Елена Анкудо,

Подписание 12 марта президентом Беларуси указа об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей, в соответствии с которым госорганизации смогут купить машину не дороже 25 тысяч евро, привлекло внимание не только чиновников.
 
Припомнив скандальные попытки приобретения рядом госструктур дорогих автомобилей в качестве служебных, пользователи AUTO.TUT.BY одобрили инициативу, удивившись высокой планке стоимости. "25 000 евро = 32 500 долларов, - отозвался sergeyla, - не самая плохая машинка. ИМХО - весьма большой порог. Хватило бы евро 15 000-18 000!"

Председатель совета директоров ГК "Интеллект" Сергей Варивода, напротив, высказал недоумение. Отметив в пресс-релизе, приуроченном к подписанию указа, что ограничения "приведут к незначительному сокращению продаж новых легковых автомобилей", а потери понесут "импортеры дорогих автомобилей, как правило, сегментов SUV, S и Е по европейской классификации", Варивода задался вопросом: "Кое-кто полагает, что одного месяца до вступления указа в силу достаточно для вычеркивания из планов импортерских поставок автомобилей, розничная цена которых превысит 25 тысяч евро?"

Насколько сильно указ повлияет на белорусский автобизнес, какие машины могут быть служебными, AUTO.TUT.BY поинтересовался у топ-менеджеров автодилеров страны.
Александр Демидович, замдиректора по маркетингу и развитию импортера VW в Беларуси: "Я не драматизирую ситуацию".
- Я не драматизирую ситуацию - клиентов среди предприятий с государственной формой собственности не более 10-15%. Предполагаю, что ограничения введены, чтобы подогреть интерес к автомобилям китайских брендов, собираемым в нашей стране, и еще раз сфокусировать внимание чиновников на продукции иностранных брендов, собираемых в России.
 
До появления указа № 119 работу провели СМИ, рассказав, что чиновники приобретают дорогие машины. Те испугались, отложили покупку или присмотрели автомобиль подешевле. По этой же причине не было в прошлом году и традиционного всплеска продаж автомобилей в 4 квартале - времени освоения бюджетных средств. Продажи держались на уровне 3-го квартала.
 
VW Passat
 
Впрочем, госструктуры и ранее нечасто приобретали у нас дорогие Touareg и Tiguan, а также представительский Passat CC, интересовались в основном Passat и Jetta. Эти автомобили, причем средней комплектации, будут рассматриваться и теми, кто захочет пользоваться VW на службе после вступления указа в силу. В случае с Jetta речь можно вести об очень укомплектованной модели с большим опциональным оборудованием, а вот Passat, чья стоимость начинается от $29 тыс., окажется ближе к базовой версии.
 
VW Jetta
 
Владислав Туркин, гендиректор СП "Автосалон-AV": "Указ коснется, но не сильно".
- Указ коснется, но не сильно - в основном служебные Audi у руководителей банковских структур и предприятий негосударственных форм собственности. Статистика продаж в процентном отношении не ведется, поэтому сказать, сколько чиновников покупает представляемый нами бренд, не могу. Поскольку автомобилей, дешевле 25 тысяч евро, кроме A4, у нас нет, то А6 и А8 будут недоступны госструктурам по умолчанию, разве что некоему чиновнику удастся обосновать президенту необходимость приобретения дорогой машины. Если этого не произойдет, доступной станет только А4, зато - в хорошей комплектации.
 
Audi A4
 
Александр Гапоненко, начальник отдела маркетинга АД "Энергия ГмбХ" (дилер Mercedes-Benz): "Белорусские чиновники проходят мимо".
- Нас этот запрет не коснется, потому что машин дешевле 25 тысяч евро в салоне нет. Автомобили С-, Е- и M-классов в качестве служебных приобретало только российское предприятие, работающее на территории нашей страны. Белорусские чиновники проходят мимо: по правилам, предприятие с долей госсобственности перед покупкой объявляет тендер. А поскольку автомобили одного из наших конкурентов дешевле на 20%, то и в тендерах таких мы не участвовали. Для нас ничего не изменится.
 
Татьяна Крепчук, директор "Эмир Моторс" (дилер Toyota): "Чиновникам доступны только легковые автомобили".
 
Toyota Corolla [^]
  
- Никаких закупок для госструктур мы не делали, поэтому и запрет не коснется работы. Все внедорожники Toyota, предлагаемые в салоне, дороже 25 тыс. евро, их и раньше госструктуры приобретали редко. Исключение - Highlander, 2-3% покупателей которого - предприятия государственной формы собственности. Зато около 10% покупателей Camry и Corolla пользуются ими в качестве служебных. Госпредприятия смогут позволить себе эти автомобили и после выхода указа.
 
Toyota Camry
 
Виктор Леонов, директор "Атлант-М Британия" (дилер Land Rover): "Удара по бизнесу не ожидаю".
- Изначально мы не делали ставку на госпредприятия и предприятия с долей госсобственности более 50% - наш бренд не входит в ближайший круг их рассмотрения, в прошлом году договоры купли-продажи с ними не заключались. Поэтому и удара по бизнесу с этой стороны не ожидаю.
 
Land Rover Freelander
 
Внимание чиновники могут обратить разве что на Land Rover Freelander в определенной, очень скудной комплектации, к тому же на акциях, а также Land Rover Defender - очень специфический автомобиль, акцента на продажи которого мы не делаем.

Land Rover Defender

Фото производителя

-20%
-10%
-12%
-30%
-30%
-40%
-15%
-20%
-20%
-71%