит около 150 "плановых" выпускников автошкол и еще столько же "повторников". Да и сохранность машин автошколы - забота не ГАИ, а руководителя организации. Чаще всего директор школы присутствует на экзамене: "Вдруг какие вопросы возникнут, спорные ситуации, с машинами, опять же, пусть разбираются".

Рядом с нами представитель автошколы Академии МВД эмоционально отчитывает своего курсанта, только что успешно преодолевшего эстакаду:

- Ну что ты газуешь? Ну спалил же сцепление, ну что, вони не чувствовал?! Ай, иди отсюда... - и расстроенно машет рукой.

Рядом перешептываются выпускники: "На эстакаде лучше перегазовать, только бы не заглохнуть..." Сегодня на Семашко все "плановые" сдают эстакаду и "диагоналку".

- В программе экзамена всегда два элемента. Какие - каждый день решает комиссия. Но это для выпускников автошкол, "повторники" сдают любые два упражнения на усмотрение проверяющего.

 

 

 

 


Правда, площадки не боялся никто из опрошенных нами будущих водителей.

- Самым сложным в процессе обучения для меня была теория. Гоняли по ней страшно, учили очень серьезно. Но сдала с первого раза! - рассказывает Юля, с которой мы прокатились по площадке. Ни эстакада, ни "диагоналка" не стали для нее проблемой: "Ура, сдала!"

20-летний Артем, курсант Академии МВД и одноименной автошколы, похоже, вообще не волнуется и в процессе экзамена рассказывает AUTO.TUT.BY о том, что самым сложным для него было "найти время на курсы ходить и потом это все учить". Правда, он "и до курсов пару раз на машине ездил, так что ничего нового в практике".

 

 

 

 

В этой же группе училась и Елена, которая с момента оформления в автошколу вела на AUTO.TUT.BY блог курсанта. Наше присутствие, казалось, ее смущает, но волнения у девушки и без того было достаточно: "Очень хочется, чтобы все уже закончилось - сложно совмещать обучение с рабочим графиком, но я до сих пор не уверена, что хороший водитель". 


И теорию, и площадку Лена сдала с первого раза. 

 

 

 

 

 

 


Рядом с автошколами с ноги на ногу переминаются "повторники". 30-летний Андрей получил права в 2001, а потом их лишился - на долгие 8 лет: "За пьянку, да. На 5 лет лишили", - смущенно признается он.



- Судя по сроку - за повторную в течение года пьянку? - уточняем. Мужчина лаконично кивнул. Он рассказывает, что раньше, "когда уже можно было", права не восстанавливал - "за ненадобностью". 

- А теперь пошел в автосервис работать, там же машины по стоянке перегонять надо, в боксы загонять, руководство не разрешает без прав.

Площадку Андрей сдал с первого раза. Говорит, и навыков не утратил - "руки-ноги помнят", - и "на тестя машине практиковался перед экзаменом". Позже мы посмотрели, не забыл ли он, что такое городской трафик.

 

 



20-летняя Дина сдает площадку 6-й раз. Перед этим еще 5 раз - теорию: "Дважды не сдала, потом сдала, потом три месяца прошло, как школу закончила, а я все площадку никак не сдам, так пришлось и теорию пересдавать - со второго раза получилось". Очередная попытка сдать площадку провалилась на первом же метре пути: попыталась тронуться - заглохла. Еще раз попыталась - еще раз заглохла. Две ошибки - и "оплачивайте 13 тысяч и приходите на пересдачу".

- Да? Ой, ну не везет опять. Хорошо, приду. Что ж это не получается-то...

- Дина, вас не смущает, что вы оба раза пытались тронуться с затянутым ручником? - сдерживая усмешку, интересует проверяющий.

- Ой, где?! Точно...



Сотрудники ГАИ говорят, что "молодежи, абсолютно не чувствующей машину", к ним приходит много. Да что там - почти все выпускники автошкол зазубривают последовательность действий, но предпочитают не вникать в механизм управления.

- Другое дело "пьяницы". Иногда мужики приходят - полжизни за рулем, он тебе и гараж, и эстакаду, и "тещин дворик" с закрытыми глазами сделает. А вот диагональная парковка для них - смерть. Мы же как паркуемся в реальной жизни? Тут подъехал, там назад сдал, потом выровнялся, колесики туда-сюда подровнял - и в любую дырку встал. Здесь же требования жесткие - а он "по-правильному" не умеет. 

