Елена Анкудо,

Заявив об уходе из автобизнеса, экс-директор дилера Land Rover и Jaguar в Беларуси Виктор Леонов сообщил журналистам, как дорого обходятся инвестиции в автобизнес, и предположил: правила игры ожидают "глобальные изменения".

Виктор Леонов

"Для меня странно, куда движется автобизнес в целом в международных масштабах, - отвечая на вопрос одного из журналистов, ответил Леонов. - Предполагаю, что в будущем ожидаются серьезные потрясения".
 
Причина - в низкой доходности, на которую все чаще сетуют отечественные представители автобизнеса. По словам Леонова, львиная доля заработка в этом сегменте достается автопроизводителям, диктующим дилерам свои правила игры. Прежде чем заключить дилерский договор на продажу в стране определенного автобренда, предприятие обязано доказать серьезность намерений - построить автоцентр и СТО, отвечающие жестким стандартам, набрать и обучить персонал, привезти в страну автомобили и наполнить склад запчастей. Все это, по подсчетам Леонова, обходится в сумму не менее $7 млн.
 
"Стоимость здания автоцентра - от 4 $млн и выше, - подсчитал он расходы по просьбе AUTO.TUT.BY. - Заполнить шоу-рум и склад автомобилями - от $750 тыс. до $1 млн, склад запчастей - еще $300-400 тыс. Добавьте оборудование и инвестиции в персонал - 7-8 млн набегает просто и легко. "Отбить" набежавшую сумму удается не ранее чем через 10 лет. Согласитесь, не каждый инвестор в слабо развитые страны, к которым относятся Россия, Украина и Беларусь, пойдет на такой бизнес".
 
В Европе проблема, по мнению Леонова, давно решена: "там огромное количество дилерских предприятий и близко не соответствует стандартам производителей, дворцов - шоу-румов намного меньше. Как правило, это ничем не выдающиеся здания, ни у кого не вызывающие вопросов".
 
По данным Леонова, "в России уже поднимают вопрос к производителям: "ребята, вы выставляете очень серьезные требования". Все меньше людей рассматривают автобизнес как интересный и перспективный с точки зрения инвестирования. Поэтому не исключено, что через несколько лет мы увидим какие-то глобальные изменения. Надо что-то менять, иначе это плохо закончится - выхлоп у бизнеса невысок".
 
Озвучив среднюю доходность от сервисного обслуживания автомобилей - "около 30%", Леонов сообщил: в Европе заработок от этого вида деятельности составляет "от 70% и выше". И даже несмотря на россиян, предпочитающих из-за двукратной разницы в ценах обслуживаться в Беларуси, до высоких доходов игрокам автобизнеса нашей страны еще далеко. Поэтому не стоит исключать, что новые инвесторы будут добиваться от производителя снижения требований и возведения в Беларуси куда более скромных и дешевых зданий автоцентров. Потому что "сегодняшняя бизнес-модель ведет в никуда".
 
Любопытно, что жалуются дилеры и на заработок от продаж новых машин - в среднем доходность снизилась примерно на 30%. Как пояснил Леонов, "сколько бы мы ни говорили, что с введением таможенных пошлин и НДС импорт подержанных машин снизится, этого пока незаметно. Огромное количество моих знакомых продолжают привозить автомобили из-за рубежа. Да, рынок упал, но машины возят, причем в огромном количестве. Принципиально схемы не поменялись".
-10%
-70%
-50%
-20%
-25%
-20%
-20%
-30%
-10%
-50%