Эксклюзив



 
Не я первый вспомню о главной летней минской проблеме - отключении горячей воды. Каждый с этой ерундой борется по-своему, но в этом году мы нашли особо изощренный способ. Как раз в день отключения вместо установки припасенного электрического бойлера мы рано-рано погрузились вместе с серьезно увешанными велосипедами в дизельный поезд Минск-Гудогай и уехали в велопутешествие.
 
Участвуй в конкурсе "Дорога в лето"! Поделись своими воспоминаниями - и выиграй видеорегистратор от нашего партнера MIR-DVR.by Geofox 700 и 100 литров топлива!
Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/363389.html

Изначально из всех планов была лишь идея проехать по Куршской косе, а дальше - как кривая выведет. Забегая вперед, скажу, что вывела кривая на отличненько. Первая фаза поездки привела нас в уже довольно привычный и неплохо знакомый Вильнюс.



Несколько часов в Мекке белорусского шопинга добавили в копилку велоинфраструктурных цікавостак вот такие прокатные электросамокаты.



Примерно 6 часов вечера, виленский вокзал. Грузимся в поезд Вильнюс-Клайпеда. Совершенным сюрпризом для нас стало то, что к специальному веловагону с веломестами прилагается штатный сотрудник, который помогает грузить велосипеды.



Внутри вагон отличается от привычного минимально, вместо нескольких рядов сидений вкручены в пол страшные "вырвиколки", которые, впрочем, с большего удовлетворяют потребности большинства пользователей. Ход у литовских поездов довольно плавный, потому никакого особенного беспокойства велосипеды не причиняли.



Ехать до Клайпеды довольно долго, я полагаю, что это наидлиннейший литовский маршрут. Где-то на очередной станции в вагоне появляются два молодых парня с велосипедами, очень громко и экспрессивно разговаривающих по-английски. Ясное дело, я побежал знакомиться.



Имен ребят я конечно же не запомнил, зато впечатлился историей. Встретились и познакомились они буквально перед поездом, один из Швейцарии, второй из Германии. Едут также в разные стороны, пункты назначения - Рига и Хельсинки. На мой вопрос, где в Клайпеде думают переночевать, легкомысленно отмахнулись - "под кустом приляжем". Как я понял, оба особенно не привязаны к какой-то точке на карте мира, на фото как раз парень показывает, что два года назад он жил на Сицилии и готовил там отличную пасту: "Вот проводницу бы такой покормил с месяц, так была бы совсем не такая худющая". В подобной атмосфере время поездки полетело довольно стремительно, однако по мере приближения к морю солнечная погода сменилась тучами и дождем. Ребята заметно опечалились и спросили, чем был вызван мой интерес их местом ночевки и не имею ли чего-то предложить. Я честно признался, что мы вчетвером договорились с местным велоактивистом о крыше над головой, но кроме этого на всякий случай записал с warmshowers координаты еще пары людей, которые будут рады видеть гостей. Раз-два-три - и результатом звонка является встречающий нас на вокзале Дариус, который мало того, что приютил наших шумных друзей, но еще и проводил нас до места ночевки по уже ночной Клайпеде.



Нас же приютил человек, в очередной раз серьезно изменивший представление о людях вообще и о европейцах в частности. Гвидас на момент моего звонка находился где-то далеко от дома, однако намеревался по телефону объяснить, как пройти к нему в дом и где там что. По счастью, удачно подвернулся хорошо с ним знакомый Дариус, который сыграл роль хозяина. Сам же Гвидас приехал ночью, тихонько поздоровался с теми из нас, кто еще не спал, и общение с ним отложилось до утра.

Как оказалось, мы приехали крайне вовремя. Буквально через пару дней после дня нашего визита Гвидас с сыном вдвоем планировали уехать путешествовать вдоль побережья на тандеме.




Утро второго дня кроме общения с гостеприимным хозяином включало также визит к Дариусу на кофе, о котором мы наскоро договорились еще на вокзале с вечера.



Во время этого импровизированного завтрака начал складываться наш маршрут, потому как Дариус вызвонил знатока Калининградской области, белоруса литовского происхождения Игоря, который довольно подробно проконсультировал нас относительно интересных мест и возможного маршрута на последующие несколько дней.

Прокатившись по Клайпеде и прикупив кое-что из снаряжения в местном "армейском" магазине, мы проследовали на паром до Куршской косы. Велосипедисты, в отличие от автомобилистов, платят за паром совершенно смешные деньги.



Несколько минут - и мы уже у моря. Вся коса представляет собой, грубо говоря, большой и порядком заросший всякой растительностью песчаный горб, через который местами перекинуты деревянные настилы для перехода. Ходить по этим дюнам категорически запрещено, потому как разрушаются они весьма просто.



