/

О трассе М10 AUTO.TUT.BY был наслышан: проехать по ней и оценить масштаб дорожной катастрофы пользователи просили нас едва ли не со старта проекта "Пункт назначения". Дошла очередь и до нее: бесплатной - еще бы! - трассы, на которую, по признанию дорожников, нужно направить все бюджетные деньги, которых нет. Потому что эта дорога никак не тянет на республиканскую, хоть и соединяет по территории Беларуси, подобно "образцовой" М1, Россию и Польшу.
 
Проект AUTO.TUT.BY "Пункт назначения" расскажет белорусам о дорогах нашей страны. Мы прочувствуем под своими колесами каждый километр белорусских трасс на пути к пункту назначения, мы присядем "на дорожку" на стоянках для отдыха - если таковые попадутся на пути, зайдем в придорожные кафе и магазины. Мы проедем и оценим: годятся ли дороги, в которые государство вкладывает так много средств и сил, на то, чтобы водителям здесь было комфортно.
Стартуем с границы. На нулевом километре - большая стоянка, мест для автомобилей много, инфраструктуры для водителей и пассажиров не хватает: парой беседок потребности в отдыхе не закрыть.   
 


От границы трасса М10 - двухполосная, с небольшими изгибами и широкими обочинами.








Первый населенный пункт - Селище. Кафе, отель и стоянка для большегрузов - и ужасное дорожное покрытие. Аварийный участок обозначили как смогли: знак "Ремонтные работы", которых и следа не видно, подоткнули камнями и бэушной шиной. Однозначно, заметить такое "предупреждение" в темноте мало шансов даже у водителей легковушки.




В Добруше строят объект придорожного сервиса - пока вырисовывается очень симпатичное кафе, но по срокам могут быть вопросы: закончить его к декабрю нынешнего года, судя по сегодняшнему состоянию строительства, удастся вряд ли.



Подъезжаем к круговой развязке. Несмотря на то, что и через Гомель проехать можно - и там на "транзитных" городских улицах установлены указатели движения по М10, которая проходит через город, даже судя по названию трассы, - решаем следовать знакам и табличкам. Уходим левее. До Кобрина больше 500 км.





Кстати, на протяжении почти всей трассы установлены знаки "Дикие животные" - но сетки нет нигде. Дороге второй категории это "не положено", но жизни важнее. Правда, проехав М10 до конца, мы поняли, что впереди еще столько проблем, что до "противозвериной" сетки руки у дорожников дойдут еще ой как нескоро.




Мост через Сож, его капитально отремонтировали в 2010-м: по одной полосе в каждом направлении.






Крупная заправка "Белоруснефть" и стоянка для большегрузов. Здесь же - бутафорская профилактика в виде "патрульного автомобиля" из ДСП, традиционный для белорусских дорог нерегулируемый пешеходный переход через 4-полосную трассу, а за припаркованными у правой обочины фурами притаилась Транспортная инспекция. 


Сворачиваем на Калинковичи, до пункта назначения еще 470 км. Перед развязкой дорога становится 4-полосной, по два ряда в каждом направлении.



Останавливаемся перекусить. Приблизительно через 90 км от границы на дороге сразу два кафе: справа - "Максим", слева - "Надежда". Между ними - хаос в части организации движения. Понятно, что две крупные точки питания (и, что греха таить, выпивания) на трассе - это объект притяжения как для автомобилей, так и для пешеходов. Вот зебра - коротенькая такая, на одну полосу, дальше асфальтом укатанная. Без знаков, иначе можно было бы предположить, что такой "огрызок" перехода - издержки недавнего ремонта покрытия. А дальше - метрах в 50 от этой разметки - и знак "Пешеходный переход": установлен сам по себе, в единственном экземпляре (на противоположной стороне дороги знака нет), без дорожной разметки зебра, да еще и повернут не в ту сторону. То есть увидеть его и поверить сможет лишь несчастный пешеход, бредущий в соответствии с ПДД по обочине навстречу движению. И решит перейти дорогу. Что это, как не "подстава" для несчастного пешего и не менее несчастного абстрактного водителя?





