Поддержать TUT.BY
145 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «На претензии отвечали: „Вам что, жалко?“». Как Gastrofest боролся с клонами фестиваля
  2. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  3. «В Беларуси не ценил того, что имел». Физик отчислился из БГУ и изучает бозон Хиггса в Германии
  4. Третья волна. В Беларуси растет количество заразившихся COVID-19 и пациентов с тяжелыми пневмониями
  5. Немецкая компания сообщила о приостановке сотрудничества с «Гродно Азотом»
  6. Известный ученый оказался в эмиграции, а Федута с Костусевым — в КГБ. Что происходило в стране 13 апреля
  7. Секондам запретили продавать новые вещи. Как рынок б/у одежды отреагировал на нововведение
  8. КГБ сообщил о задержании Костусева и Федуты «по подозрению в совершении преступления»
  9. «Когда умирают такие люди, говорят, что уходит эпоха». Друзья и коллеги — о «песняре» Леониде Борткевиче
  10. Польша опровергла сообщение Минобороны Беларуси о нарушении границы
  11. Украина ввела дополнительные ограничения на границе с Беларусью
  12. Это последние дни, за которыми что-то наступит. Чалый рассуждает о настроениях разных белорусов
  13. «Самая длинная 16 сантиметров». Дома у минчанки живут 34 улитки. Смотрите, какие они красивые
  14. «Все больше откусывают парк». Как там стройка Национального стадиона и чем она тревожит местных
  15. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  16. «Пари Сен-Жермен» выбил «Баварию» из Лиги чемпионов
  17. Герасименя продала на аукционе золотую медаль чемпионата мира
  18. Купаловский восстановит поставленный 20 лет назад спектакль. Названы фамилии новых актеров
  19. «Фокусируюсь на великой цели по примеру Маска». Как сын Израилевича попал в список «Форбс»
  20. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  21. Биатлонистка Сола честно рассказала о позиции, народной любви и собственном гнездышке в Новой Боровой
  22. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  23. Минздрав временно запретил ввозить и продавать в Беларуси некоторую продукцию NIVEA. Что говорит торговля?
  24. «Самое благоприятное время для продавцов». Что происходит на вторичном рынке квартир в Минске
  25. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  26. Задержан глава партии БНФ Григорий Костусев. Он — подозреваемый по уголовной статье
  27. «Мне говорили: «Лучше бы ты мужа нашла и варила ему борщи!». История молодой трактористки Наташи
  28. Уролог объясняет, как не пропустить признаки одного из самых частых заболеваний почек
  29. С 13 апреля снова дорожает автомобильное топливо
  30. Euronews прокомментировал прекращение вещания в Беларуси


С 1 августа в Беларуси заработала новая система оплаты за проезд по платным дорогам Беларуси. Контроль над соблюдением порядка пользования платными магистралями возложен, в том числе, и на Транспортную инспекцию. AUTO.TUT.BY съездил с ее сотрудниками в один из первых рейдов.


 
Заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области Юрий Супранович провожает к поджидающему нас VW Transporter.

Он рассказывает о последних доработках специальных автомобилей.

- Все машины мы оснастили видеорегистраторами - во избежание недоразумений.


 
Для нашего совместного рейда нам выделили экипаж из трех человек, чтобы была возможность и работать, и на вопросы журналистов отвечать. Два инспектора работают в Транспортной инспекции совсем недавно - для нового отдела по контролю оплаты проезда по платным дорогам проводился дополнительный набор сотрудников.
 
- Около месяца мы проходили обучение - оборудование, нормативы, акты, положения - изучали все и даже сдавали своеобразный экзамен на знание предметов.

Старший экипажа перешел в новый отдел с другого участка - опыт его работы в Транспортной инспекции более 7 лет. Он рассказывает о том, с чем пришлось столкнуться сотрудникам инспекции в первые несколько дежурств.

- Нарушители делятся на две категории - те, кто решил не покупать бортовое устройство и, соответственно, не оплачивать проезд, и те, кто неверно указал количество осей или не оплатил все расстояние.
 
Мы выезжаем на трассу М1 и заезжаем на стоянку для большегрузов, антенны сканируют окружающее пространство - вот и первый нарушитель.
 
База данных постоянно обновляется - в ней фиксируются все данные: начиная от времени приобретения бортового устройства и заканчивая регистрационными данными
 
Им оказывается Гигор из Венгрии. На русском он знает всего несколько слов, а по-английски не говорит. Зато знает немецкий и итальянский - на нем не говорим мы. Общение проходит на дикой смеси языков с оживленной жестикуляцией.
 
