Эксклюзив


/

Стать на день асфальтобетонщиком, чтобы разобраться в технологии ямочного ремонта: мы освоили нарезчик, отбойный молоток, управление катком и заливку битумной эмульсией, чтобы понять, возможно ли отремонтировать дороги один раз и навсегда. А заодно спросили у рабочих, почему покрытие сыплется из года в год - уж не пресловутая ли укладка асфальта в дождь и лужи виновата?



Дорожники, оказалось, ремонтируют не ямы - дорожные "карты". Пресловутому ямочному ремонту подлежат участки дорожного покрытия с дефектами площадью до 25 кв. метров, критические ямы - размерами от 30 на 30 см, глубиной от 5 см. На столичной улице Кошевого, где нам пришлось работать в то утро, подобных - на каждом шагу.

 

 


- Выявили дефекты, обмерили их, определили границы участка - и начинаем обрезку, - учит нас начальник участка по текущему ремонту управления "Центр" ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Артем Ганчар. Его подразделение в основном ремонтирует столичные проспекты, но сейчас для всех дорожников горячая пора - работают везде.

Заодно мы поинтересовались, одинаково ли качественно латают центральные магистрали и маленькие улочки спальных районов - ведь разные как интенсивность движения, так и "статусность" объектов. Специалист уверяет: работа, материалы, технологии - все одинаковое. Не скажешь и что на проспектах делают быстрее - трафик ведь, пробки: "Среднюю дорожную "карту" бригада быстрее чем за 30 минут не сделает: какую-то приходится 40 минут только "выбивать", а где-то на это и 5 минут хватит. Пока подготовят, пока асфальт подвезут, пока укатают..."

Работают в основном днем, несмотря на постоянно высказываемое недовольство. 

- Если днем нас ругают водители, то ночью, поверьте, нещадно ругали бы жители близстоящих домов: шума от техники предостаточно! Вы не представляете, сколько и так жалоб! Приходится из двух зол выбирать. 

Шум, как оказалось на практике, не самое страшное в работе дорожника: помимо действительно серьезной физической нагрузки, очень тяжело переносится пыль. А ее не избежать на всех этапах дорожного ремонта.

- Надевайте наушники, очки, респиратор - так положено, - приказал представитель "Горремавтодора" и напомнил, что "нарезчик швов и отбойный молоток нужно держать на расстоянии вытянутой руки". Не обошлось и без полноценного инструктажа по технике безопасности: впервые в жизни я расписывалась за что бы то ни было как "асфальтобетонщик Рудь А.В".

От респиратора безуспешно попробовали откреститься, мол, "ни на одном дорожнике такого не видели". Вскоре поняли, почему: работать в нем невозможно - дышать нечем, с изнанки "маски" - на слое обычного целлофана - собирается конденсат, лицо мокрое... Через 5 минут такой работы очень хочется снять все это и наконец-то вдохнуть полной грудью свежей дорожной пыли.

Нарезчик оказался штукой хоть громкой и страшной, но в управлении чрезвычайно простой: диск послушно резал асфальт безо всяких усилий "рабочего".

- Повезло вам с участком, - прокомментировал Артем Ганчар. - Иногда такое покрытие попадается, что его сначала вырезать невозможно, а затем - поднять. Рабочим приходится использовать отбойный молоток буквально на каждом квадратном сантиметре "карты".

На какую глубину вырезать, определяются на конкретном участке: дефект должен быть устранен на всю глубину, обрезанная строго под углом 90 градусов "карта" должна быть ровной.

- Это обязательно: таким образом обеспечивается наилучшее сцепление материалов со старым покрытием.

 

 

 

 




Из вырезанной карты с разбитым старым покрытием убирают куски асфальта. Далее участок нужно подготовить к ремонту: вымести грязь и выдуть пыль.

- "Карта" должна быть абсолютно чистой и сухой.

 

 

 

 



Не смогли смолчать по поводу "сухой": "Но ведь часто кладут асфальт и в грязь, и в лужи - на такую работу дорожников больше всего нареканий! Говорят, дороги и разваливаются от того, что ремонтируете как и когда попало".

