В "Белавтодоре" рассказали, почему "ямочное" латание только продлевает экономически неоправданную "агонию" дороги.
 
О плохих дорогах сейчас говорят и автолюбители, и чиновники. Затяжная зима, постоянные колебания температурного режима привели к тому, что состояние дорожного полотна в Беларуси оставляет желать лучшего. В Департаменте "Белавтодор" рассказали, реконструкция каких дорог будет выполнена в этом году, а какие трассы подвергнутся капитальному и текущему ремонту, о проблемах финансирования, а также почему "ямочное" латание только продлевает экономически неоправданную "агонию" дороги.
  
Реконструкция и строительство
  
В 2013 году планируется провести построить и реконструировать 102 км дорог и 299 погонных метров мостов.
  
- Автомобильная дорога Р-4 Барановичи-Ляховичи. Обход г. Барановичи;
 
- Мост через р. Мухавец на км 29,076 автомобильной дороги Р-7 Каменец-Жабинка-Федьковичи;
 
- Участок автомобильной дороги Р-21 Витебск-граница Российской Федерации (Лиозно), км 31,797-км 38,000;
 
- Юго-западный обход г. Витебска на участке Старинки-Новка;
 
- обход г. Гродно с мостом через р. Неман;
 
- Юго-восточный обход г.Островец с выходом на автомобильную дорогу М-7 Минск-Ошмяны-граница Литовской Республики;
 
- Участок автомобильной дороги Р-23 Минск-Микашевичи, км 67,2 - км 74,0;
 
- Путепровод через железную дорогу на автомобильной дороге Р-122 Могилев-Чериков-Косюковичи км 53,398;
 
- Участки автомобильной дороги М-4 Минск-Могилев на км 21,1-41,0; км 182,0-км 188,8;
 
- Автомобильная дорога М-5 Минск-Гомель на участке Пуховичи-Гомель.
 
Глоссарий
 
Строительство автомобильной дороги – это комплекс строительных, монтажных, транспортных, вспомогательных и других работ по сооружению автомобильной дороги или ее участков и дорожных сооружений, запроектированных с определенными технико-экономическими параметрами.
 
Реконструкция автомобильной дороги – это совокупность работ и мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей существующей дороги или отдельных ее участков и дорожных сооружений, с учетом сложившейся и перспективной интенсивности движения транспортных средств. Реконструкция осуществляется, как правило, с целью перевода существующей дороги в более высокую категорию.

  
Капитальный ремонт

На 2013 год запланирован капитальный ремонт всего 37 км дорог и 248 погонных метров мостов.
 
- Автомобильная дорога М-10 Граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин, км 440,125 - км 450,145;
 
- Автомобильная дорога Р-127 Кобрин - граница Украины (Дивин), км 36,6 - км 40,382;
 
- Мост через р.Мухавец на км 1,862 подъезда к г.Кобрин от автомобильной дороги М-1/Е30 Брест (Козловичи)-Минск-граница Российской Федерации (Редьки);
 
- Мост через р. Бобрик на автомобильной дороге Р-8 Лунинец-Пинск, км 28,85;
 
- Автомобильная дорога М-1/Е 30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки),км 607,620 - км 609,955;
 
- Мост через р. Нача на км 31,303 автомобильной дороги Р-45 Полоцк - Глубокое - граница Литовской Республики (Котловка);
 
- Автомобильная дорога М-10 Граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин, км 153,4 - км 157,0;
 
- Автомобильная дорога М-8/Е 95 граница Российской Федерации (Езерище) - Витебск - Гомель - граница Украины (Новая Гута), км 306,479 - км 308,0;
 
- Автомобильная дорога Р-43 Граница Российской Федерации (Звенчатка) - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи (до автомобильной дороги Р-2/Е 85), км 167,0 - км 171,0;
 
- Мост на км 21,040 автомобильной дороги Р-124 Ветка - Добруш - Тереховка - граница Российской Федерации и граница Украины (Веселовка);
 
- Мост через р. Волхва на км 320,155 автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации(Селище)-Гомель-Кобрин;
 
- Путепровод через железную дорогу на км 3,746 автомобильной дороги Р-149 Жлобин - (от автомобильной дороги М-5/Е271 ) - Светлогорск (до автомобильной дороги Р-82);
 
- Мост через Припять на км 17,070 автомобильной дороги Р-88 Житковичи Давид - Городок - граница Украины (Верхний Теребежков);
 
- Автомобильная дорога Р-48 Ворона-Ошмяны-Юратишки-Ивье, км 23,397 - км 25,124;
 
- Автомобильная дорога Р-100 Мосты-Большая Берестовица, км 23,34 - км 28,30;
 
- Автомобильная дорога Р-42 Гродно-Гожа-граница Литовской Республики (Привалки), км 26,9 - км 31,9;
 
