/ Фото: Александр Корсаков,

В вечер буднего дня на сельских дорогах Воложинщины практически нет машин. Да что там - мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов тоже почти нет. "Куда ездить-то по вечерам? Огород, хозяйство - заняты все", - поясняют сотрудники милиции. И маленькие дети, одиноко гуляющие по проезжей части, здесь тоже не в диковинку: "Это вам, городским, кажется, что дите одно. А оно не одно - его вся деревня знает, каждый местный аккуратно объедет".

AUTO.TUT.BY удивился тишине и спокойствию дорог, на которых "почти никогда ничего не происходит", проехав пятничным вечером по Воложинскому району с инспектором ДПС ГАИ Воложинского РОВД Андреем Бобриком и младшим участковым инспектором милиции по Ивенецкому сельсовету Виталием Чесноком

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

За смену инспектор районной ГАИ проезжает около 150 км. В основном - по деревенским и лесным дорогам.

- Местные понимают, что пьяными, например, или без прав им на трассы лучше не соваться. Поэтому ездят там, где, кажется, никогда инспектора не встретишь. Но мы-то тоже местные! - смеются милиционеры.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Стоять у обочины с жезлом здесь нет смысла - за час мимо могут проехать одна-две машины. Поэтому работа в прямом смысле "с колес": завидев встречный автомобиль, инспектор включает красный "маячок" и съезжает на обочину. Водители знают - нужно остановиться. Но не все: старенький Passat, несмотря на сигнал, не снижая скорости, проезжает мимо - и сразу уходит на ближайшую деревенскую улицу. Инспектор разворачивается - и за ним. Быстро, но тихо - не включая маячки и сирену.

- Только деревню переполошим, если шума наделаем. Думаю, ничего серьезного - скорее всего, просто не заметил.

Обгоняем Passat и преграждаем ему путь. Андрей оказывается почти прав: водитель требование инспектора об остановке хоть и заметил, но не понял. Трезвый, документы в порядке: "Всего доброго!"

Техосмотр вовремя проходят только те, кто работает в Воложине или Минске. Остальные машины "ездят, и слава богу"


У Ford Orion нет техосмотра: инспектор выписывает первый за смену протокол. Штраф в размере 50 тысяч водитель оплатит позже.

- Квитанцию отдайте участковому или отправьте нам по почте, - предупреждает инспектор. И сразу же поясняет нам: "Местным жителям не всегда удобно ехать в Воложин (райцентр находится в 30 км. - Ред.), а подтвердить оплату штрафа все-таки желательно, так мы с участковым договорились, что он во время обходов и квитанции наши собирать будет".

Отсутствие отметки о прохождении ТО - частое для сельской местности нарушение. Машины, на которых не выезжают ни в город, ни на трассы, чаще всего обслуживают своими силами и далеко не до состояния, соответствующего требованиям диагностов: ездит, и слава богу. Штрафами ситуацию не исправишь - если вдруг попадутся ГАИ, то заплатят и забудут.

- Те, кто работает в Воложине или Минске, конечно, относятся к техосмотру серьезнее - больше вероятность, что остановят и протокол составят, - поясняет инспектор. - А местные вообще не понимают, кому это надо.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

"Ласточка" 1971 года выпуска: Какой мотоцикл, умели же раньше делать!   


...Из леса выезжает мотоциклист - на стареньком "Минске" без номеров и, естественно, без шлема.

- Ай, зачем тот шлем? - смеется Михаил Тадеушевич. И гордо сообщает: "А права на мотоцикл у меня есть! Дома где-то лежат..."

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Андрей Бобрик проверяет в базе: действительно, удостоверение категории "А" водителю выдавалось. Но за то, что при себе его не имеет, штраф заплатить все равно придется. Равно как и за то, что мотоцикл не зарегистрирован, без номеров, страховки, а водитель - без мотошлема.

- К сожалению, незарегистрированное транспортное средство нам сейчас придется у вас забрать и поместить на штрафстоянку, - предупреждает инспектор.

