/

Перевозчики встретились с представителями компании BelToll, чтобы обсудить, что те "своим Белтоллом наделали", а AUTO.TUT.BY задал несколько вопросов представителям Транспортной инспекции, чтобы выяснить, зачем те месяцами копили нарушения, чтобы потом обрушить их на головы перевозчиков.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

После обращения через AUTO.TUT.BY к "товарищам по несчастью", которые должны государству крупные суммы в виде штрафов за нарушения правил проезда платных дорог Беларуси, перевозчик Сергей нашел, по его словам, около 3 тысяч единомышленников, готовых поддержать его в обращении к государству с просьбой о штрафной амнистии: "Люди прислали столько сообщений! У некоторых перевозчиков сотни актов, жалуются и иностранцы - мне писали из Польши, Германии, России". Но перед обращением в Минтранс Сергей хотел все же разобраться, в чем его вина перед BelToll, и "посмотреть им в глаза": кто виноват-то?

AUTO.TUT.BY организовал неформальную встречу перевозчиков - к инициатору "штрафной амнистии", ипэшнику Сергею, присоединился заместитель руководителя крупной компании, - и представителей компании BelToll, которые, к чести оператора системы, после первого же нашего обращения согласились приехать и помочь людям разобраться в причинах их проблем.

Фото: TUT.BY

- Ситуация патовая, - начал разговор Сергей. - Из-за количества и сумм штрафов люди сейчас думают не как работать, а как хотя бы закрыться без убытков. Что вы наделали своим Белтоллом?

За время эксплуатации  BelToll - с 1 августа 2013 года - в бюджет Беларуси было взыскано только в виде штрафов 4 млн евро: 3 млн - от нерезидентов (иностранных фирм и водителей-физлиц) и 1 млн евро - от белорусских перевозчиков.

Сумму, зачисленную в бюджет в качестве платы за проезд по дорогам Беларуси, "Капш телематик сервисиз" озвучивать "не уполномочен": "Это прерогатива собственника системы - государства".
Представители BelToll уверены: ситуация не столь масштабная и катастрофическая, как ее хотят представить перевозчики. Оперируют цифрами - от 140 тысяч зарегистрированных в системе пользователей поступило всего 3600 жалоб на неправомерно взысканную оплату в повышенном размере. При всем этом в компании - операторе системы "Капш телематик сервисиз" признают, что "в глобальных масштабах это немного, но за каждой жалобой стоит конкретный человек со своими проблемами".

Комментарий Транспортной инспекции:

- С начала работы системы BelToll по фактам нарушений составлено около 56 тысяч актов: 35 тысяч - в отношении резидентов РБ, 21 - нерезидентов.

Из 3600 претензий удовлетворены порядка 20 процентов, остальные же были подтверждены по результатам экспертного анализа, проведенного специалистами "Капш телематик сервисиз". За аннулированные претензии, по которым уже были уплачены штрафы, пользователям системы уже вернули более 20 тысяч евро.

Заместитель директора ООО "Гросвэй" Эдуард Вайнилович рассказал, как его машины "попали" на массовые штрафы 1 августа из-за того, что оператор не смог их вовремя обеспечить бортовыми устройствами.

- У нас парк - 200 машин, 183 из них ездят по трассам, где есть платные сегменты. То есть мне нужно было 183 бортовых устройства, получили мы их с невероятными сложностями только под вечер 1 августа. Хотя заключили договор еще 24 июля, тогда же смогли зарегистрировать в системе только одну машину - персонализация была затруднена из-за перегрузки.

Не выехать на дороги утром 1 августа, по словам Эдуарда, машины не могли: "Мы возим хлеб и молоко по всей стране, объемы - треть от всего производимого в Минске". Хотя, по его словам, даже это неважно - ни один уважающий себя перевозчик не мог позволить себе не выполнить свои обязательства из-за того, что ему вовремя не поставили бортовые устройства.

Представители BelToll в очередной раз объяснили нехватку бортовых устройств перед стартом коммерческой эксплуатации системы тем, что "пользователи дотянули до последнего", кто, мол, вам мешал, озаботиться приобретением устройств ранее?

- Позвольте, - дружно возмутились и перевозчики, и AUTO.TUT.BY. - Обращаясь в пункт обслуживания клиентов в последний день и даже последнюю рабочую минуту перед запуском BelToll, перевозчики ничего не нарушили. Выбрать время обращения - их право, ваша же обязанность - удовлетворить спрос.

Сейчас, говорят в "Капш телематик сервисиз", проблем с наличием бортовых устройств в пунктах обслуживания клиентов, нет вообще.


"Эти акты как будто специально где-то копили, чтобы потом нас под ними похоронить"



Перевозчики просят, чтобы уведомления о нарушениях передавались в режиме реального времени - "ну или хотя бы в течение суток-пяти", - пока еще можно разобраться и не допустить их в дальнейшем.

- Главная сейчас беда в чем? Эти акты как будто специально где-то копили, чтобы потом нас под ними похоронить. Если я в августе в чем-то недоразобрался, почему мне не сказали об этом тогда, а выжидали, пока я накоплю десятки штрафов? - недоумевал Сергей.