 

 

 

 

 

"Садится, только пристегиваться начинает, а уже руки-ноги трясутся, на лбу испарина, голос дрожит. Ему бы валерьянки, а не за руль. Потом теряются, начинают "блондинить"

 


А вот нужно ли уметь "по-правильному", AUTO.TUT.BY сейчас очень сомневается: проехав с экзаменатором и будущими водителями по городским улицам, мы пришли к выводу, что так, как требуют в ГАИ, не ездит в реальной жизни практически никто

 

 

 

 

 

- Возможно, и так, - соглашается с нами инженер-инструктор Виктор Данилевич. Позже этот человек с железными нервами признается, что и он, конечно, ездит "как все", но здесь "принимает экзамен по ПДД и в строгом соответствии с этими самыми ПДД". А в них, говорит Виктор Анатольевич, разночтений быть не может. 


Не соглашались с его мнением и будущие водители - "это нормально, спорят часто, но редко по делу", - и мы. По крайней мере в одной ситуации. Но о ней - позже.

Первым за руль почти новой Lada садится уже знакомый нам "повторник" Андрей

- Двигаемся прямо, если будем менять направление движения, я буду заблаговременно вас об этом предупреждать.

Андрею предстоит ехать по местному проезду от ГАИ к улице Семашко, затем - куда скажет проверяющий. Не успел он тронуться - ошибка: "По ПДД учебный автомобиль во время движения должен быть обозначен включенным ближним светом фар". Объезжаем припаркованные машины: курсант забывает обозначить маневр сигналом поворота, потом - выключить те самые "поворотники". Мы не доехали и до первого перекрестка - уже две мелкие ошибки.

- Мелких и крупных ошибок не бывает, равно как и мелких нарушений ПДД. Любое действие курсанта, идущее вразрез с требованиями ПДД, - ошибка.

На Семашко поворачивает направо, в первый, как и полагается, ряд. Метрах в ста впереди "на аварийке" стоят два автомобиля, по соседней полосе движется поток. Андрей доезжает до машин, включает "поворотник" и перестраивается во второй ряд. Но не замечает того, что происходит это ровно напротив заезда на парковку Диагностического центра 9-й ГКБ.

- Перестроение на перекрестке запрещено. Ошибка, - и экзамен для "повторника" заканчивается. - 13 тысяч и записывайтесь на пересдачу - не ранее чем через 6 дней.

Андрей, не произнеся ни слова, выходит из машины. Виктор Анатольевич поясняет: "В этой ситуации у водителя была возможность перестроиться заблаговременно. Машины остановились не внезапно, он мог и должен был их видеть".



- А если бы внезапно? Все равно бы на перекрестке перестроиться пришлось, - интересуемся мы, скептически оглядывая перекресток: уверены, здесь абсолютно спокойно перестроились бы многие опытные водители. Потому что в условиях ежедневного трафика мы уже не воспринимаем съезды на парковки как перекрестки, где действительно запрещено маневрирование.

- Вот если бы внезапно и прямо перед нами, и у водителя была бы возможность перестроиться только здесь - я бы не зачел это как ошибку.

За руль садится Елена: на ее пути продолжение улицы Семашко. Едем ровно во втором ряду, инструктор дает указание повернуть направо "на ближайшем обозначенном перекрестке". Это поворот на улицу Железнодорожную, знак "Направление движения по полосам" разрешает поворот направо из обеих полос. Девушка перестраивается в крайнюю правую.

 

 

 

 

На проезжей части нанесена старая разметка, после ремонта дорожного покрытия ее нарисуют по-новому. Напомним, что в ситуации, когда дорожный знак и разметка противоречат друг другу, водители должны руководствоваться требованиями именно знака


- Елена Васильевна, зачем вы совершили маневр?

- Чтобы повернуть направо!

- Знак разрешал вам повернуть направо из вашего ряда. Перестраиваться вы не должны были. Ошибка. 

 

 

 

 

Эта "ошибка" вызвала жаркие споры: как среди некоторых курсантов и проверяющего, так и, признаемся честно, позже в редакции AUTO.TUT.BY. Инструктор ссылался на нарушение п. 79 ПДД, запрещающего так называемое беспорядочное перестроение: "При движении перестраиваться на другую полосу движения можно только перед обгоном, опережением, объездом препятствия, поворотом налево или направо, разворотом либо остановкой". Мол, у курсанта нет никакой необходимости менять полосу движения, так как он имеет право совершить маневр правого поворота из второго ряда. 

Оппоненты же уверены: изменение полосы движения "для поворота направо" никоим образом не противоречит п. 79 ПДД - несмотря на то, что поворот разрешен из двух полос.

А как считают пользователи AUTO.TUT.BY?

