Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  2. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  3. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  4. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  5. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  6. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  7. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  8. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  9. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  10. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  11. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  12. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  13. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  14. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  15. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  16. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  17. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  18. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  19. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  20. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  21. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  22. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  23. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  24. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  25. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  26. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  27. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  28. «Реал» выбил «Ливерпуль» из Лиги чемпионов, «Манчестер Сити» разобрался с «Боруссией»
  29. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  30. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете


/ фото: Максим Пушкин,

AUTO.TUT.BY провел день в дежурной части УГАИ ГУВД Мингорисполкома и узнал, что для этой работы нужны стальные нервы, аналитический склад ума, выносливость и отличное знание города.
 
Утро в дежурной части ГАИ начинается с развода-построения: одна смена сдает свои дела, заступающая – принимает. На инструктаже озвучиваются свежие ориентировки – об угнанных накануне автомобилях, пропавших без вести, грабежах и кражах, разыскиваемых преступниках, статистика аварийности, объявляется расстановка сил и экипажей на день дежурства, определяются приоритеты, которые во многом зависят от погоды или проводимых спецопераций.


 
После развода мы отправляемся в дежурную часть. Рабочий день здесь начинается в 8.00 и длится 24 часа, график – "сутки через трое", в случае усиления, - "сутки через двое". Каждая смена "дежурки" состоит из 5 человек: старшего дежурного-инспектора, дежурного инспектора, помощника дежурного и двух сотрудников ГАИ, в задачи которых входит выезд на место учетных аварий - с пострадавшими или погибшими.
  
Этот развод в последний день лета – 31 августа (именно тогда прошло совместное дежурство AUTO.TUT.BY и ГАИ - прим. редакции), был омрачен аварией со смертельным исходом: около 7 утра на внутреннем кольце МКАД между развязками с Долгиновским и Логойским трактами 29-летний водитель Volkswagen врезался в автоцистерну – он погиб на месте ДТП.
 
Помещение дежурной части отчасти напоминает регистратуру в поликлинике. Непрозрачные окна, и два переговорных окошка – это то, что видят посетители.


Две комнаты, разделенные стеклянной перегородкой, заставленные компьютерами, рациями, телефонами, мониторами с камер наружного наблюдения – это то, что видят дежурные и мы. Есть комната отдыха – там сотрудники могут выпить чай или кофе, перекусить или поспать пару часов в период затишья – если удастся. Но как говорят сами инспекторы, такое везение бывает редко.

Идет утренний вал сообщений и звонков.
 
- Заблокировали выезд из двора? Адрес? Какой автомобиль? Устанавливаем владельца, его мобильный недоступен, высылаем экипаж ГАИ…
 
- Да, сегодня вы можете переоформить автомобиль на другое лицо, сделать вы это можете по следующим адресам, запишите номер для справки…
 
- Для замены утерянного водительского удостоверения вы должны обратиться в регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ по месту регистрации, записывайте адрес и телефон…


 
Из подслушанного

Звонок от плачущей женщины.
 
- Приехала в гипермаркет… А-а-а-а… Поставила машину на стоянке… Вышла через 20 минут – нет моей Toyota… А-а-а-а…

- Высылаем ближайший наряд. Передаем сообщение об угоне.

Спустя 10 минут.
 
- Извините, не могли бы вы отозвать сообщение об угоне? Я ее нашла – не в том ряду ее смотрела…
 
Некоторые из инспекторов умудряются говорить по двум телефонам одновременно. Шума добавляет и постоянно работающие рации.
 
- На Семашко – авария, три единицы транспорта, оформляем…
 
- На Казинца молодой человек, одет в черную куртку, черные штаны и с черным пакетом украл сотовый телефон…
 
- Ушла из дома и не вернулась 16-летняя девушка…
 
- Хотя к профилю ГАИ сообщения о грабежах и розысках не относятся, такая информация дублируется всем структурным отделениям милиции, - поясняет старший дежурный инспектор Андрей Антоневич.
 
