107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  2. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  3. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  4. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  5. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  6. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 марта
  7. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  8. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  9. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  10. Лукашенко рассказал, что сделал бы, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  11. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  12. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  13. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  14. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  15. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  16. Динаре Алимбековой не хватило секунды, чтобы выиграть медаль в спринте на КМ по биатлону
  17. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  18. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  19. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  20. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  21. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  22. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  23. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  24. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  25. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  26. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  27. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  28. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  29. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  30. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara


/

Инициативы по изменению законодательства "клубных байкеров" и встречные предложения "неорганизованного мотосообщества" прокомментировал заместитель начальника управления ГАИ ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун.


 
Сам замначальника столичной ГАИ признает: он с искренней симпатией относится к байкерам, но проблем от мотоциклистов не меньше, чем от пешеходов и водителей, вместе взятых.
 
- Мотоциклы – особый вид транспорта. При всей своей мощности, при всех своих возможностях – это уязвимые транспортные средства. К тому же далеко не превалирующие на сегодняшний день – в Минске предпочитают передвигаться на "своих двоих" или автомобилях.

Госавтоинспекция предпочитает общаться с мотоклубами. Это заметно по той поддержке, которую ГАИ оказывает "клубным" при открытии и закрытии сезонов, по постоянным рейдам, проводимым в местах сбора "неорганизованного мотосообщества".
 
- Иерархия и дисциплина там далеки от армейских, но есть свой устав и свои правила, в своем роде – руководство. В случае, если байкер, состоящий в клубе, нарушает нормы – за него ответственность несут одноклубники: подскажут, научат, накажут. А неорганизованное мотосообщество? Некоторые из них, замечая пьяного автомобилиста, задерживают нарушителя. А некоторые – выпивают, а потом едут нарушать. Как и с кем договариваться? Кого просить, кого убеждать? Кто за них несет ответственность?
 
- Так ведь многие из мотоциклистов и не хотят, чтобы за них несли ответственность, и так и говорят: "Это наша жизнь, наша судьба, мы сами за себя в ответе. И если я разобьюсь…"
 
- А это - подмена понятий. Мотоциклисты забывают, что они несут ответственность не только за себя, но и за других участников движения. Пример: перекресток Притыцкого и Тимошенко.
 

Некоторых следует дисквалифицировать еще на этапе прохождения медкомиссии

В ГАИ соглашаются с утверждением, что корень многих проблем лежит в первоначальной подготовке мотоциклистов. И подчеркивают: речь идет не только о мотошколах.
 
- Некоторых следует дисквалифицировать еще на этапе прохождения медкомиссии. Я говорю не только о мотоциклистах, пусть они и основная тема нашего интервью, – о водителях в целом.
 
По мнению замначальника ГАИ, в перечень специалистов, выдающих свое заключение во время прохождения медкомиссии, следует включить и психолога.
 
- Не секрет, что многие на дорогах самоутверждаются, пытаются перебороть свои комплексы. Отсюда – и нарушение правил, и агрессивное поведение. Психологическое тестирование необходимо. Специалист должен дать заключение: устойчив ли человек эмоционально, способен ли он обрабатывать большое количество информации – знаки, дорожную обстановку, а главное – адекватен ли он?
 
Подобные консультации позволят отсеять тех, кто изначально не способен к управлению транспортом – слишком агрессивен, или, наоборот, не уверен в себе. Причем это не будет резкое заключение "не годен", а рекомендации по преодолению проблем с напутствием "попробуйте через год".
 
- Общество созрело для таких решений. Осталось их перевести в практическую плоскость.
 

Проблемы с мотошколами есть

В ГАИ согласны: систему обучения в мотошколах следует менять.
 