Вдоль всей литовской части косы проходит велодорожка. Мне не удалось найти в интернете каких-либо дат ее постройки, однако состояние асфальта наводит на мысли о том, что построена она достаточно давно, а сохраняется в хорошем состоянии исключительно из-за отсутствия по ней автомобильного движения. В нескольких местах как раз наоборот, авто очевидно по ней ездят и раскатали асфальт не хуже, чем можно встретить у нас в Минске.



Вдоль всей дорожки аккуратно проставлены километражные столбики, с каждой стороны которых указаны расстояния.



В редких местах пересечения велодорожки с автомобильной трассой проделаны дополнительные работы по снижению скорости велосипедов, отдаленно напоминающие дурацкий турникет, который горисполком всунул около 15-го корпуса БНТУ, разве что выполненные более разумно.



Однако покупались, покатались- пора и стать на ночевку. В Ниде, находящейся на самой границе литовской и российской части косы, расположен весьма популярный кемпинг. Вообще, европейские кемпинги стандартно предоставляют базовый набор услуг вроде воды, электричества, wifi, туалета с душем для своих клиентов, однако нам с непривычки конкретно этот показался раем, несмотря на крайне переменчивую погоду.



Место настолько нам приглянулось, что мы просидели там целых два дня. Среди прочего довелось и купаться в дождь на нудистском пляже, что само по себе заслуживает отдельного упоминания.

Тем не менее, ехать дальше все-таки нужно. Собираем порядком мокрые вещи, пакуемся - и в путь. По российской части косы велодорожки нет, хотя Евросоюз еще лет 6 назад выделил какие-то деньги на ее строительство. Приходится ехать по довольно ухоженной, но все-таки автомобильной дороге.




Проехав положенное расстояние и полюбовавшись по пути на пресноводное озеро "Лебедь", мы попадаем в Зеленоградск, ранее именовавшийся Кранцем. Интереса городок почти не вызывает, повеселила "церковь", находящаяся в отжатом в 1945 году у протестантов здании готической кирхи с нелепой золоченой луковкой, откровенно порадовал размер "куршских пирожков" в местной пиццерии, а также неожиданностью стала встреча с земляками из группы Irdorath, которые выступали на проходившем в тех местах фестивале викинговской культуры.



Переночевав и слегка подсохнув в одном из многочисленных небольших отелей Кранца, с утра мы двинули в направлении бывшего Раушена, а ныне Светлогорска Калининградской области РФ. Через несколько километров езды мы чудесным образом выскочили на трассу Калининград-Светлогорск, которую даже мой навигатор на базе OpenStreetMaps не знал. Трасса оказалась забавной: прямая как стрела, с разгонной полосой в полтора метра шириной, почти без машин и практически без съездов в окрестные населенные пункты.



Проезжая Раушен, мы случайно встретили калининградского велосипедиста, который сориентировал нас на местности и показал удобный выезд в начало мыса Таран. Мыс весьма живописен, находится на северо-западе Восточной Пруссии, а ныне Калининградской области, хотя, конечно, при нынешних хозяевах он стал весьма и весьма загажен. Но для дикого туризма - вполне годится.



До этого момента мне никогда не доводилось стоять с палаткой на песчаном пляже в 10 метрах от моря.



Довелось подсмотреть у местных жителей специальный прибрежный способ разведения костра: закапывая его в песок от сильного ветра от моря. Вообще, вечер прошел настолько расслабленно и бездумно, что с утра довелось из-за потери ключа перекусывать велозамок.



Новый день - и новые впечатления. Вдоволь накатавшись по российским трассам, мы решаем подъехать до Кенигсберга на электричке.



Как и у нас, в электричку можно купить отдельный билет на велосипед. Однако в противоположность Беларускай Чыгунке, РЖД за дополнительные деньги предоставляют хотя бы минимальный дополнительный сервис. В одном из вагонов выкинуты два сидения, чтобы на их месте ставить велосипеды.



Справедливости ради нужно отметить, что дачников у них там совсем не видно, равно как и обрабатываемых хоть каким-то образом земель. Ну да ладно, продолжаем рассказ. Калининград, он же Кенигсберг, встретил нас серпасто-молоткастым гербом на вокзале, странными велопарковками с подписями для непонятливых, а также чрезвычайно сконцентрированным российским стилем градостроения.




Покатавшись несколько часов по крайне негостеприимным дорогам, а также посетив главную местную достопримечательность, мы сочли за благо перекусить в местном "МакДональдсе" и подъехать дизелем до российско-польской границы.



Дорога до границы проходила под аккомпанемент стонущих кривых рельсов в практически пустом вагоне дизеля. В отличие от курортных электричек, дизель для велосипедов адаптирован был не больше, чем наш любимый гудогайский. Приграничное Мамоново (или Хайлигенбайль на немецкий лад) не впечатлило ничем, кроме заборов на станции.



