• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


С 1 августа в Беларуси заработала новая система оплаты за проезд по платным дорогам Беларуси. Контроль над соблюдением порядка пользования платными магистралями возложен, в том числе, и на Транспортную инспекцию. AUTO.TUT.BY съездил с ее сотрудниками в один из первых рейдов.


 
Заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области Юрий Супранович провожает к поджидающему нас VW Transporter.

Он рассказывает о последних доработках специальных автомобилей.

- Все машины мы оснастили видеорегистраторами - во избежание недоразумений.


 
Для нашего совместного рейда нам выделили экипаж из трех человек, чтобы была возможность и работать, и на вопросы журналистов отвечать. Два инспектора работают в Транспортной инспекции совсем недавно - для нового отдела по контролю оплаты проезда по платным дорогам проводился дополнительный набор сотрудников.
 
- Около месяца мы проходили обучение - оборудование, нормативы, акты, положения - изучали все и даже сдавали своеобразный экзамен на знание предметов.

Старший экипажа перешел в новый отдел с другого участка - опыт его работы в Транспортной инспекции более 7 лет. Он рассказывает о том, с чем пришлось столкнуться сотрудникам инспекции в первые несколько дежурств.

- Нарушители делятся на две категории - те, кто решил не покупать бортовое устройство и, соответственно, не оплачивать проезд, и те, кто неверно указал количество осей или не оплатил все расстояние.
 
Мы выезжаем на трассу М1 и заезжаем на стоянку для большегрузов, антенны сканируют окружающее пространство - вот и первый нарушитель.
 
База данных постоянно обновляется - в ней фиксируются все данные: начиная от времени приобретения бортового устройства и заканчивая регистрационными данными
 
Им оказывается Гигор из Венгрии. На русском он знает всего несколько слов, а по-английски не говорит. Зато знает немецкий и итальянский - на нем не говорим мы. Общение проходит на дикой смеси языков с оживленной жестикуляцией.
 
Как следует из данных в центральной базе, Гигор, въезжая 31 июля в Беларусь со стороны Польши, решил не стоять в очереди за устройством и поскорее доставить груз в Россию. Новым пунктом его назначения стала Литва - и въезжая на территорию Беларуси, он проскочил первую рамку, тут же отправился за устройством (разница между пересечением первой рамки и покупкой прибора составила 30 минут). Тем не менее, нарушение в системе было зафиксировано, и сотрудники Транспортной инспекции объясняют дальнобойщику из Венгрии, что тот должен оплатить штраф.

Водитель, вольно или невольно ставший нарушителем, может произвести оплату штрафа через кассу банка и предоставить платежное поручение. В ближайшее время появится возможность оплачивать нарушение при помощи банковской или топливной карты, а также наличными - в евро, долларах, российских или белорусских рублях.
 
Инспекторы решают помочь венгру и подвозят его к отделению банка, где он созванивается с руководством компании, которая перечисляет на его счет недостающую сумму. Гигор оплачивает штраф - 260 евро, или 3 миллиона 55 тысяч рублей.


 
   
Сумма значительная, но Гигору денег не жалко: "Это не моя проблема. Это проблема моей компании".

Инспекторы рассказывают, что такое отношение - только к водителям из других стран. Для наших соотечественников работает система, аналогичная "письмам счастья", и на почту нарушителю придет квитанция об оплате. Погасить штраф можно в течение 30 дней, если этого не происходит - за дело берутся судебные исполнители. В то же время к белорусским пользователям платных дорог, которым будет удаваться избегать фиксации нарушений системой в автоматическом режиме, будет также применяться контроль непосредственно на дороге со стороны мобильных экипажей Транспортной инспекции.
 
Возвращаемся на стоянку, где нам представляется возможность спокойно пообщаться с дальнобойщиками, пока инспекторы проверяют, нет ли среди них нарушителей.
 