- Как бы ни ругали Советский Союз, но в то время подготовка мотоциклистов была на уровне. Разветвленная сеть ДОСААФ, программа внеклассного обучения, мотокружки практически в каждом районе, спортивные секции: любой ребенок мог при желании научиться водить мотоцикл – была возможность, были педагогические методики и правильные посылы. Я сам впервые сел на мотоцикл в 12 лет – и уверен: полученные тогда навыки куда лучше, чем те, которые даются новичкам сейчас.
 
Особенно остро проблема стоит в сельской местности - в регионах мало мотошкол. Они экономически невыгодны, особенно на периферии.
 
Ничуть не лучше ситуация и в Минске. Количество мотошкол прискорбно мало – а среди тех трех, которые якобы готовят на категорию "А", лишь одна делает это на постоянной основе.
 
- В учебный план программы подготовки водителей на категорию "А" включены 68 часов "теории" и 26 часов "практики". На деле же – в лучшем случае теоретические занятия совмещены с практическими, а накатка в 90% случаев составляет не более 10 часов, и те – на площадке. Выезд в город мотоциклист зачастую осуществляет самостоятельно – уже после получения водительского удостоверения. Если получает, конечно…

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23 октября 2012 г. № 47
Постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 23 октября 2012 г. № 47 "Об утверждении единых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств".
  
За авто- и мотошколы, вопреки расхожему мнению, отвечает не ГАИ, а Министерство транспорта и коммуникаций РБ, а точнее - республиканское унитарное сервисное предприятие "Белтехосмотр".
 
- Автошколы и мотошколы – это бизнес. К ним масса нареканий, а рычагов воздействия нет. Все, что мы можем, это проинформировать о недостатках в обучении и необходимости их устранения. Эта информация зачастую игнорируется, а мы даже не можем отозвать лицензии у таких школ, только порекомендовать это сделать.
 
В ГАИ надеются, что ситуация изменится, и Госавтоинспекция получит возможность влиять на процесс обучения.
 
- Варианты улучшения ситуации есть. Задача Минтранса - создать конкурентную среду, чтобы автошколы боролись за право проводить обучение и на категорию "А". Пусть 10 автошкол из 60 предлагают полный перечень образовательных услуг необходимого качества. Возможен и такой вариант: обязать некоторые из школ обучать мотоциклистов - но в таком случае это может повлечь за собой увеличение стоимости обучения.  
 

Градация прав: не стоит изобретать велосипед 

Предложение и представителя Racing Clan, и неорганизованного мотосообщества о градации прав в ГАИ горячо поддерживают.
 
- Мы полностью согласны с Дмитрием Степаненко и другими мотоциклистами. Нельзя сразу же садиться на "спорт", не откатав какое-то время на менее мощном мотоцикле. Градация водительской категории "А" должна быть шире, а вот рамки по ограничению мощности и стажу – тема для отдельного обсуждения. Предлагаем досконально изучить опыт в этой сфере передовых европейских стран и выбрать оптимальный вариант. Опять же - Госавтоинспекция не вносит изменения в законодательство, но такое предложение мы обязательно поддержим.
 
Вадим Гаркун уверен, что бояться градации прав мотоциклистам не стоит – в 2011 году, когда изменились категории транспортных средств (AM, BE, CE, DE, I, F и одна подкатегория (А1)), многие также опасались, что это усложнит жизнь скутеристам, начинающим мотоциклистам и водителям.
 

Неотвратимость наказания более эффективна, чем его ужесточение

Наверное, "неорганизованное мотосообщество" удивится, но ГАИ не считает ужесточение наказания панацеей от "безбашенных" мотоциклистов - больший эффект дает неотвратимость возмездия.
 
- Растет количество мототранспорта в Минске. Официально в столице зарегистрировано около 9000 мотоциклов. В реальности эту цифру стоит умножить на два, а то и три. Все очень просто: мотоцикл ввозится, растамаживается, но не ставится на учет. Де-факто он есть, а де-юре - нет. И такая тенденция сохранится, поскольку наказание за нарушение правил постановки на учет – 0,5 базовой величины, то есть 65 тысяч рублей. 
 