В самом кафе "Максим" - месте, судя по количеству посетителей внутри, вполне популярном - цены порадовали: пол-литровая тарелка отличного борща с мясом и сметаной - 26 800 рублей, салаты - в пределах 20 тысяч, все горячие блюда - до 30 тыс. Хороший кофе из кофемашины - 12 200 за чашку. Правда, как принято в белорусских объектах придорожного сервиса, на 3 страницы меню - 5 страниц предложений алкоголя. 



Едем дальше. Впереди две полосы в каждом направлении, мост через Днепр и развязка с трассой Р32 - первый поворот на Речицу.





За следующим поворотом на Речицу - развязкой с трассой Р33 Речица - Хойники - снова начинается "однополоска".

Подъезжаем к историческому месту. Нефтяное месторождение "Речицкое" - именно здесь в 1964 году нашли промышленные запасы белорусской нефти и добыли первые 726 т углеводородов из двух скважин. Позже здесь был пущен Речицкий укрупненный нефтепромысел.

Отсюда началась "Белоруснефть".



Придорожные информационные таблички на М10 постоянно напоминают, что мы в Гомельской области - наиболее пострадавшем от аварии на Чернобыльской АЭС регионе Беларуси.



На этом участке М10 такие прямые отрезки встречаются редко. Все больше продолжительные закругления, где сплошная разметка, знаки "Обгон запрещен" и дополнительно - предупреждающие таблички. Реально - очень по делу.




Легендарные Аўцюкі - родина белорусского народного юмора. Очень харизматичный, самобытный и по-настоящему душевный населенный пункт.



Прямо на въезде - корчма "Ганарысты парсюк". Утром она была закрыта, поэтому за едой отправились "в центр", в местное сельпо. Там же - буфет и кафе. И еда "па-аўцюхоўскі".







Проезжаем развязку Бобруйск - Мозырь. Перед Калинковичами - ограничение скорости 40 км/ч. Оно действует на протяжении всего города.








Бетонка, покрытая асфальтом. Неужели на обочину смеси не хватило? 



"Разграбленная" остановка на 210-м км дороги: разломанная скамейка, выдранная урна (она, судя по всему, здесь все-таки была) - и, как следствие, мусор вокруг. О том, что навесами от непогоды на белорусских трассах оборудуют, к сожалению, редкие остановки, мы уже писали. 


Начинается Петриковский район. Состояние покрытия еще удовлетворительное - все та же неровно залитая асфальтом бетонка. Кажется, что дорога становится хуже, но это только потому, что мы не знаем, какая ждет нас впереди. Потом эта будет вспоминаться идеально ровной.




Новая остановка - тоже без навеса, но оригинально, ярко и аккуратно. Такие будут встречаться нам и далее.  





О том, что именно где-то здесь начинается проблемный участок М10, AUTO.TUT.BY был наслышан. О неудобствах предупреждал и знак "Неровная дорога" - значит, впереди "участок дороги с неровностями на проезжей части (волны, наплывы, гребенка)". "Скромничал" знак и "недоговаривал"... Но об этом позже.




Оказалось, что по территории Житковичского района ехать еще комфортно: нормальное покрытие, достаточное количество придорожных кафе. Впечатление испортила только стоянка для отдыха на границе областей.





Остановились отдохнуть. Сама стоянка вполне живописная и аккуратная, в шок поверг лишь туалет: такое впечатление, что около него и собственно внутри не убирают никогда. Лес вокруг предсказуемо загажен.



Въезжаем в Брестскую область. Оказалось, что осенью 2013-го самый проблемный участок трассы М10 - в Лунинецком районе. Еще весной читатели AUTO.TUT.BY присылали в редакцию видео со своих регистраторов - не дорога, мол, а убийство автомобиля. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (8.93 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео (8.05 МБ)

Тогда, весной, в "Белавтодоре" AUTO.TUT.BY поясняли, что в бюджете денег на М10 нет:

- В 2013 году планируется осуществить текущий и капитальный ремонты на 15 км этой дороги, т.е. на этих участках будет устроено новое покрытие. На остальных участках автодороги М10 имеющиеся дефекты пока предусматривается ликвидировать за счет ямочного ремонта, то есть в рамках работы по содержанию дороги. Одновременно в правительство направлены предложения о выделении дополнительных средств на осуществление восстановительного ремонта разрушенных участков.