- Автомобильная дорога М-6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги), км 248,0 - км 255,6;
 
- Путепровод через железную дорогу на автомобильной дороге М-6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги), км 251,347;
 
- Автомобильная дорога М-6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги), км 48,0 - км 57,3;
 
- Автомобильная дорога Р-45 Полоцк-Глубокое-гр.Литовской Республики (Котловка), км 141,290 - км 148,350;
 
- Подъезд к г. Дзержинску, км 0,990 - км 4,850 от автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки);
 
- Автомобильная дорога Р-95 Лынтупы-Свирь-Сморгонь-Крево-Гольшаны, км 7,2 - км 17,95;
 
- Путепровод через ж/д на км 1,482 автомобильной дороги Р-106 Молодечно-Сморгонь;
 
- Мост через р. Рачевка на автомобильной дороге М-6 Минск - Гродно - граница Республики Польша (Брузги), км 78,563;
 
- Мост через р. Вилия на км 106,579 автомобильной дороги Р-63 Борисов-Вилейка-Ошмяны;
 
- Автомобильная дорога М-8/Е 95 Граница Российской Федерации (Езерище) - Витебск - Гомель - граница Украины (Новая Гута), км 235,0 - км 240,0;
 
- Автомобильная дорога Р-122 Могилев - Чериков - Костюковичи, км 123,6 - км 128,6;
 
- Автомобильная дорога Р-43 Граница Российской Федерации (Звенчатка) - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи (до автомобильной дороги Р-2/Е 85), км 267,905 - км 270,455;
 
- Автомобильная дорога Р-91 Осиповичи - Барановичи, км 4,000 км 7,400;
 
- Подъезд к г. Горки, км 0,000 - км 2,050 от автомобильной дороги Р-15 Кричев - Орша Лепель;
 
- Мост через р. Любчанка на км 79,931автомобильной дороги Р-43 Граница Российской Федерации (Звенчатка) - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи (до автомобильной дороги Р-2/Е85).

Все остальные дефекты сети автомобильных дорог Беларуси планируется устранять в рамках текущего ремонта (предусмотрено обновить покрытие на 914 км дорог) и содержания (так называемого ямочного ремонта).

Начальник управления содержания дорожной сети "Белавтодора" Александр Головнев признает: "Появление на дорогах ям, рытвин и выбоин говорит о том, что дорожное покрытие достигло своего предельного срока службы и требует замены изношенного слоя. Ямочный ремонт только продлевает экономически неоправданную "агонию" дороги. Мировой опыт доказывает, что своевременная замена слоя износа раз в 6-8 лет полностью исключает появление этого дефекта".


 
Глоссарий
 
Капитальный ремонт автомобильной дороги – это совокупность работ и мероприятий по восстановлению работоспособности автомобильной дороги или ее участков и дорожных сооружений, а также по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации основных транспортно-эксплуатационных показателей и потребительских качеств.

Содержание автомобильной дороги – это осуществляемый в течение года комплекс профилактических (с учетом сезона) работ по уходу за дорогой, сооружениями и полосой отвода, по выявлению и устранению незначительных по объему повреждений и дефектов, а также по предотвращению их развития.
 
Текущий ремонт автомобильной дороги – это комплекс или отдельные виды работ, выполняемых с целью предотвращения интенсивного износа покрытия и развития дефектов конструктивных элементов дороги, а также работ по устранению дефектов и восстановлению работоспособности дороги и обеспечению безопасности движения транспортных средств.
Свыше половины из 15,8 тыс. км республиканских магистралей, а это около 9 тыс. км, нуждается хотя бы в поверхностной обработке. В текущем году запланирован ремонт 900 км, лишь десятой их части.

 
Проблемы финансирования

В Департаменте "Белавтодор" уверены, что главной причиной ухудшающегося состояния автомагистралей является недофинансирование всех видов ремонта, которое началось после ликвидации в 2009 году Дорожного фонда, располагавшего целевыми источниками наполнения. А финансирование отрасли по остаточному принципу ведет к плачевным результатам и себя уже изжило.
 
Состояние дорожной отрасли ухудшается и из-за массовой реконструкции республиканских трасс до первой категории: строительство и реконструкция финансируется в основном за счет кредитов - Всемирного банка, Эксимбанка КНР и Беларусбанка. Бюджетные средства, выделенные на дорожное хозяйство, распределены с приоритетом на содержание и текущий ремонт. На строительство и реконструкцию бюджетных средств также не хватает. Как пример – вторая МКАД.
 
В департамент "Белавтодор" проработали предложения по улучшению своей деятельности и отправили их в вышестоящие инстанции. Если текущие проблемы дорожной сети будут накапливаться, они одномоментно потребуют колоссального вложения денег. И тогда белорусские дороги перейдут из "национальное достояния" в разряд "национального позора".
-30%
-50%
-10%
-20%
-30%
-55%
-10%
-10%