Эксклюзив


/

Попав в аварию со смертельным исходом в России, можно быть уверенным в одном – правосудие восторжествует. Но практика показывает, что лучше полагаться на белорусскую Фемиду. О тонкостях и различиях расследования и наказания на примере одной трагедии.
  
В 2011 году 43-летний белорусский фермер, назовем его В., занимавшийся в числе всего прочего разведением кроликов, пригласил россиянина стать судьей на конкурсе ушастых прыгунов. После завершения конкурса, по договоренности, белорус должен был доставить российского судью домой в Орел.
  
21 апреля около 6 часов утра Nissan Note, на котором В. вез россиянина, попал в аварию - на 58-м километре российской дороги Орел - Брянск - Смоленск легковой автомобиль столкнулся с микроавтобусом Ford Transit.
  
- Узкая "двухполоска", по полосе в каждую сторону, изрытая ямами, колдобинами. Еще темно. Я ехал со скоростью около 70 км/ч, больше не рисковал. Вижу, навстречу автомобиль, резво довольно идет - скорость, на мой взгляд, не меньше 90 км/ч у него была. Свет его фар прыгал - влево-вправо-влево-вправо - водитель ямы объезжал. Он на встречную вылез, очередную рытвину обходил, и я яму объезжал, ближе к центру дороги выехал. Вот так и "встретились" на абсолютно пустой дороге, - рассказывает об аварии В.
  
Автомобили столкнулись практически в центре двухполосной дороги правыми сторонами.
 
Реконструкция аварии. положение автомобилей Ford Transit и Nissan Note
Реконструкция аварии. Положение автомобилей Ford Transit и Nissan Note
 
После столкновения 48-летний россиянин, сидевший на переднем пассажирском кресле, самостоятельно выбрался из Nissan, оказывал помощь пострадавшим. Крупный мужчина, казалось бы, не пострадал в аварии, но был госпитализирован в Хотынецкую районную больницу, где и умер в тот же день. Судебно-медицинская экспертиза показала, что смерть наступила вследствие травм, полученных в ДТП.
  
Пассажир в Ford получил легкие травмы, а 34-летний водитель микроавтобуса - "телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью". 
  
Инвалидом в результате ДТП стал и В., сидевший за рулем Nissan Note, - с момента аварии прошло уже два года, но мужчина до сих пор передвигается на костылях, а впереди его ждут еще несколько операций.
  
27-летний пассажир, сидевший на заднем сиденье Nissan Note, остался цел и практически невредим - но с ужасом вспоминает тот день: незадолго до аварии вел машину именно он, и только проехав Брянск, буквально за полчаса до столкновения, поменялся местами с В.
 
Пострадавшие были госпитализированы. Супруга В. добилась транспортировки мужа, находящегося в тяжелом состоянии, в Беларусь. Женщина полагала, что белорусские врачи и оснащение наших больниц превосходят уровень российской районной медицины.  
  
Следственный Комитет Брянской области в это время возбудил уголовное дело по факту ДТП по ч. 3 ст. 264 УК РФ ("Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека"). 

Сроки предварительного следствия российской стороной неоднократно продлевались, пока в декабре 2012 года СО СУ УМВД России Брянской области не было вынесено постановление о привлечении В. в качестве обвиняемого по данному уголовному делу. 
 
Ч. 3 ст. 264 УК РФ практически аналогична хорошо знакомой нашим читателям ч. 2 ст. 317 УК РБ ("Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека"). Наказание за такое ДТП и в России, и в Беларуси - до 5 лет лишения свободы. 
Как наказывают за ДТП с тяжкими последствиями в России
 
 
В Российской Федерации, в отличие от Беларуси, существует градация наказания в зависимости от того, был водитель пьян или трезв. 

На данный момент за "смертельное" ДТП с одним погибшим в Беларуси предусмотрено лишение свободы на срок до 5 лет, за двух и более погибших - от 3 до 7 лет. Состояние алкогольного опьянения водителя является отягчающим обстоятельством, но лет к максимальному сроку не прибавляет. 

В России для трезвых - такие же сроки. Но если водитель был пьян, то за гибель одного человека ему грозит до 7 лет лишения свободы, двух и более - до 9 лет лишения свободы.

Как надеются белорусские следователи, рано или поздно дифференцированное наказание - в зависимости от состояния водителя - будет узаконено и в Беларуси. 

Преступление в России, суд - в Беларуси

В феврале 2013 года Генеральная прокуратура Российской Федерации передала дело в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 года, которую приняли все страны - члены СНГ.
 
Согласно Конвенции, каждая из стран обязуется по поручению другого государства осуществлять уголовное преследование в соответствии со своим законодательством собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающего государства преступление.

Белорусская прокуратура передала дело Следственному комитету РБ, и для дальнейшего расследования оно поступило по месту прописки В. - в Минский районный отдел Следственного комитета Республики Беларусь. 
 
- На наш взгляд, оснований для признания В. обвиняемым было недостаточно, в связи с чем постановление о привлечении В. в качестве обвиняемого отменено и В. признан подозреваемым - в таком случае он имеет право на адвоката и, соответственно, его интересы будут профессионально защищены, - комментирует заместитель начальника 1-го следственного отделения Минского РОСК Константин Янушко перед началом следственного эксперимента, который поможет подозреваемому вспомнить обстоятельства аварии, а следователям - понять, как все произошло.
 