- Пусть тот, кто говорит, придет и отремонтирует, - обиделся Артем Николаевич и как отрезал: - Ни в дождь, ни в снег, ни в какие-либо другие осадки работы по ямочному ремонту не проводятся!

Мы и не сомневались, что не должны - но факты-то имеются...

- А дороги, как вы говорите, "сыплются" объективно: не дорожники виноваты, не материалы - климат, нагрузки. Где-то больше сыплются, где-то меньше - но я вас могу уверить в одном: та условная "карта", которую мы сделаем сегодня, переживет свои два "гарантийных" года. В следующем году мы будем чинить не то, что "плохо сделали" в этом - ремонта потребуют новые участки дорог. Это нормальный процесс. В нынешнем году еще зима "порадовала": для покрытия скачки "плюс-минус" температуры смерти подобны, а сколько их было этой "зимней весной"!

 

 

 

 

Ямочный ремонт 1 кв.м покрытия обходится в 250-270 тыс рублей

...Подготовленные "карты" начинают "проливать" битумной эмульсией - из трогательного в руках сурового дорожника некогда эмалированного чайника.

- Для лучшего сцепления старого покрытия с вновь устраиваемым.




К месту дорожных работ приезжает асфальтовоз. Заказ на асфальт дорожники делают на определенное время, стараясь точно рассчитать, когда "карты" будут готовы для устройства нового покрытия.

- Асфальт приезжает с завода в прямом смысле горячим - температура его около 150 градусов. Положить новое покрытие нужно в течение максимум трех-четырех часов, иначе смесь потеряет эксплуатационные свойства.



В этом цейтноте, как по секрету от начальства рассказали нам рабочие, и кроется секрет нарушений технологии, которые порой вынужденно допускают дорожники:

- Представьте: вырезали "карты", подготовили, с завода уже идет асфальтовоз. И тут начинается дождь. Хорошо, если на полчаса и несильный: можно будет закончить ремонт. А если зарядит на неделю? И карты оставить нельзя - такое покрытие способствует созданию аварийных ситуаций на дороге, и асфальт с завода приходит в негодность. Расходы лишние, вот и кладем.

 

 

 


Асфальтобетонная смесь автоматически насыпается из грузовика в "карту", рабочие раскидывают ее лопатами по всей площади участка и выравнивают "шваброй" - на 2-3 см выше обрезанного края.

Говорят, бывают случаи, когда рабочим приходится выгружать асфальт из кузова лопатами - стоя ногами, пусть и в специальной обуви с жароупорной подошвой, в асфальтобетонной смеси температурой более 150 градусов. Тяжело физически и просто опасно. Не смогли не поинтересоваться зарплатами.

- Оклады у нас небольшие - около 2 млн, остальное начисляют за сделанные квадратные метры. Если делать хорошо и много - в сезон (весной и летом) можно заработать до 8-10 млн рублей. 

 

 

 


..."Карту", засыпанную смесью, трамбует каток. Невероятно прост в управлении: два рычага - один заводит двигатель, другой регулирует движение вперед/назад. 3-4 проезда туда-обратно - и новое покрытие почти готово.

 

 

 


Последний этап - герметизация стыков "нового" и "старого" покрытия все той же битумной эмульсией. Из все того же чайничка. Лить нужно быстро и ровно - оказывается, это непросто, особенно когда несколько пар контролирующих глаз следят, чтобы было "качественно, если уж не красиво!"

 

 


Жаль только, что пятна "свежего" асфальта так портят эстетику дороги...

- А вы у водителей спросите, что их больше волнует: красота проезжей части или же функциональность. Еще вчера здесь били подвеску, лавируя между ямами, а сейчас, смотрите, комфортно и безопасно.



Отремонтированная "карта" не требует времени на "сушку" или "утряску" - по ней сейчас проедут колеса десятков автомобилей, а дорожники займутся очередными ямами.


 

-10%
-20%
-10%
-10%
-50%
-15%
-15%
-10%
-40%
-33%
-50%