Сообщение об аварии в Чижовке, звучит страшное: "Есть пострадавшие, в том числе маленький ребенок". Дежурный в срочном порядке вызывает ближайший к месту происшествия экипаж ГАИ, бригаду скорой помощи и отправляет выездных инспекторов – любым "учетным" ДТП занимаются не только районные отделы ГАИ, но и городское управление.
 
- В таких случаях выездной инспектор ГАИ оказывает помощь следствию – проводит замеры и опрос свидетелей, занимается сбором данных, их фиксацией, а в случае необходимости – координирует действия по обеспечению безопасности дорожного движения на месте аварии.
 
Экипажи отправлены, скорая помощь - выслана. Теперь приходится только ждать и гадать - насколько все серьезно?
  
Инспектор на выезде, Вячеслав Липень, поддерживает постоянную связь с "дежуркой", поэтому мы скоро узнаем обо всех обстоятельствах аварии.
   
Водитель FIAT, двигаясь по улице Уборевича в направлении улицы Чижевских, проигнорировал знак "Движение прямо" и повернул направо, где и столкнулся с другим автомобилем. В FIAT помимо водителя находилась его жена и маленькая дочь – крохе не исполнилось и года, их забрали медики. Пока в больнице проводили обследование пострадавших, инспекторы занимались водителем FIAT – на выдохе у него показало в первый раз 0,96, во второй – 1,02 промилле. В Минском городском наркодиспансере на улице Передовой, куда был доставлен мужчина, эксперты фиксируют – 0, 98 промилле алкоголя в крови. Водитель поясняет, что накануне он выпил полтора литра пива, но при "остаточном" такое количество алкоголя маловероятно.
 
Дежурная часть тем временем узнает о состоянии жены и дочери водителя – и все облегченно вздыхают: у женщины перелом пальца на ноге, она признана пострадавшей в ДТП, девочка получила ушиб мягких тканей.

Инспектор дежурной части УГАИ ГУВД Мингорисполкома Вячеслав Липень если не работает на выезде, то наравне с другими отвечает на звонки и принимает сообщения
   
Все сотрудники дежурной части ГАИ – "универсалы". В их задачи входит не только владение оперативной обстановкой, но и анализ и обобщение данных при малейшем ее изменении – где произошла авария, а где только начала собираться пробка, инспектор узнает раньше других.
 
Мало владеть информацией – надо уметь организовать работу: отправить на место ДТП ближайший экипаж или следственно-оперативную группу – оценить тяжесть последствий и степень травм за несколько секунд разговора.
 
А еще - принимать заявления и обращения о преступлениях, правонарушениях и происшествиях, поддерживать постоянную связь с дежурными частями УВД Минска и республики; принимать от сотрудников ГАИ и регистрировать административные материалы. Для обеспечения безопасности и бесперебойности дорожного движения дежурные инспекторы должны взаимодействовать с дорожными, коммунальными и другими службами – сообщения о неработающих светофорах или ямах на дороге в первую очередь поступают в ГАИ.
 
Карта Минска на стене - дань старым временам. Теперь все автоматизировано
 
- Мы первые, кто фиксирует жалобы – будь то на байкеров, носящихся по проспекту Независимости в ночное время, или на сотрудников ГАИ от некоторых водителей. Кстати, в дежурной части ГАИ ведется аудиозапись всех входящих звонков и сообщений – во избежание недоразумений.
 
Кроме того, дежурная часть ГАИ выполняет и функции справочной службы – автовладельцы звонят, чтобы узнать, как пройти техосмотр, получить водительское удостоверение, оплатить штраф, продать или купить машину, забрать автомобиль со штрафстоянки или даже проконсультироваться по поводу ПДД – доля таких звонков занимает порядка 20% от всех поступающих обращений.
  
Еще один участок работы дежурных инспекторов – проверка данных в режиме on-line данных на автовладельцев или водителей.


 
- Единая база МВД позволяет за несколько секунд узнать, числится ли автомобиль в угоне, и где он зарегистрирован, принадлежит ли водителю машина, кто является ее юридическим владельцем, есть ли у водителя право на управление транспортным средством, а также узнать всю историю его правонарушений, - демонстрирует на своем компьютере возможности системы Андрей Антоневич.
 
