/

AUTO.TUT.BY обсудил с представителем минских таксистов, готовы ли водители купить себе машины не старше 8 лет, выучить иностранные языки и надеть белую рубашку и брюки со стрелками - как их, возможно, уже к 1 мая 2014 года обяжет закон.

Согласно проекту закона, подготовленному Минтрансом, с 1 мая 2014 года к работе в такси будут допускаться машины не старше 8 лет с длиной кузова не менее 4,4 м и шириной - не менее 1,7 м. В автомобиле должна быть система регулирования температуры в салоне, ABS, подушки безопасности, GPS-датчик, а лицензирование Минтранс предлагает заменить картой допуска на каждый автомобиль перевозчика. 
В прошлом месяце минских таксистов впервые пригласили поучаствовать в обсуждении законопроекта вместе с представителями заинтересованных ведомств. Впечатления однозначны: "Нас не слышат и не понимают! В законопроекте не учитываются интересы диспетчерских служб, перевозчиков, которые работают на рынке не один десяток лет, водителей и в конечном итоге - клиентов".

Суд над убийцами минского таксиста


Клиент потеряет право на личную жизнь и сам за это заплатит

- Передвижения такси в соответствии с законопроектом предлагают отслеживать с помощью GPS-датчиков. Понятно, это и безопасность таксистов, с одной стороны, и финансовый контроль над нашей деятельностью - с другой. Но! Сегодня такси - это общественный транспорт повышенной комфортности. А комфортно ли будет клиенту, который, вызывая машину, заранее понимает, что обо всех его передвижениях такси "отчитается" городу - скорее всего, предприятию "Столичные транспорт и связь"? Фактически клиент теряет право на личную жизнь! - рассказывает председатель профсоюза "Минское такси" Денис Новиков.

Денис видит еще один минус этого предложения: "Понятно, что бесплатно этот датчик государство не даст. По самым скромным подсчетам, установка системы (плафон, прошивка для таксометра и сам датчик) обойдется каждому водителю минимум в 100 долларов. Конечно, эти расходы рано или поздно лягут на плечи клиента".


Бороться нужно не с абстрактной машиной, а с конкретным таксистом




С водителями-нарушителями правил перевозки пассажиров государство предлагает бороться с помощью карты допуска на каждый автомобиль перевозчика. Но, по мнению таксистов, бороться-то нужно не с машиной, а с конкретным человеком!

- Мы предлагаем ввести подобную карту не на автомобиль, а на водителя. Карта на машину предполагает, что перевозчик, получив ее один раз на один свой конкретный автомобиль, может посадить за руль любого водителя. А претензий-то большинство именно к водителям: что только о них ни говорят - хамы, неопрятные, не умеют общаться с клиентами. Решить проблему должна именно история конкретного человека: например, если на него есть много жалоб, он лишается этой карты - то есть, проще говоря, права работать таксистом.

"Будем жить, как в советское время: "Через полтора часа у вас будет машинка!"


Проблемы с внешним видом и техническим состоянием, по словам председателя профсоюза таксистов, чаще всего - "болезнь" арендных машин. Сдача автомобилей в аренду для работы в такси - это распространенный и довольно прибыльный бизнес. 

- Владельцы таких контор чаще всего покупают самые "убитые" экземпляры, немного их подмарафетят - и сдают в аренду. Машины страшные, с точки зрения безопасности никакие - но, знаете, техосмотр проходят спокойно! За деньги, конечно, и все это знают. Таксисты-ИПэшники, представители легальных перевозчиков - то есть люди, которые заинтересованы в содержании своих автомобилей в порядке, а также репутации такси, - сами предлагают Минтрансу: сделайте для такси отдельные станции диагностики, то есть обяжите водителей проходить ТО только там и строго следите за коррупцией. 

Сегодня в Минске, по словам Дениса Новикова, работает очень много такси, водители которых зарегистрированы и живут в других городах. И "грешат" перевозками на таких арендных машинах тоже чаще всего они.

- То есть ребята налоги платят местные - с учетом налоговых льгот, а зарабатывают "по-столичному", абсолютно официально. Сейчас в Минске диспетчерские службы обслуживают около 7 тыс. легальных таксистов, прибавим сюда нелегалов - столице столько машин не нужно.

Реальный выход из ситуации Денис и его коллеги видят один - разрешить работать таксистами в Минске только минчанам.

- Если сделать так, то к чемпионату в столице останется около 5 тыс. автомобилей такси - этого достаточно, чтобы обслужить гостей мероприятия и жителей Минска. И контролировать государству нас станет проще. Если же эту проблему не решить и в придачу принять закон в том виде, в котором он существует в проекте, город наполнится нелегалами - все таксисты из такси официально уйдут. А ведь государство якобы ставит противоположную цель - борьбу с теми самыми нелегалами. 