В самом городке стандартная разруха, отвратительные дороги, бродячие животные - все как положено. Какой-то военнослужащий отловил нас возле единственного приличного магазина и предостерег от продолжительного нахождения в приграничной зоне без специального разрешения. Ну да мы и сами не планировали задерживаться. Пара километров - и мы уже в Польше. Как по мановению волшебной палочки, поля вокруг дороги сразу же заросли культурными растениями, водители стали гораздо вежливее и состояние случайно встреченных памятников архитектуры стало вынуждать к длительным остановкам на "посмотреть и пофотографировать". Пара часов на 20 с небольшим километров - и мы приехали в Фромборк, кемпинг на въезде в который был рекомендован калининградским знакомым.



Рекомендация оправдалась на все сто, за 10 долларов с человека мы сняли отличный двухкомнатный домик, в комплекте к которому испросили электрочайник. Электричество, душ, wifi - что еще можно пожелать, вырвавшись из Мордора? Вечер мы провели, гуляя по спящему рыбацкому Фромборку. Среди прочего, городок известен как место, где последние (и самые плодотворные) годы жизни провел Николай Коперник. Одна из башен стены, огораживающей местный собор, названа его именем.

Утро было украшено плотным завтраком из свежепойманной рыбы в присмотренной еще с вечера смажальне. Удовольствие абсолютно сказочное, даже несмотря на огромные размеры порций.



Поднявшись для порядка еще и на обзорную башню, мы продолжили наш путь в направлении когдатошней столицы Тевтонского ордена, Мальборка. По пути проехали также интересный город с несколько неприличным названием Эльблонг.



Кроме весьма своеобразного исторического центра бальзамом на наши души стало наличие нескольких улиц с трамвайно-велосипедным движением. В смысле, из транспорта на улице ездят лишь трамваи по рельсам и велосипеды по велодорожке. Никаких автомобилей.

Ближе к вечеру наши колеса уже крутились по улицам Мальборка. Бывший Мариенбург ныне является довольно мелким городком, однако его туристический характер определяет облик. Мы стали на ночлег в кемпинге прямо под стенами замка, однако потом, уже прогуливаясь по улицам, набрели на еще несколько конкурентов. И это в населенном пункте с 40 тысячами жителей.




Интересный эффект возымели привычки поляков. У них вообще не принято закусывать спиртные (и слабоалкогольные) напитки. Потому вечером в городке работала масса кафешек пивоналивного характера, поесть в которых было совершенно нечего. С большим трудом мы нашли заведение с кухней, которая хоть уже и закрывалась, но успела нас слегка поддержать национальным блюдом - фляками.

Очередное утро - и очередной переезд. Подскочив к самому открытию в замок и побродив там почти три часа, мы выдвинулись в сторону Гданьска. Из-за затянувшегося ремонта моста через Вислу на первоначальном маршруте довелось немало километров ехать по крайне оживленной трассе. Стоит отдать должное полякам: догнав нашу неторопливую колонну, водители фур не щемились мимо нас, не моргали фарами, не сигналили, а терпеливо ползли за нами 20-25 км/ч до тех пор, пока просвет во встречном потоке не позволял безопасно обогнать. Пару раз, собрав уже ощутимую очередь, мы добровольно сползали с дороги и давали этой пробке несколько рассосаться. Переехав же реку и проехав городок Тчев, мы двинули дальше по подсказкам osmand и порядком вкусили прелестей польских полевых и грунтовых дорог, прежде чем выскочить на официально промаркированный веломаршрут до Гданьска. Да, тут нас снова ожидал культурный шок. Качественные, ровные, вымощенные красной плиткой велодорожки незаметно начались километров за 30 от условной границы города.




Достигнув городской черты, мы не без приключений добрались до района Stogi, где предварительно насмотрели кемпинг. Но тут в дело вступила курортная природа Гданьска, и домиков в аренду не нашлось ни в планировавшемся, ни в соседнем с ним кемпингах. По счастью, чуть дальше в лесу находился лагерь, сильно напоминающий советские детские лагеря отдыха, в котором нам на два дня местечко все-таки нашлось.



После обязательного и просто-таки ритуального омовения в море, а также встречи с нашим давнишним гданьским знакомым, организмы потребовали отдыха. Однако мы успели договориться насчет гида по Тримясту на следующий день.

Утро следующего дня началось со стремительного рывка на вокзал за билетами на поезд до Белостока.




Полагаю, сделали мы это исключительно своевременно, потому как уже позже, в пути, обращали внимание на то, сколько народу вбилось в наш "веловагон". А после вокзала нас встретил наш проводник и устроил 50-километровую прогулку по Гданьску и Сопоту.



