• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


фото: Юрий Корниевич,


 
С 1 августа заработает национальная система сбора платы за проезд по платным дорогам. Контролировать порядок пользования платными магистралями будет в том числе и Транспортная инспекция, которая показала AUTO.TUT.BY свои мобильные комплексы – настоящие офисы на колесах, оборудованные всем необходимым – начиная от сейфа и заканчивая МФУ. 



Цена одного Volkswagen Transporter "мобильных бригад" Транспортной инспекции с дизельным двигателем – около 1,5 миллиарда белорусских рублей. Львиная доля стоимости приходится не на сам автомобиль, а на специальное оборудование.
 
Всего в распоряжение департамента по контролю оплаты проезда по платным дорогам Транспортной инспекции передано 16 спецавтомобилей.

В данный момент все машины стоят на базе - автомобили проходят "обкатку", а инспекторы - курс обучения.



Блок DRSC - специальные антенны, расположенные по краям плафона, позволяют инспекторам выявлять "бесплатников" во время движения или остановки. 
 
- Например, при опережении транспорта нашим автомобилем правый датчик сканирует наличие бортового устройства для оплаты – если устройство не обнаружено, раздается звуковой сигнал. И наоборот, если наш автомобиль припаркован у обочины, а нарушитель торопится поскорее проехать мимо, его вычислит датчик, установленный по левую сторону, - поясняет начальник управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Алексей Куцаев.

Умный блок не только выявляет отсутствие бортового устройства, но и может предоставить инспекторам полную историю нарушений.



А если VW Transporter находится на стоянке дальнобойщиков? Или в очереди на границе? Не сходят ли с ума антенны от обилия объектов? И какова вероятность ошибки?
 
- Если идентификация затрудняется из-за скопления транспортных средств, то инспектор может воспользоваться переносным мобильным сканером. Он способен считывать информацию и выявлять отсутствие бортовых устройств. 



Автомобили связаны с центральной системой посредством UMTS/GSM сети. Информация о нарушении или об оплате мгновенно передается в головной офис.

 
В каждом автомобиле будут находиться два сотрудника Транспортной инспекции. Во время рейда инспекторы располагаются в кабине - один управляет автомобилем, другой - анализирует полученные данные. Задняя часть автомобиля, "офис", используется во время стоянки автомобиля.
 


Нарушителю во время оформления протокола не придется стоять – для него предусмотрено сиденье, которое расположено с учетом норм безопасности – водитель будет находиться в поле зрения обоих инспекторов, не имея при этом возможности напасть на представителей Транспортной инспекции: от сотрудника в кабине его отделяет металлическая сетка, а от инспектора в салоне - стол.





Управлять "бегущей строкой", сиреной, маячками и другим оборудованием инспекторы могут при помощи специального устройства. Сотрудник, сидящий в кабине, может управлять своим ноутбуком с беспроводной клавиатуры, или воспользоваться одним из тачпадов – один, для "правшей", расположен на двери автомобиля, второй, для "левшей", между передними сиденьями.


Автомобиль оборудован всем необходимым – начиная от МФУ – принтера, ксерокса и сканера в "одном флаконе", и заканчивая сейфом для хранения материальных ценностей – бортовых устройств, наличных денег и документов.


 
Если нарушитель обнаружен, каков в этом случае алгоритм действий сотрудников Транспортной инспекции?
 
- Если транспортное средство, нарушившее порядок пользования системой платных дорог, будет остановлено мобильной группой Транспортной инспекции, то водителю-нарушителю предложат прямо на месте внести плату в увеличенном размере за факт нарушения, - рассказывает Алексей Куцаев.



Согласно пункту 11 Положения об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденного указом № 426 от 27 сентября 2012 года, если водитель не имеет возможности оплатить проезд и штраф на месте, то Транспортная инспекция вправе установить на колеса автомобиля блокиратор. 
 



Указом президента Республики Беларусь № 268 от 13 июня 2013 года "О некоторых вопросах деятельности государственного учреждения "Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" в ПДД внесены изменения. Транспортная инспекция получила право останавливать автомобили при включении маячка синего цвета с использованием информационного табло или громкоговорящего устройства.



Управлять информационным табло - "бегущей строкой" - можно при помощи специальной панели с сенсорным экраном. Инспектор одним касанием  может подать сигнал водителю – "Следуйте за мной", "Примите вправо" и т.д.



Спецавтомобиль обслуживают пять аккумуляторных батарей. Две из них отвечают за работу систем машины, - а три – за бесперебойную работу оборудования. Без подзарядки мобильный комплекс может функционировать 22 часа.


 
А подзарядить все пять батарей можно от обычной розетки. 

Мобильные комплексы будут работать днем и ночью. В случае остановки на трассе в темное время суток фонари, дорожные конусы и яркий знак остановки должны свести к минимуму вероятность дорожно-транспортного происшествия.

На первой фазе проекта за Транспортной инспекцией будет закреплено 16 специальных автомобилей. Скоро их количество увеличится.

- Основное внимание будет уделено трассе М1 (Брест – Минск – граница РФ) – протяженность платного проезда по ней составляет 609 километров. Будет вестись и тщательный мониторинг выездов из Минска – это основные трассы в радиусе 40 километров. В Минске будут базироваться 2 отдела (8 машин), а в Бресте – 1 отдел (4 машины). Еще один отдел мы разместим в стратегически важном логистическом центре – Орше, - озвучил планы на ближайшее будущее начальник управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Алексей Куцаев.


С 1 августа начнут взимать плату за проезд по некоторым дорогам Беларуси. Напомним, где, как и для кого это будет работать.
 
Какие участки белорусских дорог станут платными? 
 
Первоначально электронная система сбора платы за проезд, зарегистрированная под торговой маркой BelToll, будет действовать на главной магистрали страны – трассе M1/E30 (Брест – Минск – граница Российской Федерации), а также отдельных участках дорог республиканского значения, включая дорогу на Национальный аэропорт Минск-2.

Участки республиканских дорог, на которых с 1 августа 2013 года начинает функционировать электронная система сбора платы за проезд
 
Иллюстрация: Антон Девятов, TUT.BY
 
В ходе второго этапа оборудование для электронного сбора платы будет установлено на участках автомагистралях Минск - Могилев (M4) и Минск - Гомель (M5) на участках общей протяженностью 356 км.

Кто будет платить за проезд?

- Водители легковых автомобилей, зарегистрированных за пределами Таможенного союза (пассажирские автомобили и пассажирские микроавтобусы) с технически допустимой общей массой не более 3,5 т;

- Водители грузовиков, автобусов и домов на колесах с технически допустимой общей массой более 3,5 т. 

Легковые автомобили – 0,04 евро/км;

Грузовые автомобили и автобусы

- 2 оси - 0,08 евро/км; 

- 3 оси - 0,10 евро/км; 

- 4 оси и более - 0,12 евро/км.
 
Для водителей легковых автомобилей и микроавтобусов, зарегистрированных в Беларуси, России и Казахстане, проезд останется бесплатным.  
 
Бесплатным проезд будет и для:
 
- мопедов и мотоциклов;
- колесных тракторов и самоходных машин, зарегистрированных на территории Беларуси;
- транспортных средств оперативного назначения;
- транспортных средств, используемых в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка;
- маршрутных транспортных средств, осуществляющих городские перевозки пассажиров;
- транспортных средств, используемых в целях оказания медицинской помощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи.
-50%
-35%
-48%
-50%
-35%
-30%
-10%
-20%
0061546