Председатель профсоюза "Минское такси" прогнозирует, что при таком развитии событий такси в 2014 году будет не вызвать.

Будем жить, как в советское время: "Через полтора часа у вас будет машинка!"

Столичное такси, уверен он, сегодня "одно из лучших на постсоветском пространстве, и коренным образом изменять систему не нужно - нам нужно только помочь немного, остальное сделаем сами".
 

"Даже если бы предложили Geely в беспрецедентную рассрочку, в жизни бы не взяли: в такси они и двух лет не отъездят!"


По словам Дениса, минские таксисты готовы к худшему: что законом их обяжут ездить на машинах не только определенного возраста, но даже и марки, и расцветки. 

- Или покупай, например, желтый Mercedes не старше 8 лет, или уходи. Если 8-летнее ограничение по возрасту будет принято, то разумно брать 4-5-летку, а это - минимум 15-16 тыс. долларов. Каким образом, скажите, таксисту заработать на такую машину? У меня, например, автомобиль 1999 года выпуска, и даже если я его продам, добавить до "новой" нечего. 

Банки с таксистами-ИПэшниками "связываться не хотят": ИП, мол, такое дело - сегодня есть, а завтра нет. 

- Власти нам говорят: мы прорабатываем вариант банковского льготного кредитования для такси. Еще раз объясняем представителям Минтранса - не хотят нас кредитовать! Но даже если государство заставит банки, страшно даже подумать, на каких это будет условиях.

Замминистра транспорта на встрече с минскими таксистами приводил им в пример кобринского предпринимателя, который зарегистрировал фирму-перевозчика и купил для работы сразу несколько новых Toyota Prius: вот, мол, как надо работать, такси выглядят прилично!

- Мы пытаемся объяснить, что в масштабах Кобрина такая разовая акция возможна, но не нужно сравнивать одного районного перевозчика со столичными службами - при всем желании мы не сможем купить к чемпионату 5-7 тысяч новых одинаковых машин такси.

Интересуемся, можно ли решить проблему при помощи, например, белорусского автопрома: вот если бы государство обязало производителя Geely продать таксистам в рассрочку на 5 лет одинаковые желтые новые машины - эдакое "лондонское такси" с белорусским колоритом.

- Geely мы давно обсуждаем, даже на тест-драйвы их брали. Но нет, они нам не подойдут - даже Dacia Logan превосходит эти машины с точки зрения работы в такси, - говорит Денис Новиков. - И даже если бы нам ее предложили на условиях беспрецедентной рассрочки - на 5 лет без процентов, то в такси она бы и двух не выдержала. Зачем вкладывать деньги? Старый же Mercedes - даже 15-летний при соответствующем уходе! - может выглядеть и ездить лучше, и главное - быть более комфортным для пассажиров.

Сегодня минские таксисты готовы взять себе машины "поновее и поприличнее - как хотят власти", но - если их освободят от растаможки. 

- Пусть и без права отчуждения на 5 лет, как, например, предусмотрено декретом № 6 для предприятий, зарегистрированных в малых населенных пунктах, - поясняет Денис. По его словам, чтобы "государству застраховать себя от махинаций, связанных с таким льготным ввозом, достаточно привязать машину к той же карте водителя - один автомобиль одному таксисту-ИПэшнику".

Этот вариант таксисты обсуждали с представителями власти, но транспортники готовы рассматривать его лишь при соблюдении еще одного условия:

-  Нам говорят: ок, если так, то в течение этих пяти лет вы не имеете права использовать эту машину в личных целях. То есть власти считают, что у таксиста должна быть еще одна машина, чтобы забрать дочку из садика или отвезти бабушку на дачу? К сожалению, две машины в семье мы себе позволить не можем. Сейчас я по крайней мере могу использовать собственную машину в личных целях, если снимаю плафон с крыши и желтые номера.

В целом же таксисты, по словам их представителей, готовы к чемпионату "и английский учить, и форменные рубашки носить - если все эти требования будут реализованы без фанатизма".

- Нарядная униформа таксисту неудобна, ведь помимо услуги собственно перевозки пассажиров он занимается еще и, например, технической помощью. И как он должен в брюках со стрелками и белой рубашке менять колесо? Но, например, служба 135 сейчас готова запустить пилотный проект и сшить своим водителям форменные рубашки - это выход. 
-30%
-15%
-10%
-60%
-35%
-20%
-10%
-50%