107 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Минздрав сообщил свежую статистику по коронавирусу в стране
  2. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  3. Госконтроль заинтересовался банками: не навязывают ли допуслуги, хватает ли банкоматов, нет ли очередей
  4. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  5. Оловянное войско. Как учитель из Гродно преподает школьникам историю с солдатиками и солидами
  6. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  7. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  8. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  9. «Кошмар любого организатора». Большой фестиваль современного искусства отменили за сутки до начала
  10. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  11. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  12. В Евросоюзе пропал белорусский дальнобойщик
  13. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  14. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  15. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  16. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  17. Минское «Динамо» в третий раз проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  18. На воскресенье объявлен оранжевый уровень опасности
  19. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  20. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  21. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  22. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  23. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  24. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  25. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  26. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  27. 211-й день после выборов. Что происходит в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  28. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  29. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  30. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате


/ Фото: Вадим Замировский,

Виталий восстановил ретро-"яву" с коляской из груды ржавых деталей и обломков стекловолокна. Теперь 40-летний мотоцикл без проблем проходит техосмотр, собирает на дороге восторженные улыбки и скучает по 76-му бензину. Его владелец не считает себя "байкером" в современном понимании этого слова: "Ценителем, реставратором... Мотоциклистом уж точно", - зато его Jawa "ну чем не байк!"

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

"В 9-м классе я понял, что заболел мотоциклами"


- У отца была Jawa 250, которую еще ему когда-то купили родители. Он ездил на нем с любовью - и ездил, бы, наверное, и сейчас, если бы я его не разобрал, готовя к реставрации, - смеется Виталий. - На тот момент я был совсем юным, не представлял себе всех сложностей и затрат - финансовых и временных. Мотоцикл до сих пор ждет своего часа - и обязательно дождется, потому что это история - она не должна пропасть.

Когда Виталий был в 9 классе, им с братом летом в деревне отдали старенькую "яву" и полный прицеп запчастей.

- За неделю мы привели мотоцикл в приличный вид, я его завел - и понял, что заболел мотоциклами на всю жизнь.

"Запчасти искал везде: по деревням, на барахолках, по интернету, у знакомых. У кого где что завалялось"


"Jawa" 350, которой сегодня гордится Виталий, выпуска 1973 года. Он купил его в 2003-м, будучи студентом: "за какую сумму, точно не помню, но тогда она была для меня довольно весомой".

Вот с чего все начиналось.

Фото владельца

На "Jawa" установлен двухтактный мотор объемом 350 куб. см. 

- Это его родной мотор, он сохранился, но был в очень плохом состоянии, пришлось восстанавливать. Буквально недавно сделал "капиталку", теперь обкатываю. Сам мотоцикл был ужасен: весь ржавый, коляска практически не сохранилась. Она не железная - легкая, из стекловолокна. Чтобы управлять мотоциклом с коляской, нужны определенные навыки, а ее, похоже, часто били. Если железо просто мнется, то эта коляска при малейшем ударе трескается, лопается - такая она и была, раздолбанная. Коляску я собирал из трех или четырех аналогичных. Искал долго, клеил...

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Запчасти к своей ретро-"яве" Виталий ищет "везде: по деревням, на барахолках, по интернету, у знакомых - у кого где что на полке завалялось". 

- Как восстановил, стало проще: на дороге люди реагируют с улыбкой, сами предлагают какие-то запчасти, которые у них лежат в гаражах и сараях с незапамятных времен. Поехал как-то на техосмотр, мужчина останавливает: "У меня к твоему мотоциклу новые цилиндры есть, надо?" 

- Отдал или продал?

- Продал. Но за разумные деньги. Кстати, всегда на станциях диагностики вокруг мотоцикла собираются водители возраста моего отца. они с ностальгией рассматривают эту "Яву", им есть что вспомнить и рассказать, и эти истории всегда наполнены искренним теплом. Кстати, сам техосмотр всегда прохожу без проблем.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Фото: Вадим Замировский, TUT.BY Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

На мотоцикле нет указателей поворота, они не предусмотрены заводом-изготовителем, поэтому предупреждать о маневре Виталию приходится вытянутой рукой: "Все по ПДД!" Шлем, который мотоциклист надевает постоянно, "скорее, стильный - с точки зрения безопасности он, конечно, устарел".

- Для меня это мотоцикл выходного дня - я не езжу на нем постоянно, катаюсь в хорошую погоду исключительно ради позитива и настроения окружающих. Так что вопрос безопасности остро не стоит. Да и не гоняю. На спидометре максимальная скорость - 140 км/ч. На трассе он разгоняется достаточно динамично для своих лет, но сейчас мотоцикл проходит обкатку после "капиталки" двигателя - поэтому максимум 60.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Виталий очень расстраивается, что с заправок исчез Нормаль-80 - с каждым годом приходится идти на все большие ухищрения, чтобы примирить ретромотор с современными бензинами.

- Заправляю 92-м, но 40-летняя "ява" не рассчитана на такие бензины - мотор быстро перегревается. Он создан в годы, когда таких высокооктановых бензинов еще не было, по крайней мере для массовой продажи. Двигатель был рассчитан на 76-й и бензины с более низким октановым числом. Сейчас пришлось определенным образом подпиливать головки двигателя, чтобы уменьшить камеру сгорания. 

"Этот мотоцикл и сейчас совершенен!"


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Виталий рассказывает о том, что его ретробайк "постоянно предлагают купить небедные, судя по всему, люди - как память о молодости".

- Останавливаешься на светофоре, подъезжает машина, опускается стекло - и море эмоций в адрес мотоцикла. Просят: "Продай!" но нет, пока не могу - у истории нет цены, да и делал я его для себя, для эстетического удовольствия. Кстати, еще на послевоенном автосалоне в Париже такая "Jawa" за совершенные дизайн и техническую составляющую была удостоена первого места. Я считаю - вполне заслуженно, он и сейчас, на мой взгляд, совершенен.

...Пока мы разговаривали с Виталием, у мотоцикла притормозил Lexus. Опустилось стекло водительской двери - и мужчина лет 50, восхищенно цокая языком, поинтересовался: "Ваш? Продаете?" Получив отказ, оставил "на всякий случай - вдруг решите" телефон и, вздохнув, уехал.

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
6 июля в Беларуси пройдет первый Международный ретро-мото фестиваль "Кола Часу 2013". Организаторы уверены: для него уже пришло время, поскольку за последние несколько лет белорусскими энтузиастами, поклонниками старинной мототехники было восстановлено и реставрировано большое количество раритетной техники разных марок и поколений. Участие в фестивале примут любители ретромотоциклов из Беларуси, Чехии, Латвии, Литвы, России, Польши. 
 
-12%
-20%
-20%
-10%
-50%
-25%
-7%
-5%
-50%