- А, забирайте! - машет рукой водитель. - Он свое уже откатал - 71-го года как-никак. Отец мой еще покупал.

И вдруг начинает эмоционально рассказывать о своей "ласточке":

- Знаете, какой мотоцикл, умели же раньше делать! Я на нем за всю жизнь только цепь менял да резину. Летает "ласточка"! Заберут вот, ничего ж не куплю уже, таких денег все стоит, а присмотришься - гнилое все, на пару лет хватит.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

На своей "ласточке" Михаил Тадеушевич ездил "в лес по ягоды" да почту развозил по дальним хуторам.

- Жена у меня на почте работает, помогал ей "районку" доставлять подписчикам. Бабкам на хуторе одна радость - газету почитать. Вот и сейчас с хутора ехал...

Как семья будет справляться без старенького мотоцикла, водитель пока не знает. У него-то "машина есть, чтобы на работу ездить", а вот жене придется колесить по дальним хуторам на велосипеде.

- А что делать, закон есть закон, - смиренно соглашается Михаил Тадеушевич, пока инспектор выписывает 4 протокола и вызывает фургон для отправки мотоцикла.

Вместе считаем, во что обойдется мотоциклисту совокупность нарушений - получается 650 тыс. штрафа.

- Ой-ой-ой, - причитает местный житель. - Я 2,8 млн зарабляю, а жена - 1,1 млн. Двое деток у нас, студент и школьница. Ничего, как младшая в институт поступит, легче будет... Пока ж ни на что не хватает. А можно штрафы хоть за 2 месяца заплатить, а не сразу?

Инспектор поясняет, что водитель может обратиться с заявлением о рассрочке - на срок до полугода.

...В момент, когда Михаил Тадеушевич прощается со своей "ласточкой", у нас с фотографом встает ком в горле.

- Ох, "ласточка" моя, откатала ты на совесть, - поглаживает бак мотоцикла мужчина, снимая с руля авоську с "районкой". Сам помогает загрузить ее в микроавтобус, пожимает руки милиционерам и, прощаясь с нами, говорит: "Я на них не обижаюсь. Вижу, и им "ласточку" мою жалко, да что поделать, работа такая...

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Пешеходы: Это они не пьяные. Выпившие. Они всегда такие


...На деревенской улице стоит девочка. Маленькая - года 4 на вид. Босая и в одних трусиках. В пределах видимости - ни одного взрослого. Как так-то?

- Это вам, городским, кажется, что дите здесь одно. А его все знают, все объедут, все помогут. В деревне дети рано начинают гулять одни. Нормальная картина: толпа детишек мал мала меньше, те, что постарше, еще коляски с грудничками катят, - поясняет участковый. - И идут, понятное дело, по дороге - где ж еще идти-то? Это в городах тротуары есть, а здесь только узкие пыльные обочины.

Рассказывают о том, что постоянно просят родителей надевать на детей и цеплять на коляски фликеры. Местные взрослые не понимают необходимости: "Они, мол, всю жизнь без этих фликеров обходились, и ничего, выжили. Старших детей вырастили - и эти вырастут". 

Те немногие пешеходы, которые встречаются нам на деревенских улицах, визуально не сильно трезвы, но ПДД не нарушают, идут - вполне ровно! - по обочине навстречу движению. У инспектора к ним претензий нет, участковый же выходит из машины, чтобы поговорить с каждым. 

- Это они не пьяные, выпившие, - поясняет нам Виталий. - Они всегда такие. Кристально трезвыми мужики здесь почти не бывают. Но голова на плечах есть -  не помню случая, чтобы кто-то из моих подопечных до дома не дошел и заснул на дороге. О таком мы только в прессе читаем. 

Милиционеры признают: конечно, в деревнях пьют. Бороться с этим невозможно, главная их задача - предупредить последствия. 

