103 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. В новом КоАП изменилась формулировка «создание аварийной обстановки». Что это значит для водителей
  2. Беларусбанк вводит лимиты по некоторым операциям с банковскими карточками
  3. Прививать всех желающих от COVID-19 начнут в апреле. Вакцина будет от белорусского предприятия
  4. «Проверяли даже на близнецах». В метро запустили оплату проезда по лицу. Как это работает
  5. «Пары начинались в 3 утра». Белорусы, которые учатся в Китае, не могут вернуться в вуз
  6. Ватные палочки, серные пробки. Врач — о том, из-за чего еще слух может стать хуже
  7. «Радуюсь „мягкому“ приговору для невиновных людей». Известные белорусы — о приговоре врачу и журналисту
  8. Был боссом Дудя, построил крутой бизнес в России, а сейчас помогает пострадавшим за позицию в Беларуси
  9. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  10. Виктор Лукашенко получил звание генерал-майора запаса. Предыдущее его известное звание — капитан
  11. Горбачев: Я не раз говорил, что Союз можно было сохранить
  12. Минское «Динамо» проиграло СКА в первом матче Кубка Гагарина
  13. Суды над журналистами, маникюр прокурора, морозы и снег. Февраль-2021 — в фотографиях TUT.BY
  14. Чиновники обновили базу тунеядцев. С мая с иждивенцев будут брать по полным тарифам за отопление и газ
  15. Светлана Тихановская прокомментировала видео СК по ее делу
  16. Приговор по делу о «ноль промилле», документы на экстрадицию Тихановской и жуткая авария — все за вчера
  17. Лукашенко рассказал о подробностях переговоров с Путиным
  18. «Деревня умирает! Здесь живут 4 человека — и все». История Анатолия, который работает в автолавке
  19. Приговор по делу о «ноль промилле»: полгода колонии журналистке TUT.BY и два года с отсрочкой врачу
  20. Суд по делу «ноль промилле», новые задержания, планы по экстрадиции Тихановской. Что происходило 2 марта
  21. «Единственным справедливым решением был бы оправдательный приговор». Заявление TUT.BY по делу «ноль промилле»
  22. Водители жаловались, что после поездки по М10 не могут отмыть машины. Вот что рассказали дорожники
  23. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  24. Жуткое ДТП в Волковысском районе: погибли три человека, в том числе новорожденный ребенок
  25. Какой будет погода весной и стоит ли прятать теплые пуховики в марте
  26. Латушко ответил жене Макея: Глубина лицемерия и неспособность видеть правду и ложь просто зашкаливает
  27. Вот почему он стоит больше 100 тысяч евро. В Минск привезли первый Mercedes S-класса нового поколения
  28. Что известно о «собственной ракете для „Полонеза“», которую создали в Беларуси
  29. «Шахтер» впервые стал обладателем Суперкубка Беларуси, победный пенальти забил вратарь
  30. «Готовились к захвату зданий в Гомеле». СК — об экстрадиции Тихановской и деле в отношении ее доверенных лиц


/

В ночь на 1 мая AUTO.TUT.BY принял участие в дежурстве специального подразделения ГАИ. Об отношении инспекторов к нарушителям, пьяных женщинах и трезвых "псевдоюристах", байкерах и скорости - в репортаже с ночных столичных дорог.



Ночная смена для сотрудников спецподразделения начинается в 22.00. Командир взвода специального подразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома (СП по ОДБ ГАИ ГУВД Мингорсиполкома) Дмитрий Байран уже закончил инструктаж и знакомит нас с первыми на этот вечер напарниками.

- Всего во взводе 6 экипажей, из которых 5 патрулируют город. Работаем с 22.00 до 8.00. У каждого патруля своя специфика и метод работы – рекомендую проехать со всеми, что бы получить полное представление о дежурстве: территориально вы сможете охватить весь город и весь спектр правонарушений. Главная задача - обеспечение безопасности дорожного движения.

СП по ОДБ в столичной ГАИ считается элитным: здесь лучшие автомобили, самые опытные и подготовленные сотрудники, а экипажи специального подразделения участвуют в сложных операциях и задержаниях. В основные задачи СП по ОДБ ГАИ ГУВД Мингорисполкома входит патрулирование дорог и сопровождение делегаций. В дневную смену спецподразделение работает на двух столичных проспектах – Независимости и Победителей и выезжает для оказания помощи районным отделам ГАИ, в ночную – СП патрулирует весь город.

"Командир, да тут нет никого, кому я мешаю?.."


Выезжаем на проспект Независимости. Движение оживленное: кто-то торопится домой, кто-то возвращается из гостей – завтра выходной день, 1 мая. Из радиостанции то и дело раздаются отрывистые сообщения: ребенок не вернулся из школы домой – сообщают приметы; разыскивается автомобиль, скрывшийся с места аварии; на улице Ольшевского пропало освещение – принять меры к обеспечению безопасности; на Казинца горит общежитие – необходимо помочь МЧС; возле кинотеатра "Киев" ограбили прохожего, забрали мобильный телефон.



