/

Инициативы по изменению законодательства "клубных байкеров" и встречные предложения "неорганизованного мотосообщества" прокомментировал заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун.


 
Сам замначальника столичной ГАИ признает: он с искренней симпатией относится к байкерам, но проблем от мотоциклистов не меньше, чем от пешеходов и водителей, вместе взятых.
 
- Мотоциклы – особый вид транспорта. При всей своей мощности, при всех своих возможностях – это уязвимые транспортные средства. К тому же далеко не превалирующие на сегодняшний день – в Минске предпочитают передвигаться на "своих двоих" или автомобилях.

Госавтоинспекция предпочитает общаться с мотоклубами. Это заметно по той поддержке, которую ГАИ оказывает "клубным" при открытии и закрытии сезонов, по постоянным рейдам, проводимым в местах сбора "неорганизованного мотосообщества".
 
- Иерархия и дисциплина там далеки от армейских, но есть свой устав и свои правила, в своем роде – руководство. В случае, если байкер, состоящий в клубе, нарушает нормы – за него ответственность несут одноклубники: подскажут, научат, накажут. А неорганизованное мотосообщество? Некоторые из них, замечая пьяного автомобилиста, задерживают нарушителя. А некоторые – выпивают, а потом едут нарушать. Как и с кем договариваться? Кого просить, кого убеждать? Кто за них несет ответственность?
 
- Так ведь многие из мотоциклистов и не хотят, чтобы за них несли ответственность, и так и говорят: "Это наша жизнь, наша судьба, мы сами за себя в ответе. И если я разобьюсь…"
 
- А это - подмена понятий. Мотоциклисты забывают, что они несут ответственность не только за себя, но и за других участников движения. Пример: перекресток Притыцкого и Тимошенко.
 

Некоторых следует дисквалифицировать еще на этапе прохождения медкомиссии

В ГАИ соглашаются с утверждением, что корень многих проблем лежит в первоначальной подготовке мотоциклистов. И подчеркивают: речь идет не только о мотошколах.
 
- Некоторых следует дисквалифицировать еще на этапе прохождения медкомиссии. Я говорю не только о мотоциклистах, пусть они и основная тема нашего интервью, – о водителях в целом.
 
По мнению замначальника ГАИ, в перечень специалистов, выдающих свое заключение во время прохождения медкомиссии, следует включить и психолога.
 
- Не секрет, что многие на дорогах самоутверждаются, пытаются перебороть свои комплексы. Отсюда – и нарушение правил, и агрессивное поведение. Психологическое тестирование необходимо. Специалист должен дать заключение: устойчив ли человек эмоционально, способен ли он обрабатывать большое количество информации – знаки, дорожную обстановку, а главное – адекватен ли он?
 
Подобные консультации позволят отсеять тех, кто изначально не способен к управлению транспортом – слишком агрессивен, или, наоборот, не уверен в себе. Причем это не будет резкое заключение "не годен", а рекомендации по преодолению проблем с напутствием "попробуйте через год".
 
- Общество созрело для таких решений. Осталось их перевести в практическую плоскость.
 

Проблемы с мотошколами есть

В ГАИ согласны: систему обучения в мотошколах следует менять.
 
- Как бы ни ругали Советский Союз, но в то время подготовка мотоциклистов была на уровне. Разветвленная сеть ДОСААФ, программа внеклассного обучения, мотокружки практически в каждом районе, спортивные секции: любой ребенок мог при желании научиться водить мотоцикл – была возможность, были педагогические методики и правильные посылы. Я сам впервые сел на мотоцикл в 12 лет – и уверен: полученные тогда навыки куда лучше, чем те, которые даются новичкам сейчас.
 
Особенно остро проблема стоит в сельской местности - в регионах мало мотошкол. Они экономически невыгодны, особенно на периферии.
 
Ничуть не лучше ситуация и в Минске. Количество мотошкол прискорбно мало – а среди тех трех, которые якобы готовят на категорию "А", лишь одна делает это на постоянной основе.
 
- В учебный план программы подготовки водителей на категорию "А" включены 68 часов "теории" и 26 часов "практики". На деле же – в лучшем случае теоретические занятия совмещены с практическими, а накатка в 90% случаев составляет не более 10 часов, и те – на площадке. Выезд в город мотоциклист зачастую осуществляет самостоятельно – уже после получения водительского удостоверения. Если получает, конечно…

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23 октября 2012 г. № 47
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23 октября 2012 г. № 47 "Об утверждении единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств".
  
За авто- и мотошколы, вопреки расхожему мнению, отвечает не ГАИ, а Министерство транспорта и коммуникаций РБ, а точнее - республиканское унитарное сервисное предприятие "Белтехосмотр".
 
- Автошколы и мотошколы – это бизнес. К ним масса нареканий, а рычагов воздействия нет. Все, что мы можем, это проинформировать о недостатках в обучении и необходимости их устранения. Эта информация зачастую игнорируется, а мы даже не можем отозвать лицензии у таких школ, только порекомендовать это сделать.
 
В ГАИ надеются, что ситуация изменится, и Госавтоинспекция получит возможность влиять на процесс обучения.
 
- Варианты улучшения ситуации есть. Задача Минтранса - создать конкурентную среду, чтобы автошколы боролись за право проводить обучение и на категорию "А". Пусть 10 автошкол из 60 предлагают полный перечень образовательных услуг необходимого качества. Возможен и такой вариант: обязать некоторые из школ обучать мотоциклистов - но в таком случае это может повлечь за собой увеличение стоимости обучения.  
 