А если к этому добавить еще и очное общение с водителями и автовладельцами, которые пришли в УГАИ ГУВД Мингорисполкома по тем или иным вопросам, и которые воспринимают дежурную часть как "одно окно"…
 
Даже в выходной день не иссякает поток посетителей
 
Но самой своей тягостной, неприятной и тяжелой обязанностью инспекторы называют сообщения о смерти.
 
- Например, авария. Погиб водитель. Его сотовый цел – и нужно оповестить родственников. И ты ищешь в его телефонной книжке контакт "Жена", "Мама" или "Отец" - приходится звонить, и рассказывать родным, что они лишились своего мужа или сына, - рассказывает Вячеслав Липень.


 
- Или поступает звонок от женщины. Поругалась с мужем – он ушел, хлопнув дверью, оставив документы и телефон дома. А ты знаешь, что вечером насмерть сбили мужчину, и возраст, и внешность, и одежда – все совпадает, вплоть до надписи на куртке и татуировке на плече. И ты мямлишь, что возможно, это не он, возможно, муж просто отходит от ссоры у друзей, но все равно отправляешь ее в морг на опознание, потому что твое шестое чувство, твоя интуиция и твой опыт говорят тебе о том, что пропавший супруг и до сих пор неопознанный пешеход – одно лицо, - нехотя дополняет его коллега.



Самые напряженные дежурства – пятница и понедельник. Пик звонков приходится на промежуток с 7 до 10 утра, с 12 до 15, и с 17 до 22 часов.
 
- Утро – напряженная пора. Кто-то не может выехать со двора, кого-то раздражают соседи по пробкам, аварии – опять же, все торопятся и спешат на работу. Вечером – такая же ситуация. В обеденное время потише, но тут своя специфика - в обед многие решают заняться делами – основная масса телефонных разговоров в это время связана с неправильной парковкой, консультациями по поводу замены водительского удостоверения, снятия автомобиля с учета и так далее, - рассказывают нюансы инспекторы.
 
Из подслушанного

- Алло! ГАИ?!

- Да, здравствуйте. Дежурный Антоневич, чем могу помочь?

- Мою машину угнали! Записывайте, автомобиль такой-то, номера такие-то…

- Ваш автомобиль был припаркован с нарушением правил, и был доставлен эвакуатором на штрафстоянку.

- Да? Слава Богу! Спасибо большое! А я испугался, что угнали!
В день в "дежурку" поступает от нескольких сотен до тысячи - а иногда и больше! - звонков. Многое зависит и от погоды - любое ее изменение моментально сказывается дорожной обстановке и количестве ДТП: дождь, туман, снег, или наоборот, жара, - это все факторы, влияющие на безопасность.
 
Метеосводки поступают в дежурную часть ГАИ несколько раз день
 
Инспекторы отмечают - первый снег для определенного количества водителей всегда является полной неожиданностью: не успели сменить резину на зимнюю, а значит жди "дня жестянщика". Еще хуже жара: кого-то из автолюбителей подводит здоровье – обмороки и скачущее давление, кого-то – слепящее солнце. У каждой поры года свои особенности, и к сезонным проявлениям привыкли, но даже из этого правила есть исключения – достаточно вспомнить "Хавьер".
 
- Мы не дежурили в ту пятницу, нам достались последствия циклона – телефоны звонили без умолку. Кто-то не может выехать, кто-то - найти свою машину под снегом, кто-то разыскивал своих близких, что и вспоминать – такого сюрприза погода нам еще не преподносила.
 
Молчат телефоны и рации - в дежурной части необыкновенно тихо. Инспекторы к затишью относятся с подозрением
 
Как отмечают сотрудники "дежурки", каждая смена не похожа на предыдущую и не всегда подчиняется законам статистики или логики.
 
- Несколько лет назад я поменялся сменой с коллегой. Он отдежурил с пятницы на субботу – самое горячее время. А я заступил на дежурство с субботы на воскресенье. Тот день я до конца жизни вспоминать буду – пять ДТП со смертельным исходом. Поменялся на спокойную смену, называется, - привел пример дежурный инспектор Анатолий Ситало.
 