После Микашевичей надолго снижаем скорость: пока не из-за качества покрытия - машина едет по латанному, но вполне ровному асфальту, - а количества населенных пунктов на пути. Часто встречаются стационарные знаки фотофиксации, но временных камер мы так и не увидели. Стационарных же комплексов на М10 пока нет.

Этой бетонке уже 40 лет, дорога не видела капремонта в два раза дольше нормативных сроков. В нынешнем году здесь проводят аварийный ремонт, знаки предупреждают о возможном выбросе щебня, но масштабов предстоящей катастрофы мы еще не осознаем.  





Вот он, подлатанный ад. И ведь не скажешь, что не чинили - пролили стыки старых бетонных плит асфальтобетонной смесью. На гладкость покрытия такие косметически-издевательские меры никак не повлияли. Беда в том, что и сами плиты уже разрушаются. Их, конечно, тоже заливают-латают, но толку-то?..


Перед поворотом на Лунинец - когда-то залитая асфальтом бетонка без разметки. Некомфортно, но уже кажется, что вполне ничего - позади было хуже. Хуже будет и впереди, но пока мы об этом не знаем.  



Перед Лунинцем решили заправиться - благо и знак соответствующий на трассе был. К сожалению, этим одиноким знаком - без указания оставшихся до АЗС километров и направления движения - логистика и ограничилась: заправку мы искали долго и самостоятельно, оказалось, что нужно съезжать к Лунинцу.

За развязкой временное ограничение скорости до 60 км/ч (да, на этом участке еще кое-как можно ехать 60!) и вполне предсказуемо - экипаж ГАИ с радаром. Хотя здесь объективно не на скорость ловить надо, а предупреждать о приближающемся дорожном коллапсе.



Снова дырявая "подреставрированная" бетонка. Видите, как раскатана обочина? Тоже не полетаешь, но водители выбирают именно ее - скорость та же, 20-30 км/ч, но хоть подвеска останется.



Такая же дорожная ситуация и в Пинском районе.




Уже осенью нынешнего года дорожники признали: чтобы реанимировать М10, сюда нужно вложить все деньги, которые республиканский бюджет выделяет на все дороги. Мол, в рамках существующего финансирования сделали, что смогли, но этого очевидно недостаточно. Теперь собираются изыскивать внебюджетные средства: привести магистральную дорогу, которая соединяет Россию и Польшу, в нормальное состояние просто необходимо. 
 
За развязкой с трассой Р6 Ивацевичи - Пинск - Столин начинается относительно нормальная дорога: то есть, например, относительно "европейской" М4 она ужасна, но относительно предыдущих участков М10 вполне ничего.



Констатируем, что в Лунинецком и Пинском районах некоторая "напряженка" с придорожным сервисом - единичные кафе и редкие заправки.

В Ивановском районе, перед Дрогичином, снова же стационарный знак фотоконтроля: самой камеры в населенном пункте мы не увидели.



Последний относительно крупный населенный пункт на нашем пути - Камень: с кафе, магазином и... пешеходной дорожкой, обозначенной соответствующим знаком. Редкость для сельской местности.



Последние 10 км пути - и пункт назначения. Кобрин встречает нас мостом через Днепро-Бугский канал, построенным в 2009 году - именно тогда здесь проходили "Дожинки". 



526 км этой проблемной трассы AUTO.TUT.BY проехал (без учета остановок) за 8 часов (честно говоря, если остановки все же учитывать, то путь по М10 занял у нас полный световой день), потратив на дорогу почти 70 литров АИ-92 на Geely Emgrand X7 с двигателем объемом 2,4 л и АКПП.