Его поддержал и второй перевозчик: "Нарушение за 2 августа - а акт от 27 октября. Что за сроки?"

Представители "Капш" поясняют: сама система обрабатывает зафиксированные нарушения в режиме реального времени, затем проверяет и в течение суток передает их Транспортной инспекции. А вот почему те растягивают оформление актов на месяц и более - вопрос не к BelToll.

Комментарий Транспортной инспекции:

- Законодательством не установлен срок, в течение которого мы обязаны оформить акт о нарушении - в соответствии с Гражданским кодексом, взыскать оплату в увеличенном размере возможно в течение срока исковой давности - трех лет.

В первые месяцы эксплуатации системы сотрудники Транспортной инспекции физически не справлялись с оперативным оформлением нарушений: в сутки их фиксировалось около 2,5 тысячи! Сегодня же, работая по 12 часов 7 дней в неделю, они успевают ежедневно оформлять 1300 нарушений - при том, что их количество к ноябрю сократилось до 600 (в среднем) инцидентов в сутки.

- К концу ноября мы окончательно разберемся с "долгами" и выйдем "в ноль". В будущем на оформление акта не должно уходить более 2 суток: сутки - на передачу данных от оператора нам, еще сутки - на оформление нашими сотрудниками, - пояснил начальник департамента Транспортной инспекции по контролю за системами оплаты Алексей Куцаев.
Перевозчики поинтересовались: что мешает сотрудникам Транспортной инспекции на дорогах работать на упреждение, а не только карать? Ведь они видят нарушение сразу, почему бы не остановить автомобиль и не сообщить водителю, что портал зафиксировал, нужно устранить, а потом продолжать движение? Да, на штраф он все равно попал - но это один штраф, а не десятки, собранные за месяцы.



Получается, что "приоритет" на дорогах транспортники отдали иностранным перевозчикам: вот их точно нужно "схватить" и оштрафовать в режиме реального времени - пока те не пересекли границу. Белорусам же внимание уделять не стоит, они свои штрафы и так получат - пусть и через месяц, по почте, оптом?

Комментарий Транспортной инспекции:

- Да, сотрудниками Транспортной инспекции в отношении транспортных средств резидентов Республики Беларусь ведется только дистанционный контроль - так было определено изначально. Экипажи, которые работают на линии, занимаются только оформлением нарушений нерезидентов.

Более того, сама система "заточена" таких образом, что в базе инспектора, который работает на линии, нет данных о нарушениях резидентов в режиме онлайн.
Оповещение о нарушении в режиме реального времени - например, сообщение в личный кабинет пользователя системы - кажется хорошей идеей и представителям BelToll, но сделать это по собственной инициативе они не могут, не должны и даже не имеют права - связаны условиями инвестдоговора. Проще говоря, у системы есть заказчик и, соответственно, владелец  - государство, которое изложило все свои требования к системе в договоре. Австрийская сторона их полностью выполнила, система налажена и работает - больше от "Капш телематик сервисиз" ничего не зависит. Так что просить об информировании о нарушениях перевозчикам нужно владельца системы - если такая услуга будет заказана австрийской стороне, те ее разработают и внедрят без проблем.

Идеальна ли сама система?



Высказывания о том, что система "налажена и работает", у перевозчиков вызывали скептические усмешки. Да и пользователи на форумах AUTO.TUT.BY не раз указывали на "косяки" BelToll. Мы разбирались в них с помощью технических специалистов компании-оператора.

1. "Сбиваются" оси при пополнении счета

- Количество осей, выставленное на бортовом устройстве, не "сбивается" - значение возвращается к базовому. Например, при заключении договора пользователь указывает, что бортовое устройство будет использоваться на двухосном транспортном средстве. Значит, базовое количество осей - 2. Потом к этому автомобилю цепляют прицеп - количество осей увеличивается, водитель, например, выставляет в бортовом устройстве 3 оси. Все правильно. А при пополнении счета настройки возвращаются к базовым.

- А вы предупреждали пользователей системы о таком нюансе?

- Это обязанность пользователя, указанная в договоре, - перед каждым выездом проверять настройки и состояние бортового устройства, баланс средств на счету и прочие моменты. С другой стороны, если бы этого нюанса не было, пользователи тоже были бы недовольны: представьте, та же ситуация, прицепили прицеп, увеличили количество осей - а затем прицеп убрали, но забыли поправить настройки прибора. И получается, что пользователь снова ездит на двухосном транспортном средстве, а платит по забывчивости за трехосное. Что он потом скажет? "Переплатил!"

- Да лучше бы я пару евроцентов за километр случайно переплачивал, чем потом такие штрафы получать! - считает перевозчик Сергей.

Представители BelToll признают: сейчас они прорабатывают вариант все-таки внести соответствующие изменения - "возможно, такие переплаты и правда больше устроят пользователей".