Город исключительно адаптирован для велодвижения. Существует целая карта, на которой из дорог отмечены только велодорожки и которая позволяет получить представление о масштабах. Велосипедистов в Тримясте (Гданьске, Гдыне и Сопоте) визуально не меньше, чем автомобилей. Есть немало мест, где велосипедистам можно передвигаться только пешком, чтобы не создавать проблем для пешеходов. На велодорожке, идущей вдоль побережья, можно встретить несколько мест, на которых действуют ограничения скорости для велосипедистов в тех местах, где развести поток с пешеходами не удалось.



Вообще же веложизнь здесь буквально бьет ключем. Велопарковки, велорикши, экзотические велосипеды, велопрокаты - их тысячи.



Но всему в мире, даже самому хорошему, приходит конец. Закончился и наш прекрасный день в Гданьске, Анджей откланялся и умчал работать, мы прокатились напоследок по центру и уехали на ночлег. Рано-рано утром наш путь лежал на вокзал, где мы еле втиснулись в вагон опоздавшего на добрых 20 минут кругосветного поезда Катовице-Краков-через-всю-Польшу и начали долгий путь в направлении последней остановки на землях велоЕвропы.



Веловагон вызвал сдвоенные чувства. С одной стороны, он действительно задуман как вагон с отсеком для велосипедов, а не переориентирован из пассажирского, производитель однозначно мыслил другими категориями, нежели это было принято в Советском Союзе. Опять же, комфортабельность вагона и поезда в целом значительно выше даже литовского. С другой стороны, через узкие входные двери велосипед пролез с большим трудом, а с учетом очень короткой стоянки - это был реальный стресс. Опять же, крепежи на стенах однозначно не предусмотрены для широких ободов наших "горников". Хотя никого особенно не беспокоило то, что мы велосипеды просто составили, связав для надежности. Поезд же оставил общее впечатление запущенности. Уже к середине проеханного нами маршрута воды в туалетах не осталось, количество мусора стало зашкаливать даже по российским меркам, вообще, временами можно было снимать кадры в духе "индийская железная дорога". Часам к 3 дня мы прибыли в Белосток.



Из Белостока наш путь лежал в Грудек, где как раз начинался ежегодный фестиваль белоруской музыки "Basowiszcza". Отъехав от вокзала буквально километр, мы дружно решили, что попали в какую-то столицу Дожинок, настолько круто все внезапно стало раскопано. Видимо, до Белостока добрались европейские деньги на инфраструктурные проекты, потому как масштаб строек действительно поражает. Уже оконченные фрагменты демонстрируют системный подход к строительству велодорожек, качественное покрытие как дорог, так и тротуаров, разумное обустройство переходов и автобусных остановок. На следующий день мы кратко пробежались по городу, подъехав до него уже не на велосипеде, а на местном рейсовом автобусе. Даже в выходной день мы легко набрели на три веломагазина, в которых оставили некоторое количество денег.



Два дня "Басовишча" после проделанного по Европе пути оказались довольно бледными по части впечатлений, однако это было едва ли не единственной заранее задуманной точкой в маршруте.



По окончании фэста рано утром в воскресенье мы, напоследок качественно позавтракав на польский лад, выдвинулись в сторону Бреста.



По счастью, проезжая туристический центр в Наревке, мы догадались спросить о доступных для велосипедов пограничных переходах. Как оказалось, через запланированный нами пункт Песчатка - Половцы велосипедистам можно и не пройти, а потому довелось свернуть в Беловежскую Пущу. Редкий случай, однако дорожки с польской стороны пущи нам понравились гораздо меньше, чем с белорусской. Зато у них реально в пуще встречается узкоколейная железная дорога. Причем судя по встреченной мной на форумах информации, она даже используется для туристичесих перевозок.



Уже проехав Каменюки, наша группа все-таки разделилась: мы с женой использовали возможность переночевать в Бресте, а наши товарищи все-таки решили уехать в тот же день на поезде. Им это, кстати, удалось: белорусский вагон состава Прага-Москва гостеприимно принял их вместе с велами в тамбуре и безостановочно добросил до Минска. Мы же уже в самом Бресте ухитрились пощупать спиной мокрую после дождя дорогу на железнодорожном переезде улицы лейтенанта Рябцева.



После суток на реабилитацию поезд региональных линий бизнес-класса спокойно и без эксцессов довез нас до Минска.
Итогом поездки стали 700 с небольшим километров непосредственно велопробега, еще дважды по столько - "перегонов" на поезде, две с половиной тысячи фотографий, а также неизмеримая масса впечатлений, которые дают подобные путешествия. 

Интересующиеся дополнительными фотографиями и треками наших передвижений, могут заглянуть в мой ЖЖ.

 

 

-15%
-35%
-35%
-50%
-20%
-11%
-10%
-20%
-10%