Как следует из данных в центральной базе, Гигор, въезжая 31 июля в Беларусь со стороны Польши, решил не стоять в очереди за устройством и поскорее доставить груз в Россию. Новым пунктом его назначения стала Литва - и въезжая на территорию Беларуси, он проскочил первую рамку, тут же отправился за устройством (разница между пересечением первой рамки и покупкой прибора составила 30 минут). Тем не менее, нарушение в системе было зафиксировано, и сотрудники Транспортной инспекции объясняют дальнобойщику из Венгрии, что тот должен оплатить штраф.

Водитель, вольно или невольно ставший нарушителем, может произвести оплату штрафа через кассу банка и предоставить платежное поручение. В ближайшее время появится возможность оплачивать нарушение при помощи банковской или топливной карты, а также наличными - в евро, долларах, российских или белорусских рублях.
 
Инспекторы решают помочь венгру и подвозят его к отделению банка, где он созванивается с руководством компании, которая перечисляет на его счет недостающую сумму. Гигор оплачивает штраф - 260 евро, или 3 миллиона 55 тысяч рублей.


 
   
Сумма значительная, но Гигору денег не жалко: "Это не моя проблема. Это проблема моей компании".

Инспекторы рассказывают, что такое отношение - только к водителям из других стран. Для наших соотечественников работает система, аналогичная "письмам счастья", и на почту нарушителю придет квитанция об оплате. Погасить штраф можно в течение 30 дней, если этого не происходит - за дело берутся судебные исполнители. В то же время к белорусским пользователям платных дорог, которым будет удаваться избегать фиксации нарушений системой в автоматическом режиме, будет также применяться контроль непосредственно на дороге со стороны мобильных экипажей Транспортной инспекции.
 
Возвращаемся на стоянку, где нам представляется возможность спокойно пообщаться с дальнобойщиками, пока инспекторы проверяют, нет ли среди них нарушителей.
 
Один из польских водителей, Павел, эмоционально делится своим мнением о новой системе оплаты за проезд.
 
- 9 часов простоял за устройством! Передо мной было всего 10 человек. Сидит пани и клац-клац одним пальчиком! Не умеют работать! Медленно!
 
Сотрудники Транспортной инспекции останавливают фуру Volvo - бортовое устройство в наличии, все оплачено, сбоев нет. Водитель автопоезда, который везет в Борисов ценный груз - траву для стадиона БАТЭ, охотно рассказывает, что его фирма еще в прошлом месяце озаботилась покупкой бортовых устройств. Его просит о помощи другой дальнобойщик.
 
- Брат, помоги, моя фура в аэропорту - подкинь. За бортовым устройством ездил в Кобрин - в аэропорту передо мной было 600 заявок, столько ждать не мог.

Когда все сроки горят - проще съездить за бортовым устройством в другую область
  
Они уезжают, а один из польских дальнобойщиков, следующих в Москву, делится своим секретом.
 
- В Беларусь въезжал вчера. Очередь в первом пункте неимоверная. Нас предложила подвезти до следующего пункта женщина на легковой машине, мы впятером загрузились и поехали до следующего пункта, купили там устройства, и она отвезла нас обратно. Заплатил я ей 100 российских и 50 тысяч белорусских рублей.
 
Считаем в уме - если такса примерно одинаковая, то умножив на 5, получаем вполне приличную сумму. А если несколько таких рейсов в день? Предприимчивые жители приграничья, похоже, открыли для себя новый вид бизнеса.
 
Марек, который на Renault Master едет в Смоленск с грузом запчастей, из-за введения новой системы простоял на границе 2 дня. Он рассказывает, что услышал о новой системе взимания платы за белорусские дороги по польскому радио. Подъезжая к границе, он надеялся, что покупка устройства не займет много времени, и он уже через сутки прибудет в пункт назначения.
 
- Ехал через Бобровники-Берестовица. Очередь неимоверная. Работают медленно. Видно, что девушки не привыкли ни к компьютерам, ни к системам. Тянется все в час по чайной ложке. Наконец-то купил. И что вы думаете? Проезжая через рамки, прибор начинает пиликать. Я к Транспортной инспекции - они говорят, едь на сервис. Возвращаюсь и 5 часов жду, пока устранят проблему. Причем, они же ее как устраняют - звонят на офис. Докладывают. Ждут. На инфолинию вашу не дозвониться...
 
2 дня на границе и 5 часов вынужденной стоянки - Мареку новая система категорически не нравится
 
Марек эмоционально обращается ко всем ответственным лицам.
 
- Не наказывайте нас! Вы же видите, у вас не все отлажено! Научите работать своих сотрудников. Устраните все неполадки. Потом уже штрафуйте. Почему нельзя было сделать как в Польше? Когда вводили ViaToll, водителей несколько месяцев приучали к новой системе оплаты. Был тестовый период.
 