Как только оказываемся в районе улицы Долгобродской, инспекторы получают сигнал – на Уральской минивэн въехал в остановку и скрылся с места ДТП.
 
- Возможно, водитель просто не справился с управлением – но в таком случае уезжать с места происшествия незачем. А вот если человек в состоянии алкогольного опьянения, это грозит ему не только внушительным штрафом и потерей прав - город обяжет его возместить ущерб.
 
Экипаж ГАИ сворачивает во дворы и закоулки. Все вместе всматриваемся в машины – у минивэна должны быть серьезные повреждения. По радиостанции уточняют марку и модель машины, кто-то из очевидцев запомнил несколько цифр из номера и что автомобиль зарегистрирован в 5-ом регионе. Чуть позже сообщают: водитель Chrysler задержан.
 
- Чаще всего в таких случаях человек старается не уезжать далеко – во-первых, он сам хочет посмотреть, какой ущерб причинен машине. Во-вторых, боится передвигаться по городу – ведь его могут остановить, и поинтересоваться, где он так разбил автомобиль. В третьих, если он скрылся с места ДТП, то знает, что его ищут, срабатывает инстинкт – спрятаться, затаиться. Вот кто-то из экипажей и обнаружил его неподалеку, - делятся опытом многолетней практики инспекторы.
 
А нам предлагают "поработать на скорость". Въезжаем на территорию Заводского района в район улицы Машиностроителей. Прямая, как стрела, дорога и знак ограничения максимальной скорости – 60 километров в час.
 
- Ночью чаще всего превышают скоростной режим. Аргумента всего два: "командир, да тут нет никого, кому я мешаю?" либо "тороплюсь очень".
 
Водитель Mazda 323 превысил скорость на 12 километров в час.
 
- Оштрафовали?
 
- Нет. Водителю вынесено устное предупреждение. Если мы видим, что человек вменяемый, а в базе за ним не числятся многочисленные нарушения – проводим беседу. Мы работаем на предупреждение нарушений ПДД, а не наказание.



Еще одна машина останавливается по взмаху жезла. В автомобиле компания молодых людей, пассажиры агрессивны – особенно девушки. Водитель тщетно пытается их утихомирить и идет объясняться с сотрудниками ГАИ, которые "пробивают" его по "Кулону" - компактному прибору, подключенному к базе МВД, в которой есть все данные о водителе.
 
- У молодого человека при себе временное удостоверение, а вот документа, подтверждающего личность, нет. Поэтому проверяем его по компьютеру: стандартная процедура для исключения каких-либо ошибок. Вот видите – фотография соответствует.
 
Водителя отпускают с напутствием всегда иметь при себе паспорт, а мы уезжаем на встречу с другим экипажем – "работать на пьяных".

Инспектор о мотивах работы в ГАИ:

- В армию я пошел еще при СССР, а демобилизовался уже в независимой стране. Огромная страна развалилась, старые идеалы рухнули, а новые еще не создали. Молодым сложно понять, а наше поколение помнит – хаос и вседозволенность на какой-то период стали нормой. Мне было важно защитить то, во что я верил – порядочность, честь, совесть. И я пошел работать в милицию. Жалею ли я об этом? Нет.


"Практически каждая вторая пьяная женщина грозит снять погоны, лишить звания и отправить на покой без выходного пособия"

 
У водителей проверяют документы, некоторых просят проследовать в патрульную машину и "подышать". Молодая девушка возмущается:
 
- Да мой пассажир весь вечер пьет пиво в машине! Вот и запах! Это от него, а не от меня.
 
Алкотестер демонстрирует нулевые показатели, девушка уезжает, а инспекторы рассказывают о пьяных водителях – женщинах и мужчинах.
 
- Пьяных в целом становится меньше, а вот нетрезвые женщины за рулем стали попадаться в последние годы чаще. С ними морально сложнее работать – состояние алкогольного опьянения и излишняя эмоциональность могут вылиться как в истерику, так и в попытку выцарапать глаза. Практически каждая вторая женщина грозит снять погоны, лишить звания и отправить на покой без выходного пособия.
 
Мужчины чаще пытаются заблокироваться в машине и уехать или попытаться сбежать на своих двоих. Нередко лезут в драку. А некоторые впадают в слезливую сентиментальность и пытаются найти оправдание: с женой поругался, начальство обидело, жизнь тяжелая или просто "ну ты же мужик, ты же понимаешь".
 
- Сложнее всего сходу определить состояние опьянение у женщины: когда открывается окошко в салоне, оттуда шлейф самых разных ароматов – начиная от испарений омывателя и заканчивая духами, запахом лака для волос и разной косметики. А мы ведь не дергаем поголовно всех на "подышать" - только когда для этого есть веские основания.
 
Многое зависит и от индивидуальных особенностей организма: инспекторы приводили в пример мужчину, который выглядел абсолютно трезвым и адекватным, при этом честно признался, что выпил почти литр водки – медосвидетельствование слова водителя подтвердило. И тут же рассказывают еще один случай – таксист с 3,0 промилле умудрился по дороге в "ночник" за дополнительной дозой алкоголя еще и клиентов взять.



