Эксклюзив


/

В редакцию TUT.BY обратились представители "неорганизованного мотосообщества", среди которых, по их собственному выражению, "люди разного пола, возраста и общественного положения" с просьбой выслушать и другую сторону, отличную от мнения белорусского мотоклуба Racing Clan MCC и Дмитрия Pitbull Степаненко.
 

"Неорганизованное мотосообщество – группа, созданная обстоятельствами"


В редакцию TUT.BY приехали несколько человек: не все хотят представляться, но практически все готовы фотографироваться, утверждая, что скрывать и бояться им нечего. Среди присутствующих – опытные мотоциклисты, "новичок", совсем недавно получивший водительское удостоверение категории "А", чемпион Беларуси по шоссейно-кольцевым мотогонкам, девушка, которая катается на спортбайке, и даже представитель скутер-клуба. Все они уверены, что предложенные инициативы имеют право на существование, но с оговорками.


 
Ребята пришли в редакцию с готовыми предложениями и подчеркивают – они были выработаны и приняты большинством голосов на встрече, прошедшей в минувшее воскресенье.
 
- На встрече присутствовало около 40 человек, к тому же мы старались учесть пожелания, озвученные на форумах и в соцсетях. Так получилось, что мы как бы представители неорганизованного мотосообщества – большинство из нас не состоит в каких-либо клубах. Наша группа появилась под воздействием обстоятельств - мы просто любим мотоциклы, много на них ездим, и нас таких - большинство. А значит, имеем право выражать свою точку зрения наряду с "организованными".
 
По мнению "неорганизованных", изменения просто жизненно необходимы, но на них надо взглянуть с разных сторон и учитывать пожелания всех.
 

"Градация прав? Возьмите на вооружение опыт Европы"

Один из самых больных вопросов – градация, которую в качестве примера привел представитель мотоклуба. "Неорганизованные" с ней категорически не согласны.
 
- Право сесть на самый мощный байк предлагается давать после 7 лет стажа! Но ведь есть те, кто, отъездив пару лет, начинает кататься как мотобог и участвовать в различных соревнованиях. А есть те, кто и после 7 лет на мотоцикле ездить не умеет.
 
Мотоциклисты предлагают: не нужно придумывать новые градации, достаточно перенять опыт стран Европы.
 
Опыт какой из стран ЕС взять на вооружение?

Испания
AM – скутеры и мопеды до 50 см³ с максимальной скоростью до 45 км/ч.
А1 – мотоциклы до 125 см³ и мощностью до 11kw (≈ 15 л.с.).
А2 – дает право водить мотоциклы с любой кубатурой, но мощность ограничивается 35kw (≈ 48 л.с.). Это самое большее, что можно получить, придя, так сказать, "с улицы". Для многих мотоциклов существуют официальные способы ограничить мощность (например, при помощи замены золотников карбюратора), но при этом оригинальная мощность не должна превышать итоговую более чем в 2 раза.
A – любой мотоцикл без ограничений. Просто так этот вид прав получить нельзя, он выдается только водителям с правами А2 двухлетней давности после прохождения специального теоретического и практического курсов.
 
Германия
М - скутеры и мопеды до 50 см³
А1 - мотоциклы до 125 см³ и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт
А2 – мотоциклы максимальной мощность в 48 л.с. при минимальном весе мотоцикла в 175 килограмм. Сдача на категорию возможна с 18 лет.
Аu - любой мотоцикл без ограничений. Cдача на категорию Au в Германии возможна с 25 лет. Выдается только водителям после прохождения специального теоретического и практического курсов.
 
Франция
АМ - скутеры и мопеды до 50 см³
А1 – мотоциклы 50-125 см³, до 11 кВт и всего до 0,1 кВт/кг массы. Сдача на категорию возможна с 16 лет.
А2 – мотоциклы до 34 кВт, до 0,2 кВт/кг (для электрических – до 0,15 кВт/кг). Сдача на категорию возможна с 18 лет.
А - любой мотоцикл без ограничений. Cдача на категорию A во Франции возможна с 24 лет, либо двух лет обладания правами А2.
 
