109 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  2. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  3. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  4. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  5. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  6. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  7. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  8. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  9. Акции в честь 8 Марта и непризнание Виктора Лукашенко президентом НОК. Онлайн прошедшего дня
  10. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  11. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг
  12. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  13. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  14. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  15. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  16. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  17. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  18. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  19. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  20. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  21. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  22. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  23. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  24. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  25. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  26. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  27. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  28. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  29. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  30. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта


/

Стать на день асфальтобетонщиком, чтобы разобраться в технологии ямочного ремонта: мы освоили нарезчик, отбойный молоток, управление катком и заливку битумной эмульсией, чтобы понять, возможно ли отремонтировать дороги один раз и навсегда. А заодно спросили у рабочих, почему покрытие сыплется из года в год - уж не пресловутая ли укладка асфальта в дождь и лужи виновата?



Дорожники, оказалось, ремонтируют не ямы - дорожные "карты". Пресловутому ямочному ремонту подлежат участки дорожного покрытия с дефектами площадью до 25 кв. метров, критические ямы - размерами от 30 на 30 см, глубиной от 5 см. На столичной улице Кошевого, где нам пришлось работать в то утро, подобных - на каждом шагу.

 

 


- Выявили дефекты, обмерили их, определили границы участка - и начинаем обрезку, - учит нас начальник участка по текущему ремонту управления "Центр" ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Артем Ганчар. Его подразделение в основном ремонтирует столичные проспекты, но сейчас для всех дорожников горячая пора - работают везде.

Заодно мы поинтересовались, одинаково ли качественно латают центральные магистрали и маленькие улочки спальных районов - ведь разные как интенсивность движения, так и "статусность" объектов. Специалист уверяет: работа, материалы, технологии - все одинаковое. Не скажешь и что на проспектах делают быстрее - трафик ведь, пробки: "Среднюю дорожную "карту" бригада быстрее чем за 30 минут не сделает: какую-то приходится 40 минут только "выбивать", а где-то на это и 5 минут хватит. Пока подготовят, пока асфальт подвезут, пока укатают..."

Работают в основном днем, несмотря на постоянно высказываемое недовольство. 

- Если днем нас ругают водители, то ночью, поверьте, нещадно ругали бы жители близстоящих домов: шума от техники предостаточно! Вы не представляете, сколько и так жалоб! Приходится из двух зол выбирать. 

Шум, как оказалось на практике, не самое страшное в работе дорожника: помимо действительно серьезной физической нагрузки, очень тяжело переносится пыль. А ее не избежать на всех этапах дорожного ремонта.

- Надевайте наушники, очки, респиратор - так положено, - приказал представитель "Горремавтодора" и напомнил, что "нарезчик швов и отбойный молоток нужно держать на расстоянии вытянутой руки". Не обошлось и без полноценного инструктажа по технике безопасности: впервые в жизни я расписывалась за что бы то ни было как "асфальтобетонщик Рудь А.В".

От респиратора безуспешно попробовали откреститься, мол, "ни на одном дорожнике такого не видели". Вскоре поняли, почему: работать в нем невозможно - дышать нечем, с изнанки "маски" - на слое обычного целлофана - собирается конденсат, лицо мокрое... Через 5 минут такой работы очень хочется снять все это и наконец-то вдохнуть полной грудью свежей дорожной пыли.

Нарезчик оказался штукой хоть громкой и страшной, но в управлении чрезвычайно простой: диск послушно резал асфальт безо всяких усилий "рабочего".

- Повезло вам с участком, - прокомментировал Артем Ганчар. - Иногда такое покрытие попадается, что его сначала вырезать невозможно, а затем - поднять. Рабочим приходится использовать отбойный молоток буквально на каждом квадратном сантиметре "карты".

На какую глубину вырезать, определяются на конкретном участке: дефект должен быть устранен на всю глубину, обрезанная строго под углом 90 градусов "карта" должна быть ровной.

- Это обязательно: таким образом обеспечивается наилучшее сцепление материалов со старым покрытием.

 

 

 

 




Из вырезанной карты с разбитым старым покрытием убирают куски асфальта. Далее участок нужно подготовить к ремонту: вымести грязь и выдуть пыль.

- "Карта" должна быть абсолютно чистой и сухой.