Один из польских водителей, Павел, эмоционально делится своим мнением о новой системе оплаты за проезд.
 
- 9 часов простоял за устройством! Передо мной было всего 10 человек. Сидит пани и клац-клац одним пальчиком! Не умеют работать! Медленно!
 
Сотрудники Транспортной инспекции останавливают фуру Volvo - бортовое устройство в наличии, все оплачено, сбоев нет. Водитель автопоезда, который везет в Борисов ценный груз - траву для стадиона БАТЭ, охотно рассказывает, что его фирма еще в прошлом месяце озаботилась покупкой бортовых устройств. Его просит о помощи другой дальнобойщик.
 
- Брат, помоги, моя фура в аэропорту - подкинь. За бортовым устройством ездил в Кобрин - в аэропорту передо мной было 600 заявок, столько ждать не мог.

Когда все сроки горят - проще съездить за бортовым устройством в другую область
  
Они уезжают, а один из польских дальнобойщиков, следующих в Москву, делится своим секретом.
 
- В Беларусь въезжал вчера. Очередь в первом пункте неимоверная. Нас предложила подвезти до следующего пункта женщина на легковой машине, мы впятером загрузились и поехали до следующего пункта, купили там устройства, и она отвезла нас обратно. Заплатил я ей 100 российских и 50 тысяч белорусских рублей.
 
Считаем в уме - если такса примерно одинаковая, то умножив на 5, получаем вполне приличную сумму. А если несколько таких рейсов в день? Предприимчивые жители приграничья, похоже, открыли для себя новый вид бизнеса.
 
Марек, который на Renault Master едет в Смоленск с грузом запчастей, из-за введения новой системы простоял на границе 2 дня. Он рассказывает, что услышал о новой системе взимания платы за белорусские дороги по польскому радио. Подъезжая к границе, он надеялся, что покупка устройства не займет много времени, и он уже через сутки прибудет в пункт назначения.
 
- Ехал через Бобровники-Берестовица. Очередь неимоверная. Работают медленно. Видно, что девушки не привыкли ни к компьютерам, ни к системам. Тянется все в час по чайной ложке. Наконец-то купил. И что вы думаете? Проезжая через рамки, прибор начинает пиликать. Я к Транспортной инспекции - они говорят, едь на сервис. Возвращаюсь и 5 часов жду, пока устранят проблему. Причем, они же ее как устраняют - звонят на офис. Докладывают. Ждут. На инфолинию вашу не дозвониться...
 
2 дня на границе и 5 часов вынужденной стоянки - Мареку новая система категорически не нравится
 
Марек эмоционально обращается ко всем ответственным лицам.
 
- Не наказывайте нас! Вы же видите, у вас не все отлажено! Научите работать своих сотрудников. Устраните все неполадки. Потом уже штрафуйте. Почему нельзя было сделать как в Польше? Когда вводили ViaToll, водителей несколько месяцев приучали к новой системе оплаты. Был тестовый период.
 
На стоянке дальнобойщиков внимание инспекторов привлекает фура Volvo - на ней не видно закрепленного на лобовом стекле бортового устройства. При помощи мобильного сканера сотрудники Транспортной инспекции "пробивают" большегруз через базу - за данным автомобилем не зафиксирована покупка прибора и, соответственно, оплаты, впрочем, как и нарушения.
 
 
- Формально водитель ничего не нарушает - он не движется по платной дороге, его автомобиль припаркован на стоянке. В таких случаях мы просто предупреждаем водителей о введении новой системы.
 
Пятидневная стоянка фуры объясняется в течение нескольких минут.
 
- Смотрите, видите, прошли новые данные? В базе зарегистрирована предоплата за бортовое устройство и зачислена сумма на счет? Видимо, водитель просто дожидался, пока ему купят устройство.
 
Выезжаем со стоянки и движемся по трассе.
 

При проезде каждой из таких рамок идет автоматическое обновление данных - в базе отображаются и нарушители, и законопослушные водители.
 