Такая работа, да еще в течение суток должна накладывать свой отпечаток, как же сотрудники дежурной части борются со стрессом?
 
Вячеслав Липень предпочитает рыбалку, а Андрей Антоневич - семью.
 
- Дети. Приходишь домой, и все: ответишь на пару вопросов, втянешься в беседу - какой стресс, когда тебя дома ждут, любят и ценят. Ну и гордятся твоей работой, конечно…
 
В процессе разговора выясняется, что старший дежурный инспектор – многодетный отец: у него шестеро детей, старшей дочери скоро будет 21 год, а самому младшему члену семейства совсем недавно исполнилось 5 месяцев.
  
Практически на каждом столе - иконка
 
Как и у многих их коллег, у сотрудников дежурной части ГАИ есть свои приметы: "Если во время дежурства зашел следователь в помещение дежурной части – жди беды". Есть и другие, но делиться ими с нами инспекторы категорически не хотят.
 
Мы предлагаем включить в список примет еще и эту – если на дежурство присутствуют корреспонденты из TUT.BY, дежурство будет спокойным. В этом мы убедились во время ночной смены со спецподразделением, срабатывает это и сейчас – на часах уже почти 17.00, и уже несколько часов в дежурной части затишье, прерываемое сообщениями, во время которых оживляются все инспекторы.
 
- Проспект Рокоссовского, 147. Автомобиль Rover темно-синего цвета ездит по тротуарам…
 
- По Есенина движется Renault Safrane золотистого цвета – необходимо проверить физическое состояние водителя…
 
Со стороны действия сотрудников дежурной части выглядят отработанными до автоматизма – звонок, вызов по рации, передача сообщения ближайшему экипажу, ответный вызов, параллельно информация вбивается в компьютер и записывается в журнал – вся процедура занимает не больше минуты.
 
В дежурной части привыкли делать несколько дел одновременно
 
- У нас работают люди опытные, с многолетним стажем, мой – уже больше 20 лет в "дежурке". Требования к потенциальным дежурным очень строгие – необходимо не только иметь аналитический склад ума и повышенную стрессоустойчивость, но и досконально знать город, - поясняет старший инспектор-дежурный. – Возьмем улицу Немигу, на ней сходятся границы трех районов, поэтому ты точно должен знать, кого отправить на ДТП, а кого - регулировать затор, который образуется спустя две минуты на перекрестке.
 
А заторы на месте аварий в последнее время образуются очень часто: количество автомобилей в Минске не уменьшается, а количество водителей, которые могут разъехаться после "мелкого" ДТП – не растет.
 
- Ржавая "шестерка" на светофоре врезалась в VW Passat в таком же состоянии. У одного слегка поцарапан бампер, у второго – разбита фара. Сумма ущерба, как ни крути, – меньше 200 евро. Но решить на месте все дела водители не могут! Начинаются взаимные выяснения отношений: кто прав, кто виноват, на место вызывают ГАИ, и начинается – движение затруднено, ГАИ не может проехать к месту ДТП из-за затора, образуется пробка…
 
Под вечер количество звонков начинает нарастать, и работы у инспекторов прибавляется. Даже в субботу люди пропадают и попадают в аварии, жалуются на соседей по двору и пробкам и требуют разъяснить им, как правильно проезжать Бангалор. 

Мы прощаемся с "дежуркой" УГАИ ГУВД Мингорисполкома под ставший уже привычным аккомпанемент: "ГАИ. Дежурная часть. Чем могу помочь?"
  
С 00.00 31 августа по 00.00 1 сентября в городе Минске было зарегистрировано 75 дорожно-транспортных происшествий, 2 ДТП с пострадавшими, в котором 1 человек получили ранения, 1 ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, 1 человек погиб. Задержано 9 водителей, управлявших транспортными средствами, находясь в состоянии алкогольного опьянения, 18 водителей не имели права управления транспортными средствами. За превышение скоростных режимов движения привлечено к ответственности 223 водителя. 


 
Телефон дежурной части ГАИ г.Минска
222-17-17
 
-53%
-50%
-50%
-20%
-25%
-10%
-66%
-20%