Следственный эксперимент: попытка установить обстоятельства аварии по версии В.

Для реконструкции событий выбран участок дороги, ведущий от 17-го километра дороги Колодищи - Заславль к деревне Заболотье. Узкая "двухполоска" после зимы напоминает фронтовую дорогу - ямы и колдобины на каждом шагу, на обочину страшно выйти - шаг в сторону, и ты можешь оказаться в кювете.
  
В. соглашается с тем, что условия эксперимента максимально приближены к событиям двухгодичной давности - освещение и погода соответствуют, дорожное покрытие - сухое, дорога максимально "раздолбана" и похожа, но с сожалением отмечает: "Там выбоин и перепадов было больше, да и колейность там была ярко выраженная. У нас тут получше дорога".
  
Цель эксперимента - определение положений транспортных средств и их траектории движения относительно границ проезжей части в разные моменты времени перед трагедией.
 
Все данные, полученные в процессе следственного эксперимента, вносятся в специальную схему
Все данные, полученные в процессе следственного эксперимента, вносятся в специальную схему. Писать приходится в свете фар
  
Сотрудники ГАИ перекрывают малоинтенсивное движение в направлении деревни Заболотье. Автомобили, участвующие в реконструкции - Ford Transit и Nissan Note - "разводятся" на произвольное расстояние, достаточное, чтобы оставалась возможность своевременно наблюдать друг друга водителям Ford и Nissan.

Следователи замеряют расстояние от переднего края одного автомобиля до другого - 130,7 метра. Именно от этой отметки и будут отталкиваться следователи, определяя скорость автомобилей, их дальнейшую траекторию движения и развитие дорожной ситуации по показаниям В.
  
Понятым и подозреваемому рассказывают о цели и алгоритме проведения эксперимента, начинается реконструкция.
 
Подозреваемый В., передав костыли супруге, с трудом усаживается на водительское сиденье - управлять машиной он не может, но рассказывает: "Я двигался где-то в трех метрах от края проезжей части, свет фар встречного автомобиля заметил метров за 300, другого транспорта на дороге не было, разметка была практически стерта".
  
Понятые, заняв место В., подтверждают - свет фар Ford виден, определить визуально, в какой ты полосе находишься, из-за отсутствия разметки можно только прикинув расстояние до обочины.
 
Следователи замеряют расстояние после каждой остановки
 
Автомобили начинают медленно сближаться, подозреваемый корректирует траекторию движения своего автомобиля Nissan и траекторию движения микроавтобуса. 
  
По словам В., после выезда Ford на "встречку", он вновь вернулся в свою полосу, и сам В., объезжая неровность начал смещаться левее по ходу движения автомобиля.

На водительское место предлагают присесть понятым, интересуясь у них, как бы они действовали в такой ситуации. Ответ один - сбавили бы скорость.

Затем автомобили вновь начинают двигаться ближе к центру проезжей части - "объезжают ямы" - расстояние между машинами стремительно сокращается - и в следующее мгновение "удар".
   
Реконструкция столкновения - тяжелый процесс. Уставший В., стоящий на костылях только с поддержкой жены, отрывисто комментирует: "Левее, ближе, правее. Как-то так". Следователи сверяются с данными российских коллег и фиксируют положение автомобилей на момент аварии - обе машины стоят практически по центру дороги.
 
Реконструкция столкновения - сложный процесс. Автомобили "выставляют" в нужное положение буквально по миллиметру
  
Подозреваемый согласен: все так, как в тот день - почти такая же дорога, почти такие же машины, только столкновение "понарошку". В протоколе следственного эксперимента расписывается В., понятые, реконструкция событий завершена.
  
Полученные в ходе следственного эксперимента данные будут направлены экспертам, которые на основании их и данных из материалов российских следователей должны дать свое заключение.

История не завершена

Казалось бы, теперь следствие по делу можно завершить и передавать в суд - но с этим не согласны белорусские следователи.
  
- При изучении материалов уголовного дела установлено, что В. привлечен в качестве обвиняемого преждевременно, так как отсутствует наличие достаточных доказательств, дающих основания для предъявления последнему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ и, соответственно, ч. 2 ст. 317 УК РБ. Для решения вопроса о привлечении В. в качестве обвиняемого необходимо дождаться ответа на поручение, которые мы направили российским следователям, - рассказал Константин Янушко.
  
Белорусские следователи не ставят под сомнение профессионализм российских коллег, но отмечают, что следствие не убедилось в достоверности всех данных и виновности во всем произошедшем В.  

- Нам необходимо установить истину. Пока мы не будем обладать информацией в полной мере и не будем уверены в тщательности и беспристрастности проведенного расследования, мы не можем завершить следствие по этому делу, - говорят в Минском РОСК.
  
19 апреля 2013 года уголовное дело в отношении В. было приостановлено. Пока россияне готовят ответ белорусским коллегам, мужчина борется за свое здоровье и готовится к худшему. 
-10%
-20%
-25%
-50%
-55%
-30%
-26%
-10%
-49%
-10%