 

 

 

 



Не смогли смолчать по поводу "сухой": "Но ведь часто кладут асфальт и в грязь, и в лужи - на такую работу дорожников больше всего нареканий! Говорят, дороги и разваливаются от того, что ремонтируете как и когда попало".

- Пусть тот, кто говорит, придет и отремонтирует, - обиделся Артем Николаевич и как отрезал: - Ни в дождь, ни в снег, ни в какие-либо другие осадки работы по ямочному ремонту не проводятся!

Мы и не сомневались, что не должны - но факты-то имеются...

- А дороги, как вы говорите, "сыплются" объективно: не дорожники виноваты, не материалы - климат, нагрузки. Где-то больше сыплются, где-то меньше - но я вас могу уверить в одном: та условная "карта", которую мы сделаем сегодня, переживет свои два "гарантийных" года. В следующем году мы будем чинить не то, что "плохо сделали" в этом - ремонта потребуют новые участки дорог. Это нормальный процесс. В нынешнем году еще зима "порадовала": для покрытия скачки "плюс-минус" температуры смерти подобны, а сколько их было этой "зимней весной"!

 

 

 

 

Ямочный ремонт 1 кв.м покрытия обходится в 250-270 тыс рублей

...Подготовленные "карты" начинают "проливать" битумной эмульсией - из трогательного в руках сурового дорожника некогда эмалированного чайника.

- Для лучшего сцепления старого покрытия с вновь устраиваемым.




К месту дорожных работ приезжает асфальтовоз. Заказ на асфальт дорожники делают на определенное время, стараясь точно рассчитать, когда "карты" будут готовы для устройства нового покрытия.

- Асфальт приезжает с завода в прямом смысле горячим - температура его около 150 градусов. Положить новое покрытие нужно в течение максимум трех-четырех часов, иначе смесь потеряет эксплуатационные свойства.



В этом цейтноте, как по секрету от начальства рассказали нам рабочие, и кроется секрет нарушений технологии, которые порой вынужденно допускают дорожники:

- Представьте: вырезали "карты", подготовили, с завода уже идет асфальтовоз. И тут начинается дождь. Хорошо, если на полчаса и несильный: можно будет закончить ремонт. А если зарядит на неделю? И карты оставить нельзя - такое покрытие способствует созданию аварийных ситуаций на дороге, и асфальт с завода приходит в негодность. Расходы лишние, вот и кладем.

 

 

 


Асфальтобетонная смесь автоматически насыпается из грузовика в "карту", рабочие раскидывают ее лопатами по всей площади участка и выравнивают "шваброй" - на 2-3 см выше обрезанного края.

Говорят, бывают случаи, когда рабочим приходится выгружать асфальт из кузова лопатами - стоя ногами, пусть и в специальной обуви с жароупорной подошвой, в асфальтобетонной смеси температурой более 150 градусов. Тяжело физически и просто опасно. Не смогли не поинтересоваться зарплатами.

- Оклады у нас небольшие - около 2 млн, остальное начисляют за сделанные квадратные метры. Если делать хорошо и много - в сезон (весной и летом) можно заработать до 8-10 млн рублей. 

 

 

 


..."Карту", засыпанную смесью, трамбует каток. Невероятно прост в управлении: два рычага - один заводит двигатель, другой регулирует движение вперед/назад. 3-4 проезда туда-обратно - и новое покрытие почти готово.

 

 

 


Последний этап - герметизация стыков "нового" и "старого" покрытия все той же битумной эмульсией. Из все того же чайничка. Лить нужно быстро и ровно - оказывается, это непросто, особенно когда несколько пар контролирующих глаз следят, чтобы было "качественно, если уж не красиво!"

 

 


Жаль только, что пятна "свежего" асфальта так портят эстетику дороги...

- А вы у водителей спросите, что их больше волнует: красота проезжей части или же функциональность. Еще вчера здесь били подвеску, лавируя между ямами, а сейчас, смотрите, комфортно и безопасно.



Отремонтированная "карта" не требует времени на "сушку" или "утряску" - по ней сейчас проедут колеса десятков автомобилей, а дорожники займутся очередными ямами.


 

-50%
-20%
-50%
-10%
-20%
-80%
-20%