/ Фото: Александр Корсаков,

Следователи выясняли, может ли водитель избежать наезда на пешехода на 6-полосной магистральной дороге темным дождливым осенним вечером. AUTO.TUT.BY следил за ходом следственного эксперимента.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Следствию, чтобы провести на месте смертельного наезда на пешехода на проспекте Независимости следственный эксперимент, пришлось ждать 5 с лишним месяцев: затянувшаяся белорусская зима не давала возможности воссоздать аналогичные дорожные условия - осенним вечером на проезжей части проспекта не было даже следов снега, дорога была чистой и мокрой.

23-летнюю девушку-пешехода на Независимости, 200 сбили в пол-одиннадцатого вечера 28 октября прошлого года вблизи нерегулируемого пешеходного перехода.
 
По рассказам очевидцев трагедии, девушка пересекала 6-полосную проезжую часть со стороны стрелкового клуба в 5-10 метрах от пешеходного перехода, когда на нее совершил наезд автомобиль Renault Laguna, после чего - переехала фура.

Позже выяснилось, что пешеход была пьяна. 

Водитель автопоезда Volvo скрылся с места аварии, но на Логойской трассе был задержан при помощи свидетеля ДТП, который преследовал фуру в ожидании помощи экипажа ГАИ почти 40 км. Дальнобойщик, которого вернули на место аварии, тогда пояснял, что пешехода не видел, наезда не почувствовал. Лишь после того, как следователи нашли под днищем фуры клочья одежды погибшей, он согласился, что был участником аварии.


Круг участников

В эксперименте участвовали оба водителя - им пока не предъявлено обвинение, оба они находятся в статусе подозреваемых по уголовному делу. 24-летний водитель Renault был с адвокатом, 31-летний водитель автопоезда Volvo к защитнику пока не обращался. 

Отношение водителей к произошедшему  существенно разнится - это заметили как следователи, так и беспристрастные участники эксперимента: водитель легковой машины до сих пор не может садиться за руль Renault - за исключением необходимых следственных действий с участием самого водителя, машиной управлял отец молодого человека. 24-летний молодой человек пытался примириться с семьей погибшей девушки: оплатил похороны, частично компенсировал моральный вред. Водитель же автопоезда вел себя не эмоциональнее понятых - то есть как будто происходящее вокруг его мало касается, и это мероприятие просто нужно "отбыть". Никаких шагов к заглаживанию своей вины за время следствия он не предпринимал.

Роль погибшей девушки исполняла родная сестра жертвы - идентичного роста и телосложения, она была в одежде той же цветовой гаммы, что и пешеход в трагический вечер.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Для воссоздания картины вечера 28 октября следствие привлекло двух очевидцев происшествия.
 
Эксперимент преследовал несколько целей:

- определить траекторию и темп движения пешехода по проезжей части перед наездом;
- определить конкретную видимость пешехода с места водителя Renault, а также конкретную видимость лежащего человека в полосе движения фуры.

Также следствию с помощью свидетеля необходимо было установить дистанцию движения между транспортными средствами в момент, предшествующий наезду.

В ходе следственного эксперимента использовалась та же Laguna - на ней лишь заменили лобовое стекло, повреждения фары и капота, возникшие в результате наезда, сохранились, - а также схожий по техническим характеристикам седельный тягач - та Volvo принадлежит иностранному перевозчику, и привлечь фуру для участия в эксперименте было затруднительно. Но, по словам следователей, "именно та" была не принципиальна - достаточно тягача идентичной высоты и конструкции . 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY


Технические моменты

Именно после этого ДТП перед нерегулируемым переходом на Независимости, 200 снизили максимально разрешенную скорость движения до 60 км/ч, а также установили 4 дополнительных источника освещения - по два с каждой стороны перехода. На время проведения эксперимента их отключили, чтобы воссоздать идентичную обстановку. Свидетели аварии обратили внимание следователя, что в трагический вечер на проспекте со стороны спортивного клуба не был установлен - или, что важно, не освещался - рекламный щит: этот дополнительный свет также был отключен.

Следователь указал всем участникам на то, что отсутствуют лунное освещение и звезды на небосклоне - это соответствует данным протокола осмотра места ДТП. Асфальтобетонное дорожное покрытие - влажное. 

Всем заинтересованным лицам и понятым были объявлены сведения по условиям видимости республиканского Гидрометеоцентра: в соответствии с ними время проведения опытных действий в эти конкретные сутки возможно в условиях полной темноты с 21.33 до 04.48 .

Следствие уточнило у подозреваемых и свидетелей аварии, все ли так, тождественны ли условия эксперимента и вечера смертельного наезда? Претензий ни у кого нет - и эксперимент начинается.


Свидетель "расставляет" машины

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Для дальнейших опытных действий и расчетов следствию необходимо знать, на каком расстоянии друг от друга двигались транспортные средства перед ДТП: и Renault, и фура ехали по второму ряду; Laguna, совершив наезд, съехала вправо, в первый ряд, лежащий пешеход остался во второй полосе движения, где на нее повторно наехал автопоезд.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Расположение транспортных средств на проезжей части помог воссоздать свидетель аварии: в тот вечер водитель Mazda ехал по первому ряду, собираясь повернуть на заправку. Он руководил расстановкой машин. Оказалось, между Renault и Volvo перед наездом было 54,9 метра. С учетом этих данных и полученного в результате экспертиз расположения места наезда - 10,2 метра за пешеходным переходом - рассчитываются контрольные точки для определения видимости пешехода из салонов обоих автомобилей и начинается обратная посекундная растяжка для пешехода и Renault.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
 

Контрольные точки и шагающий статист

Эксперимент проводится в статике - то есть "передвижения" автомобилей и пешехода фиксируются в нескольких точках в неподвижном состоянии, а данные, полученные из каждой из них, потом обрабатываются экспертами.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

- Но видимость в статичном положении - когда стоят и машина, и пешеход - это совершенно иная картина, нежели видимость в движении! - недоумевали мы. - Ведь когда ты пытаешься рассмотреть пешехода, заранее зная, что он там, во-первых, есть, а во-вторых, точно известно, где он находится, намного проще, нежели успеть "поймать" его боковым зрением на скорости 70 км/ч!