А вот выгода от таких нарушений легко просматривается: нет номера, сложно идентифицировать мотоцикл, соответственно, найти его водителя и привлечь его к ответственности, например, за "двести км/ч по проспекту".

- Размеры штрафов за некоторые правонарушения могут корректироваться, особенно с учетом того, что они привязаны к базовой величине. Но гораздо проще поставить мотоциклистов в такие условия, когда он будет обязан платить штраф - пусть и минимальный.

В ГАИ собираются решить эту проблему в плотном контакте с другими ведомствами.
 
- Сейчас между этапами "ввоз-растаможка" и "постановка на учет" существует провал. Чтобы его убрать, достаточно плотно сотрудничать с ГТК и четко выстроить процедуру оформления. Ты сможешь ввезти и растаможить мотоцикл, но не сможешь его забрать со склада временного хранения, пока не поставишь его на учет. Возможно, на таможне несколько часов в день будет находиться сотрудник МРЭО, чтобы исключить вероятность того, что мотоциклист, растаможив свое транспортное средство, уедет, забыв про постановку на учет. 
 
В ГАИ считают, что подобная мера поможет некоторым из мотоциклистов стать дисциплинированнее – ну а для тех, кто намерен не соблюдать правила и дальше, найдутся свои методы воздействия. Какие? Об этом в ГАИ предпочитают пока умолчать.
 

Мотобатальоны и "место для сброса пара" 

Идея с мотобальонами ГАИ кажется неплохой. Вопрос – в реализации.
 
- У нас такая же проблема, как и у рядовых мотоциклистов – обучение и деньги. Даже если предположить, что нам пойдут навстречу и выделят деньги из бюджета на покупку мощных мотоциклов, – кто будет ими управлять? Процесс обучения в мотошколах, как мы видим, не налажен. Не выстроена система подготовки специалистов и в ГАИ - мотоциклистов, необходимого для выполнения таких задач уровня, у нас немного. Возможно, мы сможем привлекать на службу кого-то из мотосообщества.
 
Что же касается площадки для "сброса пара", то тут Вадим Гаркун категоричен.
 
- Позиция некоторых мотоциклистов - "Сами думайте, что с нами делать" - не конструктивна. Опять же, ГАИ не может решить вопрос с выделением участка для мотогородка или решить вопрос со строительством трассы. Но это могут сделать сами мотоциклисты. Приведу в пример Федерацию футбола – общественное объединение, которое занимается не только популяризацией футбола, но и организационными вопросами: строительством стадионов, организацией чемпионатов, обучением, поиском финансирования. Почему бы не объединиться байкерам? Одиночки ничего сделать не смогут.
 
Представитель ГАИ подчеркивает: мотоциклистам не обязательно идти стройными рядами в мотоклубы, достаточно хотя бы раз забыть о противоречиях и выступить единым фронтом - ради достижения общей цели.
 

"Еще раз подумать, взвесить – и менять мир сообща"

Без принятия взвешенных решений, проблемы, озвученные мотоциклистами, будут нарастать. В этом точка зрения Госавтоинспекции не расходится с позицией мотоклубов и "неорганизованного мотосообщества". В столичной ГАИ уверены: проведение дважды в год акций "Колес меньше, опасности больше" и выездной прием теоретических и практических экзаменов у всех желающих на категорию "А" - далеко не все, что может сделать Госавтоинспекция для мотоциклистов.
 
- И та, и другая стороны предлагали здравые вещи. К некоторым из них стоит прислушаться. А некоторые из них – воплотить в жизнь. Какие-то из этих предложений уже выдвигались нами. Какие-то – рассматриваются и изучаются. В любом случае, изменения в законодательстве или системе обучения – процесс, к сожалению, небыстрый. Но болевые точки и проблемы обозначены, а это – уже полдела. 
-30%
-12%
-10%
-23%
-20%
-10%
-20%
-50%
-20%