Градация прав: не стоит изобретать велосипед 

Предложение и представителя Racing Clan, и неорганизованного мотосообщества о градации прав в ГАИ горячо поддерживают.
 
- Мы полностью согласны с Дмитрием Степаненко и другими мотоциклистами. Нельзя сразу же садиться на "спорт", не откатав какое-то время на менее мощном мотоцикле. Градация водительской категории "А" должна быть шире, а вот рамки по ограничению мощности и стажу – тема для отдельного обсуждения. Предлагаем досконально изучить опыт в этой сфере передовых европейских стран и выбрать оптимальный вариант. Опять же - Госавтоинспекция не вносит изменения в законодательство, но такое предложение мы обязательно поддержим.
 
Вадим Гаркун уверен, что бояться градации прав мотоциклистам не стоит – в 2011 году, когда изменились категории транспортных средств (AM, BE, CE, DE, I, F и одна подкатегория (А1)), многие также опасались, что это усложнит жизнь скутеристам, начинающим мотоциклистам и водителям.
 

Неотвратимость наказания более эффективна, чем его ужесточение

Наверное, "неорганизованное мотосообщество" удивится, но ГАИ не считает ужесточение наказания панацеей от "безбашенных" мотоциклистов - больший эффект дает неотвратимость возмездия.
 
- Растет количество мототранспорта в Минске. Официально в столице зарегистрировано около 9000 мотоциклов. В реальности эту цифру стоит умножить на два, а то и три. Все очень просто: мотоцикл ввозится, растамаживается, но не ставится на учет. Де-факто он есть, а де-юре - нет. И такая тенденция сохранится, поскольку наказание за нарушение правил постановки на учет – 0,5 базовой величины, то есть 65 тысяч рублей. 
 
А вот выгода от таких нарушений легко просматривается: нет номера, сложно идентифицировать мотоцикл, соответственно, найти его водителя и привлечь его к ответственности, например, за "двести км/ч по проспекту".

- Размеры штрафов за некоторые правонарушения могут корректироваться, особенно с учетом того, что они привязаны к базовой величине. Но гораздо проще поставить мотоциклистов в такие условия, когда он будет обязан платить штраф - пусть и минимальный.

В ГАИ собираются решить эту проблему в плотном контакте с другими ведомствами.
 
- Сейчас между этапами "ввоз-растаможка" и "постановка на учет" существует провал. Чтобы его убрать, достаточно плотно сотрудничать с ГТК и четко выстроить процедуру оформления. Ты сможешь ввезти и растаможить мотоцикл, но не сможешь его забрать со склада временного хранения, пока не поставишь его на учет. Возможно, на таможне несколько часов в день будет находиться сотрудник МРЭО, чтобы исключить вероятность того, что мотоциклист, растаможив свое транспортное средство, уедет, забыв про постановку на учет. 
 
В ГАИ считают, что подобная мера поможет некоторым из мотоциклистов стать дисциплинированнее – ну а для тех, кто намерен не соблюдать правила и дальше, найдутся свои методы воздействия. Какие? Об этом в ГАИ предпочитают пока умолчать.
 

Мотобатальоны и "место для сброса пара" 

Идея с мотобальонами ГАИ кажется неплохой. Вопрос – в реализации.
 
- У нас такая же проблема, как и у рядовых мотоциклистов – обучение и деньги. Даже если предположить, что нам пойдут навстречу и выделят деньги из бюджета на покупку мощных мотоциклов, – кто будет ими управлять? Процесс обучения в мотошколах, как мы видим, не налажен. Не выстроена система подготовки специалистов и в ГАИ - мотоциклистов, необходимого для выполнения таких задач уровня, у нас немного. Возможно, мы сможем привлекать на службу кого-то из мотосообщества.
 
Что же касается площадки для "сброса пара", то тут Вадим Гаркун категоричен.
 
- Позиция некоторых мотоциклистов - "Сами думайте, что с нами делать" - не конструктивна. Опять же, ГАИ не может решить вопрос с выделением участка для мотогородка или решить вопрос со строительством трассы. Но это могут сделать сами мотоциклисты. Приведу в пример Федерацию футбола – общественное объединение, которое занимается не только популяризацией футбола, но и организационными вопросами: строительством стадионов, организацией чемпионатов, обучением, поиском финансирования. Почему бы не объединиться байкерам? Одиночки ничего сделать не смогут.
 
Представитель ГАИ подчеркивает: мотоциклистам не обязательно идти стройными рядами в мотоклубы, достаточно хотя бы раз забыть о противоречиях и выступить единым фронтом - ради достижения общей цели.
 

"Еще раз подумать, взвесить – и менять мир сообща"

Без принятия взвешенных решений, проблемы, озвученные мотоциклистами, будут нарастать. В этом точка зрения Госавтоинспекции не расходится с позицией мотоклубов и "неорганизованного мотосообщества". В столичной ГАИ уверены: проведение дважды в год акций "Колес меньше, опасности больше" и выездной прием теоретических и практических экзаменов у всех желающих на категорию "А" - далеко не все, что может сделать Госавтоинспекция для мотоциклистов.
 
- И та, и другая стороны предлагали здравые вещи. К некоторым из них стоит прислушаться. А некоторые из них – воплотить в жизнь. Какие-то из этих предложений уже выдвигались нами. Какие-то – рассматриваются и изучаются. В любом случае, изменения в законодательстве или системе обучения – процесс, к сожалению, небыстрый. Но болевые точки и проблемы обозначены, а это – уже полдела. 
-20%
-10%
-10%
-50%
-50%
-30%
-30%
-20%
-17%
-20%