Литва
АМ – мопеды и скутеры
А1 – мотоциклы без коляски, рабочий объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров и мощность не превышает 11 киловатт (15 лошадиных сил). Сдача на категорию возможна с 16 лет.
А2 - мотоциклы, мощность двигателя которых не превышает 35 киловатт (48 л.с.), до 0,2 кВт/кг.
А - любой мотоцикл без ограничений. Cдача на категорию A во Литве возможна с 24 лет.
 
Эстония
АМ – мопеды и скутеры
А1 – мотоциклы без коляски, рабочий объем двигателя которых не превышает 125 кубических сантиметров и мощность не превышает 11 киловатт (15 лошадиных сил). Сдача на категорию возможна с 16 лет.
А2 - мотоциклы, мощность двигателя которых не превышает 35 киловатт (48 л.с.), до 0,2 кВт/кг.
А - любой мотоцикл без ограничений. Cдача на категорию A в Эстонии возможна с 21 года.
  
- Опыт вождения и культуры мало зависит от возраста, скорее, от воспитания и обучения. Мы склоняемся к градации, принятой в Эстонии.
 

"Мотошколы сейчас не обучают, а убивают"

В данном вопросе мнение и мотоклубов, и представителей "неорганизованного мотосообщества" совпадают.
 
- Что сейчас собой представляет обучение на категорию "А"? У нас не учат езде по городу. И именно поэтому многие "молодые" попадают в аварии – ведь они учатся базовым навыкам езды на мотоцикле с уже полученными правами.
 
По мнению мотоциклистов, "восьмерка", "доска" - все эти упражнения не дают ровным счетом ничего – потому что подобные навыки не дают представления о том, как передвигаться в условиях плотного городского трафика, резко тормозить перед препятствием – да хоть перед тем же "лежачим полицейским", или объехать "внезапного" пешехода.
 
- Необходимо ввести практические занятия передвижения на мотоцикле по городу. Необходимо добавить элементы контраварийного вождения. И конечно же, надо адаптировать сдачу экзамена к реалиям.
 
Ребята уточняют: площадки, на которых сейчас сдается экзамен на категорию "А", построены еще по советским стандартам – и проехать все элементы можно только на старых "Минсках". А ведь габариты, масса, развесовка, другой метод руления, работа газа и тормоза, мощность этих легких мотоциклов отличается от того, на чем ездят большинство новичков.
 
- Необязательно сразу же перестраивать площадки – достаточно выставлять "восьмерку" дорожными конусами и давать проехать ее на своем мотоцикле.
 
Недостаточное внимание, по мнению мотоциклистов, уделяется и теории – что говорить, если некоторые из новичков, имеющие только категорию "А", не знают, что при выезде со второстепенной дороги обязаны пропускать транспорт на главной.
 
- Для обучения теории мало вдолбить в головы новичков знание ПДД. Необходимо знакомить и с книгами таких авторитетных авторов, как Кейт Код и Дэвид Хафф. Потому что первый раз эти книги новички начинают читать уже в больнице.
 
Мотоциклисты, пришедшие на встречу, готовы пойти и дальше и предоставить в ГАИ конкретные рекомендации по обучению теории и практическим навыкам, адаптированным под наши реалии – и наш менталитет.
 
- Отсутствие логичной и выстроенной системы обучения — главная проблема. Потому что именно в процессе обучения в головы мотоциклистов должны закладываться азы вождения, знание ПДД, дорожный этикет, уважение к ГАИ и нормы цивилизованного существования на дорогах. Сейчас же на дороги выпускаются смертники – но зато с куском пластика, удостоверяющим их право на вождение мотоцикла.
 
Огромное количество "бесправников" - следствие той же проблемы обучения. Кто-то просто считает сдачу экзамена бессмысленной, а кто-то попросту не сдает.
 

Ужесточение наказания только усугубит проблемы

- Предложение увеличить штрафы или ввести конфискацию мотоцикла за серьезные нарушения, совершенные повторно, только усугубят ситуацию.

Представители "неорганизованного мотосообщества" объясняют логику молодых мотоциклистов.
 
- Он с трудом накопил на мотоцикл, купил его – а теперь может его лишиться. Как вы думаете, остановится он по требованию?

Утверждение, что нарушать правила дорожного движения не стоит – тогда не будут грозить ни штраф, ни конфискация, вызывает бурную полемику: по мнению мотоциклистов, ездить без нарушений при действующих ПДД нельзя.
 
- Чего только стоит требование не заезжать, а закатывать вручную мотоцикл на АЗС?