На стоянке дальнобойщиков внимание инспекторов привлекает фура Volvo - на ней не видно закрепленного на лобовом стекле бортового устройства. При помощи мобильного сканера сотрудники Транспортной инспекции "пробивают" большегруз через базу - за данным автомобилем не зафиксирована покупка прибора и, соответственно, оплаты, впрочем, как и нарушения.
 
 
- Формально водитель ничего не нарушает - он не движется по платной дороге, его автомобиль припаркован на стоянке. В таких случаях мы просто предупреждаем водителей о введении новой системы.
 
Пятидневная стоянка фуры объясняется в течение нескольких минут.
 
- Смотрите, видите, прошли новые данные? В базе зарегистрирована предоплата за бортовое устройство и зачислена сумма на счет? Видимо, водитель просто дожидался, пока ему купят устройство.
 
Выезжаем со стоянки и движемся по трассе.
 

При проезде каждой из таких рамок идет автоматическое обновление данных - в базе отображаются и нарушители, и законопослушные водители.
 
Один из инспекторов замечает белый BMW X5 с немецкими номерами. При опережении внедорожника нашим автомобилем правый датчик сканирует наличие бортового устройства для оплаты - его нет. Водитель BMW, заметив пристальный интерес со стороны Транспортной инспекции, прибавляет скорость и уезжает вперед. Водитель нашего VW Transporter включает синие проблесковые маячки (согласно Указу президента Республики Беларусь №268 от 13 июня 2013 года, в ПДД внесены изменения - Транспортная инспекция получила право останавливать автомобили при включении маячка синего цвета с использованием информационного табло или громкоговорящего устройства) и обращается к водителю BMW через громкоговоритель.
 
- Водитель белого BMW, примите правее к обочине и остановитесь.
 
Потребовалось несколько минут и обращений, прежде чем мужчина за рулем внедорожника прислушался к инспекторам.
 
- Надо предупредить его, что ему необходимо приобрести бортовое устройство. На автомобиле немецкие номера, возможно, иностранец не понял предупреждающие таблички и указатели, - сотрудники Транспортной инспекции настроены миролюбиво.


 
А вот водитель BMW - наоборот, агрессивен. На чистом русском языке он набрасывается на инспекторов с требованием показать ему тот пункт правил, согласно которому они имеют право его останавливать. Контролеры все еще настроены решить вопрос мирно - один из них направляется в наш Volkswagen за сборником ПДД. Попытка ознакомиться с водительским удостоверением натыкается на очередную волну негатива.
 
- Зачем вам мои права? Это не в вашей компетенции, вы всего лишь Транспортная инспекция, а не дорожная полиция.
 
Все попытки что-либо объяснить бывшему гражданину России, ставшему постоянным жителем Германии, натыкаются на резкие, но отчасти резонные доводы.
 
По словам водителя BMW, раньше, проезжая через Беларусь, он послушно останавливался у шлагбаумов и платил. Сейчас в будочках никого нет, стоят щиты "Платная дорога", но нигде не указано, как и где можно оплатить проезд.
 
В автомобиле на заднем сиденье находится женщина, на переднем пассажирском - ребенок. Инспекторы прекращают дискуссию… и отпускают водителя BMW восвояси.
 
- В базе правонарушителей водитель BMW уже "засвечен" - он проехал не одну рамку, а несколько. Его просто не выпустят за границу, пока он не оплатит штраф. А ставить блокиратор на колеса или дожидаться приезда сотрудников Госавтоинспекции посреди трассы в жаркий полдень, особенно при наличии ребенка в машине, было бы негуманно, - объясняет свою позицию глава экипажа.
 
Мы интересуемся, какой штраф придется заплатить водителю BMW.
 
- Пока он пересек одну рамку - это 100 евро. Если он не купит бортовое устройство и так доедет до границы, то поездка ему обойдется очень дорого - до 600 евро.
 
В базе есть не только точная дата и время правонарушения, но и фотографии автомобиля - "в анфас и профиль"
 
По дороге обратно в Минск сотрудники Транспортной инспекции делятся впечатлениями о новой системе оплаты.
 
- Самые дисциплинированные - белорусы и поляки. Но это объяснимо - в обеих странах широко освещалось введение новой системы, поэтому покупкой бортовых устройств и оплатой мы и наши соседи озаботились заранее.
  
Инспекторы сетуют на российских и украинских водителей - те стараются все же сэкономить, ссылаясь на неведение.
 
С начала запуска системы этот экипаж выезжал в рейд 4 раза, было оштрафовано порядка 20 нарушителей - сколько денег поступило в бюджет, подсчитать не беремся. Ясно одно - платные дороги стали благом для всех. Кроме перевозчиков.
-99%
-35%
-50%
-28%
-10%
-80%
-70%
-20%
-35%
-10%