2. Установлено бортовое устройство, средства на счету есть - приходит акт за нарушение 1-го типа "Отсутствует бортовое устройство"

Нарушение 1-го типа - самое распространенное, говорят в BelToll: отсутствие связи между порталом взимания оплаты и бортовым устройством фиксируется в 75% инцидентов. Среди причин могут быть фактическое отсутствие устройства, неработающее либо некорректно установленное бортовое устройство, поясняют в "Капш". То есть, если перевозчик уверен, что на его машине установлен прибор оплаты, а на счету есть средства - пусть ищет причины с водителем.

- Они его куда только не крепят: и на панель, и в бардачок кладут, и едва ли не под сиденье. Хотя обязаны устанавливать только на ветровое стекло. Встречаются умельцы, которые считают, что могут обмануть систему: якобы если положить прибор в металлизированную бумагу, то оплата не пройдет. Да, не пройдет, но потом не спрашивайте, откуда у ваших водителей нарушения!

- А если устройство не работало не по вине водителя? Сломалось, например, или выдали неисправное?

- Выдать неисправное не могли - неработающее бортовое устройство попросту не персонифицируется. Гипотетически может сломаться в пути - не помним таких случаев, но любая техника, в теории, может сломаться. Тогда на первом же портале взимания оплаты прибор подаст водителю 4 звуковых сигнала. Он должен обратиться в первый же на пути следования пункт обслуживания клиентов, сообщить о проблеме и получить новое устройство.

- И если он поступит именно так, то наказан за нарушения, совершенные не по своей вине, не будет?

- Будет. Но затем такое нарушение будет аннулировано.

"Сначала заплатите, потом разберемся, и если что - вернем"

Подобный подход к взиманию штрафов за нарушения правил проезда по платным дорогам, судя по эмоциональности присутствовавших на встрече перевозчиков и обсуждения проблемы на форумах AUTO.TUT.BY, очень раздражает - да что там, откровенно говоря, бесит пользователей системы. Почему нельзя сделать по-человечески: вначале разобраться, а потом брать деньги, которых у некоторых перевозчиков "нету, чтобы непонятно на какой срок заморозить".

Представители системы разъясняют:

- Законодательно сроки установлены таким образом, чтобы пользователь мог успеть разобраться и без денег. На претензию по неправомерно взысканным оплатам в увеличенном размере (штрафам) дается 15 дней, на оплату - 30 дней. Другой вопрос, что перевозчики со своими штрафами сразу на форумы бегут, обсуждать с товарищами по несчастью, а не в отдел претензий "Белавтострада". То есть сами теряют время.

- То есть вы хотите сказать, что "Белавтострада" за 15 дней рассмотрит претензию? Это смешно! - делятся опытом перевозчики. - Они тянут сроки как только можно. Нет у нас выбора, что бы там в законодательстве ни было написано - плати, а потом, может, вернем.

В "Капш" говорят: система BelToll никоим образом не может повлиять на процедуру оформления штрафов, разбора претензий и возврата неправомерно взысканных сумм. И изменить порядок фиксации нарушений тоже нельзя - в Беларуси построена базовая система, подобная работает и в других европейских странах, - она не должна "думать" и "разбираться", она лишь фиксирует нарушения и передает их дальше.

- Мы можем лишь сказать - был ли в системе в такой-то момент технический сбой. До сих пор он случился лишь раз - 2 августа, и то коснулся определенной категории пользователей и был по вине не системы, а топливного оператора.

Ситуация, когда сбои все-таки происходят - пусть и локально, например, одна рамка не работает, - но "Капш" о них не знает, по словам представителей системы, невозможна даже технически.

- Если вдруг нам придется столкнуться с ситуацией, когда на пути следования конкретной машины не будет зафиксирована оплата под одной рамкой - а под остальными транзакции пройдут нормально, - такое нарушение впоследствии будет отменено, вопрос решится в пользу перевозчика. Но чисто технически, если рамки отключаются, то в первую очередь перестают работать именно камеры, которые фиксируют нарушения.

...Представители Транспортной инспекции и "Капш телематик сервисиз" не советуют нарушителям ждать, пока к ним придут судебные исполнители - а материалы более чем по 400 инцидентам уже переданы им для взыскания, - а оплатить те нарушения, которые были подтверждены. Перевозчик Сергей же настроен идти до конца и просить государство о "штрафной амнистии":

- Не для всех нарушителей, были же, уверен, и те, кто внаглую не хотел брать устройство и платить. Я буду просить Минтранс освободить от штрафов тех, у кого был заключен договор с BelToll, было приобретено и установлено бортовое устройство, были средства на счету - то есть перевозчиков, которые искренне хотели выполнить требования закона, но по каким-то причинам, без злого умысла, у них это не получилось.

Представители оператора системы BelToll констатируют: к подавляющему большинству нарушения правил проезда приводят банальное несоблюдение пользователями правил установки бортовых устройств и невнимательность к сигналам приборов (все, что более одного, должно насторожить водителя и вынудить его остановиться и обратиться к представителям BelToll в пунктах обслуживания или на инфолинии).

Внимание! Представители системы BelToll в очередной раз напоминают водителям, на чьих автомобилях установлены металлизированные или атермальные ветровые стекла: обратитесь к дилеру автопроизводителя и уточните у него место оптимальной установки бортового устройства на вашем стекле.
-50%
-10%
-29%
-20%
-10%
-10%