 
В то же время все присутствующие согласны с тем, что конфискация мотоциклов у пьяных водителей, севших на байк повторно в течение года, – суровая, но оправданная мера.
 
- Мы опять возвращаемся к обучению: при правильно выстроенном процессе, хорошей социальной рекламе и постоянной профилактике количество нарушений, погонь и "бесправников" будет снижаться – мотоциклисты станут цивилизовываться.
 
Возможно, этому будут способствовать и мотобатальоны, если они будут созданы. Собравшиеся в редакции TUT.BY мотоциклисты не уверены в этом – но и не отвергают это предложение.
 

И мы, и сотрудники ГАИ должны действовать в рамках правового поля

Отношения с сотрудниками ГАИ у минских мотоциклистов сейчас напряженные.
 
Представители "неогранизованного мотосообщества" сетуют на то, что из-за отдельных мотоциклистов, нарушающих правила, устраивающих гонки по городу, "бесправников" и "выпивох" страдают все мотоциклисты.
 
- В последнее время сотрудники ГАИ зачастую превышают свои полномочия. Остановив мотоциклиста, они сразу же выдергивают ключи из замка зажигания, могут и по шлему приложить. Зачем они это делают? Если мотоциклист остановился, значит, он уже готов отвечать на все вопросы, демонстрировать документы или признавать  отсутствие оных и не собирается скрываться.
 
Мотоциклисты не хотят спорить о том, что первично, а что вторично – поведение отдельных людей или отношение инспекторов - и просят Госавтоинспекцию о взаимном уважении.
 
- И та, и другая сторона должны действовать в рамках правового поля.
 

Шум и скорость

Большинство претензий горожан к мотоциклистам заключаются в недовольстве уровнем шума: "Носятся с ревом по городу". Стандартный ответ мотоциклистов в этом случае звучит примерно так: "Рев прямоточных глушителей – это способ обозначить себя в транспортном потоке".
 
Но для страдающих бессонницей стариков и спящих детей это не аргумент. Не аргумент и для собравшихся.
 
- Не уверен в своей безопасности, обозначаешь себя "прямотоком" - катайся за городом. Мы считаем, что выхлопные системы мотоциклов должны быть сертифицированы на европейский лад – есть "прямотоки" для города и гонок. Когда ты едешь с громким выхлопом, то тебя и видно, и слышно, а давайте сделаем это так, чтобы слышно было в допустимых рамках - усовершенствованные для городской езды выхлопные системы выдают приемлемый уровень шума.

Еще один вопрос, поднятый на обсуждении в редакции TUT.BY, – уравнивание скоростного режима за городом для мотоциклистов и автомобилистов.
 
- Это, на наш взгляд, разумно, потому что ехать по трассе М1 (Брест – Минск – граница РФ) 90 км/ч, когда тебя все обгоняют на 120 км/ч – и небезопасно, и провоцирует на нарушение ПДД.
 

"Место для сброса пара" - трек. Стар Трек

"Неорганизованные" мотоциклисты согласны с "клубными": место, где байкеры могли бы выпустить пар, необходимо.
 
- Необязательно создавать клубы и магазины с соответствующей инфраструктурой. Можно было бы построить в Беларуси хороший трек, который стал бы не только площадкой, где можно покататься для души, но и прекрасным местом для проведения чемпионатов.
 
В пример приводят эстонскую трассу Пярну и российский комплекс Moscow RaceWay, на котором проводятся соревнования почти любого уровня: от национальных серий до чемпионатов мира по авто- и мотоспорту.
 
 
- Такой проект способен не только стать прибыльным для государства, но и быть местом развития белорусского мотоспорта. К тому же на треке улучшаются навыки езды и сбивается спесь.
 

Проблемы есть, и решать их нужно

Несмотря на взаимную критику, представители мотоклуба и мотоциклисты, которые не состоят в каких-либо сообществах, сходятся в одном – проблемы назрели, и они сами по себе они не исчезнут.
 
Значит, изменения нужны.
 
Какими они будут, какие решения будут приняты – зависит не только от мотоциклистов. Свою оценку предложениям всех сторон должны дать все заинтересованные стороны, в том числе и органы власти.

Оформить ОСГО онлайн >>
-49%
-20%
-20%
-20%
-20%
-40%
-50%
-10%