В процессе подготовки материала мы нашли в редакционных запасах ответ на подобный вопрос, подготовленный нашим экспертом по ПДД Юрием Красновым ранее. Теперь-то мы почти уверены, что пользователь задал его по мотивам экзамена в ГАИ!

Ответ эксперта мы опубликуем чуть позже, а пока ждем ваших мнений на форуме.


Елена начинает заметно нервничать, и это немедленно сказывается на оценке дорожной ситуации.

- В ближайшем разрешенном месте развернитесь.

Впереди - разрыв двойной сплошной. За десяток метров до него прямо над третьей полосой знак - из левого ряда только прямо, его дублирует еще один знак - справа перед светофором. Но их Лена не видит, включает сигнал левого поворота и останавливается перед разрывом. Виктор Анатольевич молчит. Лена пропускает встречный поток. Пауза затягивается. Сзади нам моргают и сигналят.

Елена Васильевна, как вы думаете, на что обращают наше внимание остальные водители?

- Ждут, наверное, пока я что-нибудь сделаю.

- Так делайте же что-нибудь!

В этот миг у Лены еще была возможность поехать прямо и развернуться на ближайшем действительно "разрешенном" перекрестке. Но она предпочла совершить разворот.

- Ошибка, Елена Васильевна. Остановитесь в крайнем правом ряду, пожалуйста. Вы не включили сигнал правого поворота, который обозначает остановку у края проезжей части. Еще одна ошибка. 

Спрашиваем:

- Виктор Анатольевич, так ведь откровенно создает аварийную ситуацию. Почему же вы все-таки позволяете развернуться в неположенном месте, риску нас всех подвергаете? Очевидно же, что стоит на разворот, что ошибка.

Оказывается, пока курсант ошибку не совершил, экзаменатор не может ее зачесть, "а что она собирается делать - вопрос десятый".



Лена пересаживается назад со словами:

- Если я не стала пока хорошим водителем, то и не нужно меня выпускать на дорогу. Не расстраиваюсь, не обижаюсь, возьму несколько уроков у частного инструктора. А почему все же на развороте была ошибка?..

Все вместе показываем девушке знаки. Оказывается, она их не видела:

- Ох, хорошо бы здесь еще и дорогу разрисовали (на участках Семашко и Железнодорожной сейчас идет ремонт дорожного покрытия, разметки на проезжей части нет. - Ред.). Мы в автошколе по Филимонова ездили, так там все идеально сделано и все понятно.



Вот еще одна, по словам Виктора Анатольевича, проблема: курсанты привыкают к маршрутам, закрепленным за своей автошколой, учат их наизусть, "а потом, оказавшись в незнакомом месте, а не дай бог еще и с несовершенной организацией движения, теряются и начинают "блондинить", я это так называю". Плюс - большинство просто боится автомобиля: "Вот он садится, только пристегиваться начинает, а у него уже руки-ноги трясутся, на лбу испарина, голос дрожит. Ему бы валерьянки, а не за руль".

- Был у меня один такой - пока с нервами не справился, раз 10-15, уже не помню, сдавал. И наконец сдал. Я прямо искренне поздравил его, а он говорит: "Хотите, расскажу, как поборол волнение?" А мне интересно! Говорит: "Представил, что я таксист. И везу пассажира домой - пьяного вусмерть, адреса он не помнит, только и может, что мычать на переднем сиденье "тут направо, тут налево, тут развернись". А я еду и работу свою делаю - в удовольствие". Посмеялись мы с ним, конечно, но я был рад, что человек понял, в чем его основная проблема, и сам нашел решение.

С Леной они прощаются почти приятельски: "Вы, Елена Васильевна, машины не боитесь - это очень важно. А город освоите, ничего в нем страшного нет. Меньше думайте о педалях и кулисе, больше смотрите вокруг - а машина у вас скоро сама ехать будет. И да, маленькая подсказка на будущее: если я говорю, что развернуться нужно в ближайшем разрешенном месте, значит, бдите - где-то рядом неразрешенное" (смеется. - Ред.).

 

 

 

 

 

"Я 200 раз тренировался ехать по маршруту в программе ADrive!"


Возвращаемся в ГАИ и забираем очередных претендентов: два парня сдают город в первый и второй раз.

28-летний молодой человек после экзамена очень настойчиво просил не называть его имени. Да что там просил: "Я запрещаю вам писать о том, как я сдавал!" Назовем его Петром.

После "проверки, как работает коробка", и замечания инструктора: "Вы работаете кулисой, как ломом, аккуратнее, пожалуйста!" Петр начал самопрезентацию:

- Я с первого раза сдал экзамены в школе. Я 200 раз тренировался ехать по маршруту в программе ADrive!