Следователи объяснили: проводить подобные опытные действия в динамике небезопасно - кто даст гарантию, что водитель, не сумевший предотвратить наезд тогда, сейчас не собьет статиста? Более того, проводить действия, создающие опасность для жизни и здоровья участников уголовного процесса, прямо запрещает ст.12 УПК РБ.

- Разница в восприятии в статичном и динамичном положениях обязательно учитывается экспертами при дальнейших расчетах - в итоге получается объективная картина, - рассказал заместитель начальника управления Главного следственного управления Следственного комитета РБ полковник юстиции Михаил Бобко.

Для расчета контрольных точек нужно знать темп движения пешехода - так как ни один из свидетелей на месте эксперимента не смог точно пояснить, с какой же скоростью двигалась девушка, за основу взяты табличные расчеты средней скорости шага человека женского пола соответствующего возраста - 5 км/ч или 1,38 м/с. Траектория движения пешехода была известна: есть свидетель, видевший, как нетрезвая девушка пересекала проезжую часть по диагонали к остановке, кстати, попутно показывая водителям проезжавших мимо автомобилей неприличные жесты. Скорость обоих автомобилей - по словам водителей, рассказам очевидцев, а также исходя из сложных погодных условий в вечер наезда - не превышала максимально разрешенной: на тот момент - 70 км/ч. 

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Следствие установило: после наезда Renault пешехода отбросило на 14,4 метра вперед - значит, именно там девушку настигла фура. Следователи под контролем понятых отмеряют соответствующее расстояние - на место предположительного второго наезда кладут манекен.

Изначально оба автомобиля и статист, имитирующий ходьбу на месте, установлены на удаления, соответствующие расположению обоих автомобилей на дороге за 5 секунд до наезда на пешехода автомобилем Renault Laguna. В фарах обоих транспортных средств включены габаритные огни и ближний свет.

Растяжка выполняется посекундно: и автомобили, и пешеход параллельно передвигаются на соответствующее расстояние, затем по очереди следователь, подозреваемые и понятые садятся в салоны Renault и кабину тягача и высказывают мнение о видимости в каждой контрольной точке.

Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
Когда водители могли заметить пешехода?

5 секунд
до первого наезда - Laguna за 97,2 м

C места водителя Renault на фоне дороге различимо смазанное пятно, по которому невозможно определить, человек ли это, причем видимость пятна в свете фар встречных автомобилей ухудшается. С места водителя фуры статист не виден вообще.

4 секунды до первого наезда - Laguna за 77,8 м

С места водителя Renault в свете фар встречных автомобилей появляются более четкие контуры пятна, напоминающие силуэт человека - но определить, что это именно человек, еще невозможно. Также невозможно определить положение "пятна" относительно пешеходного перехода. С места водителя фуры статист по-прежнему не виден.

3 секунды до первого наезда - Laguna за 58,3 м

С места водителя Renault по-прежнему видно темное пятно; невозможно определить, что это человек. С места водителя Volvo виден силуэт.

2,5 секунды до первого наезда - Laguna за 48,6 м
 
С места водителя Renault статист виден в полный рост, свет фар встречных автомобилей помогает в определении, что это человек и он находится за дорожной разметкой "зебра". С места водителя фуры определяется слабовыраженный силуэт, по которому нельзя сказать, что это человек. 

2 секунды до первого наезда - Laguna за 38,9 м

С места водителя Renault хорошо просматривается человек в полный рост, независимо от наличия либо отсутствия света фар встречных автомобилей. С места водителя Volvo определяются контуры человека: хорошо видна отмашка рук и поднимаемые поочередно вверх ноги. 

1,5 секунды до первого наезда

С места водителя Renault видимость пешехода улучшилась, с места водителя Volvo результат остался прежним. 

1 секунда до первого наезда

С места водителя Renault видимость пешехода еще улучшилась, с места водителя фуры пешеход стал виден лучше независимо от наличия либо отсутствия света фар встречных автомобилей.

- Мы установили, что водитель фуры имел возможность видеть пешехода еще в вертикальном положении, до первого наезда, значит, проверка видимости манекена, лежащего в полосе движения седельного тягача, уже нецелесообразна, - принимает решение следователь.

Данные, полученные в ходе следственного эксперимента, сами по себе не свидетельствуют о степени вины или невиновности каждого из водителей - они лишь дают цифры для проведения дальнейших экспертиз: исходя из полученных результатов, эксперты смогут вычислить, имели ли водители техническую возможность избежать наезда, применив экстренное торможение. Свое слово еще должны сказать судмедики: экспертиза должна определить, в результате какого из наездов пешеход получила травмы, от которых, собственно, скончалась.

Следствие продолжается.
  
Фото: Александр Корсаков, TUT.BY
-25%
-35%
-20%
-70%
-15%
-99%
-40%
-71%
-10%