Инспектор о пьяных водителях:

- Недавно прочитал мнение одного эксперта: мол, по вине водителей в состоянии алкогольного опьянения совершается всего 5% ДТП, а ГАИ вместо того, чтобы бороться с пьяными за рулем, должна дежурить возле переходов. Наверное, это писал человек, который никогда воочию не сталкивался с последствиями "пьяной" аварии, потому что если бы видел это все – погибших, искалеченных и пьяного весельчака на месте ДТП, - то в первых рядах стал бы требовать ужесточения наказания.


Конфликты: "Все вокруг враги" и рассуждения
"о своих правах и милицейских обязанностях"

Проспект Победителей - и третий по счету экипаж. Автомобилей мало - на часах практически 4 утра, - но инспекторы останавливают практически все проезжающие машины для проверки документов. У кого-то просрочен техосмотр, кто-то забыл дома "права" и техпаспорт.


 
В машину садится молодой человек. У него временное удостоверение, а документа, подтверждающего личность, нет. Инспектор начинает выписывать квитанцию на оплату штрафа, молодой человек возвращается в свой минивэн VW - и внезапно уезжает.
 
- Я его не отпускал!
 
Патрульная машина срывается с места, и Volkswagen через пару сотен метров вынужденно тормозит.
 
Но молодой человек уже отказывается выходить из машины. Снимает инспекторов на мобильный телефон, звонит в дежурную часть, рассуждает о своих правах и милицейских обязанностях.
 
Спокойствие инспектора ГАИ гасит конфликт: водитель минивэна признает, что погорячился, соглашается с правонарушением и расписывается в протоколе.
 
Беседа логично переходит на поведение водителей во время общения с ГАИ.
 
- Люди разные. Кто-то с легкостью признается: "Да, нарушил". Кто-то будет стоять до последнего – и доказывать что все кругом враги. Сейчас появилась еще одна категория – чаще всего, это студенты-юристы или молодые люди, сидящие на специализированных форумах. Не смейтесь! Они точно знают, какие у них права, ищут нарушения в процедуре, оформлении, снимают все на видео – при этом даже не включая логику. Нарушение очевидно, и избежать наказания нельзя, даже если юриспруденция – твой хлеб или твое хобби.

Инспектор о зарплате:

- Все убеждены, что сотрудники ГАИ – если не долларовые миллиардеры, то рублевые – точно. Моя зарплата – около 4,5 млн в месяц, так что я рублевый миллионер. У меня нет своего жилья, но есть машина, которой больше 15 лет. Мой смартфон куплен в рассрочку. Хотел бы я зарабатывать больше? Да. Но больше хотели бы зарабатывать все – и учителя, и врачи, и уборщицы.


"0,4 промилле - и сбил человека. Истерика была: "Почему вы меня не остановили раньше?" Ну а зачем ты за руль сел?.."

 
Наш следующий экипаж и самое тяжелое время – с 4 до 6 утра. Организму не прикажешь – он хочет спать, особенно если учесть, что инспекторы не делятся на "дневных" и "ночных": работают, как выпадет смена. Нам предлагают прокатиться по городу – "на патрулирование".
 
В неспешном движении по утреннему Минску есть своя прелесть. Удивляет, что инспекторы не просто знают город – про каждый двор, каждый переулок, каждый мост и каждую улицу могут рассказать свою историю.
 
- На Плеханова в районе старой застройки сплошь сквозные проезды, очень трудно здесь кого-то задерживать в одиночку.
 
- А вот тут сбили пешехода. Возвращался из ночного клуба, выскочил на дорогу вне перехода из-за припаркованных машин – и прямо под колеса. А водитель оказался не совсем трезв – "после вчерашнего" показало у него 0,4 промилле. Истерика была у человека: "Почему вы меня не остановили раньше?". Ну а зачем ты за руль сел?
 
Мимо проносится мотоциклист на спортивном байке. 
 
- Догоним?!
 
- Гонки по городу за мотоциклистом – опасно и бессмысленно. Мы можем подвергнуть опасности других участников движения, - наставительно говорит инспектор и тут же передает по рации обстановку.
 
Буквально через несколько минут приходит ответное донесение: мотоциклист остановлен, на него составляют несколько протоколов.
 
Мотосезон открыт, и несмотря на то что ГАИ и братство байкеров заключили негласный пакт о дружбе, нарушителей хватает.
 
- Характер байкера зависит от его мотоцикла. Хозяева чопперов, круизеров, эндуро – люди в жизни состоявшиеся и умеющие ее ценить. А вот владельцы спортивных байков зачастую любители скорости. И такие гонки на минских улицах могут плачевно закончиться.

Почти 6 часов утра, и мы, не дожидаясь нашего последнего экипажа – он занят оформлением ДТП, отправляемся домой. Ночной патруль выдался тихим и спокойным – без пьяных водителей и аварий. Инспекторы шутят: если бы точно знали, что с прессой всегда будет такие дежурства – посадили бы по корреспонденту в каждый экипаж.

-20%
-20%
-25%
-10%
-20%
-20%
-20%