- У сельской молодежи отношение к выпивке странное. Парни прям гордятся тем, кто больше напился на дискотеке, а девушки - чей спутник был самым пьяным. А потом девчонки за них замуж выходят - и куда вся гордость девается? Начинаются звонки: "Але, милиция! Напиуся, бьет!" А когда ты его по сельскому клубу пьяного на плечах таскала, думала, что после свадьбы что-то изменится?..

Виталий с искренней болью в голосе рассказывает, как "вот в этом доме дочь-алкоголичка старенькой матери жизни не дает", а "вот из этого девку молодую в ЛТП отправили, детей-близняшек изъяли, родительских прав лишили".

- Ничего им не надо: ни работать, ни есть, ни детей растить... 

"Не убеждайте, что вам мои жизнь и здоровье интересны - только бы план по штрафам выполнить!"


...По дороге в Ивенец останавливаем для проверки документов все встречные машины. Все водители трезвые, документы в порядке. Единственное - через одного без техосмотра. Кстати, в отличие от Минска здесь не принято оплачивать штраф - в данном случае, 50 тысяч - на месте: ни у кого "денег с собой нет".

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

Фото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BYФото: Александр Корсаков, TUT.BY

В городском поселке инспектор останавливает двух молодых людей. Ребята идут по проезжей части спиной к движущемуся транспорту. У одного на рукаве фликер, у второго - нет.

- Мы думали, что одного на компанию достаточно, нас же видно, если что!

Но с нарушением соглашаются.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Следующий пешеход, попавшийся за то же нарушение, оказывается не столь покладистым. Говорит, и фликер ему не нужен - "Сто метров до хаты пройти!", - и вообще останавливать его права не имели, "потому что трезвый, хотите, дохну?!"

Инспектор терпеливо поясняет: трезвое состояние пешехода - это плюс лишь в части определения суммы штрафа, но от ответственности за само нарушение оно не освобождает. Молодой человек злится, выбегает из машины, кому-то звонит проконсультироваться - и с нарушением соглашается. Зато полон решимости поймать инспектора на "ошибках" в протоколе:

- А вы меня точно со всеми моими правами ознакомили?.. А я сейчас внимательно все почитаю, а то вы напишете, что я пьяный тут шел... Знаю я вас... А почему вы не пишете, что я по освещенной улице шел? Это важно. Я читал, что когда следственные эксперименты проводят, то определяют, видно было пешехода на дороге, или нет.

- Не дай бог, тут бы с вами следственный эксперимент проводили, обязательно бы указали, конечно. И в протоколе осмотра места ДТП написали бы. Как и то, во что вы одеты и, кстати, что не были обозначены световозвращающими элементами. Но вы же, слава богу, живы и здоровы, а в части данного нарушения ПДД пешеходом эти сведения не важны, - спокойно отвечает на все агрессивные выпады Андрей Бобрик. 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

- Ой, вот вы меня только не убеждайте, что вам мои жизнь и здоровье интересны - вам бы только план по штрафам выполнить! Кому я нужен, родственники только если поплачут, - едва ли не обвиняет сотрудника ГАИ нарушитель. - А если я сейчас домой пойду, меня опять оштрафовать за фликер могут? 

Парень откровенно издевательским тоном просит участкового провести его до дома - "а то они мне сейчас навыписывают!" Виталий вежливо отказывается и... наклеивает на камуфляжную одежду молодого человека несколько полосок световозвращающей бумаги на клейкой основе.

- Фликеров, чтобы раздавать нарушителям, нет, а вот такую бумагу выдали. И в отделении милиции такие наклейки есть - когда задержанных домой отпускают, оклеивают их, как новогоднюю елку, - чтобы только до дома дошел. Пьяный-то фликер сразу сорвет да выбросит, а наклейки с одежды снимать поленится. И доходят ведь!

...Для местной милиции это главное - чтобы дошли и доехали. Потому что каждый водитель и пешеход им знаком лично, и, похоже, им действительно "интересны" их жизнь и здоровье. А каждая авария, унесшая жизни на Воложинщине, помнится и обсуждается годами - потому что, слава богу, редкость. 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
-35%
-20%
-45%
-20%
-21%
-10%
-45%
-21%