Да, это круто. По крайней мере для того, чтобы чувствовать себя "хорошим водителем". Но не быть им. 



Пересказывать весь 40-минутный разговор между проверяющим и экзаменуемым мы не станем. Благодаря Петру мы все узнали о существовании на проезжей части "боковой" и "центральной" полос движения, о том, что есть "гадкие" перекрестки - "Мы тут всем уступаем, и я его боюсь!", - что недостаточная видимость в прямом направлении может быть при абсолютной прозрачности атмосферы средь бела дня, потому что "там здания и припаркованные машины темноту создают". Петр настолько отчаянно сражался с инструктором, что тот даже дал ему второй шанс доказать, что он - "нормальный водитель, не хуже, чем те, что по городу ездят": после того как курсант забыл включить ближний свет, потом - выключить "поворотник", перестроился на перекрестке, потому что "эти машины вынудили его нарушить!", перестроился для поворота направо на пересечении Семашко и Железнодорожной из второго ряда в первый, не включил сигнал правого поворота при остановке. 

Второй шанс также не привел Петра к успеху: вначале он метался по трем полосам, не понимая, в какой - первой, второй или третьей - находится, потом не вписался в разворот, заглохнув перед этим, - не смог тронуться со второй передачи.



Уткнувшись бампером в бордюр и перегородив первую полосу, курсант спросил:

- Теперь что? Заднюю включать?

- Делайте то, что вам нужно для завершения маневра.

Петр сдал назад и таки закончил разворот.

- Движение задним ходом на перекрестке запрещено. Ошибка, - сообщил ему Виктор Анатольевич и потратил еще 15 минут на доказывание, что курсант действительно двигался задним ходом по проезжей части. Тот категорически не соглашался. Затем, признав ошибку, стал пенять на то, что "здесь бы вообще никто с одного захода не развернулся, и вы тоже!". Когда в свидетели "несправедливости" призвали AUTO.TUT.BY, пришлось огорчить Петра: на дороге с двумя полосами движения в каждом направлении на этой Lada с одного захода развернулся бы не только Виктор Анатольевич, но и каждый из нас. Ошибку, допущенную в самом начале маневра, инструктор не поленился разъяснить схематически.

 

 

 

 

 


Интересуемся, часто ли спорят с экзаменатором и бывают ли счастливчики, которые выходят из этого спора победителями.

- Спорят постоянно! По существу только редко... Но все мы люди, и я, бывает, ошибаюсь. Как-то парень развернулся в "ближайшем разрешенном месте", я ему - ошибка, знак, мол, там запрещает. А он удивился: "Командир, нет никакого знака!" Пошли смотреть вместе. И правда - сняли знак. А я-то за столько лет уже каждый сантиметр "на автомате" проезжаю. Извинился перед ним и поехали дальше.

 

 

 

 

Последним за руль сел молчаливый 22-летний Виталий


Железнодорожная, налево на Семашко, налево к ГАИ - один раз заглох, далее без единой ошибки. Сдал. Парень скромно говорит, что "ничего сложного: думал, сосредоточился - вот и получилось все".

 

 

 

 

"На фото похож, но чувствую - не он. Все выучил: ФИО, дату рождения, адрес, а вот где родился - не помнит. Потом подтвердилось - не он"


- Иногда такие ребята - да и девушки - попадаются, что минут через 5 я прошу остановиться и снова проверяю паспорт, сличаю фотографию с лицом водителя. Потому что едут, как будто лет 5 уже за рулем: четко, аккуратно, без признаков волнения. Но, кстати, и обманщики попадаются. По человеку всегда видно, насколько он опытный. Если сел как в домашнее кресло, на педали и рычаг коробки даже не смотрит, видно, что не "голова" сцепление выжимает да кулисой работает, а мышечная память - ох, сомнения меня берут сразу! Один раз смотрю, на фото похож вроде, но чувствую - не он. Все выучил: ФИО, дату рождения, адрес, а вот где родился - не помнит. Потом подтвердилось - не он был, - рассказывает инструктор.

Виктор Анатольевич радуется, что "пока, слава богу, успевал давить тормоз в пол, чтобы не врезались куда или не сбили кого". Да и на тех, кто "блондинит", он в целом не злится, хотя иногда "ой бесяяят!". Потому что считает, что виноваты не курсанты, а уровень подготовки: "Ну невозможно за 40 часов сделать хорошего водителя, если курсант не гениален! Такие бывают, но единицы, наверное, действительно от мамы с папой с генами приходит, а с остальными индивидуально надо".

 

 

 

 

 

 

-10%
-21%
-20%
-30%
-30%
-46%
-20%
-10%
-35%
-20%
-15%