Один из инспекторов замечает белый BMW X5 с немецкими номерами. При опережении внедорожника нашим автомобилем правый датчик сканирует наличие бортового устройства для оплаты - его нет. Водитель BMW, заметив пристальный интерес со стороны Транспортной инспекции, прибавляет скорость и уезжает вперед. Водитель нашего VW Transporter включает синие проблесковые маячки (согласно Указу президента Республики Беларусь №268 от 13 июня 2013 года, в ПДД внесены изменения - Транспортная инспекция получила право останавливать автомобили при включении маячка синего цвета с использованием информационного табло или громкоговорящего устройства) и обращается к водителю BMW через громкоговоритель.
 
- Водитель белого BMW, примите правее к обочине и остановитесь.
 
Потребовалось несколько минут и обращений, прежде чем мужчина за рулем внедорожника прислушался к инспекторам.
 
- Надо предупредить его, что ему необходимо приобрести бортовое устройство. На автомобиле немецкие номера, возможно, иностранец не понял предупреждающие таблички и указатели, - сотрудники Транспортной инспекции настроены миролюбиво.


 
А вот водитель BMW - наоборот, агрессивен. На чистом русском языке он набрасывается на инспекторов с требованием показать ему тот пункт правил, согласно которому они имеют право его останавливать. Контролеры все еще настроены решить вопрос мирно - один из них направляется в наш Volkswagen за сборником ПДД. Попытка ознакомиться с водительским удостоверением натыкается на очередную волну негатива.
 
- Зачем вам мои права? Это не в вашей компетенции, вы всего лишь Транспортная инспекция, а не дорожная полиция.
 
Все попытки что-либо объяснить бывшему гражданину России, ставшему постоянным жителем Германии, натыкаются на резкие, но отчасти резонные доводы.
 
По словам водителя BMW, раньше, проезжая через Беларусь, он послушно останавливался у шлагбаумов и платил. Сейчас в будочках никого нет, стоят щиты "Платная дорога", но нигде не указано, как и где можно оплатить проезд.
 
В автомобиле на заднем сиденье находится женщина, на переднем пассажирском - ребенок. Инспекторы прекращают дискуссию… и отпускают водителя BMW восвояси.
 
- В базе правонарушителей водитель BMW уже "засвечен" - он проехал не одну рамку, а несколько. Его просто не выпустят за границу, пока он не оплатит штраф. А ставить блокиратор на колеса или дожидаться приезда сотрудников Госавтоинспекции посреди трассы в жаркий полдень, особенно при наличии ребенка в машине, было бы негуманно, - объясняет свою позицию глава экипажа.
 
Мы интересуемся, какой штраф придется заплатить водителю BMW.
 
- Пока он пересек одну рамку - это 100 евро. Если он не купит бортовое устройство и так доедет до границы, то поездка ему обойдется очень дорого - до 600 евро.
 
В базе есть не только точная дата и время правонарушения, но и фотографии автомобиля - "в анфас и профиль"
 
По дороге обратно в Минск сотрудники Транспортной инспекции делятся впечатлениями о новой системе оплаты.
 
- Самые дисциплинированные - белорусы и поляки. Но это объяснимо - в обеих странах широко освещалось введение новой системы, поэтому покупкой бортовых устройств и оплатой мы и наши соседи озаботились заранее.
  
Инспекторы сетуют на российских и украинских водителей - те стараются все же сэкономить, ссылаясь на неведение.
 
С начала запуска системы этот экипаж выезжал в рейд 4 раза, было оштрафовано порядка 20 нарушителей - сколько денег поступило в бюджет, подсчитать не беремся. Ясно одно - платные дороги стали благом для всех. Кроме перевозчиков.
-50%
-18%
-25%
-15%
-50%
-15%
-20%
-10%
-15%
-99%
-14%
-20%
0063042