Поддержать TUT.BY
147 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  2. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  3. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  4. Конституционная комиссия предлагает дать право голоса белорусам от 20 до 70 лет
  5. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  6. Церкви «Новая Жизнь» предлагают выплатить 170 тысяч долларов. В ЖРЭО объяснили, откуда такие цифры
  7. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели
  8. Опубликована свежая статистика Минздрава по COVID-19
  9. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  10. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  11. Дом под Осиповичами, в который въехала ракетная установка, отремонтировали. Военные и жильцы рассказали как
  12. Какой уровень холестерина в крови небезопасен и чем он грозит? Врач отвечает на частый вопрос
  13. Как не перепутать грипп с простудой и коронавирусом, рассказывает врач
  14. Правительство запретило вывоз из Беларуси пшеницы, гречихи, кукурузы и других злаков
  15. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  16. Суды и протесты, созвон Лукашенко и Путина, похороны Борткевича. Что происходит в Беларуси 15 апреля
  17. Сегодня завершается сбор средств на проект TUT.BY
  18. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  19. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  20. Бежали за границу через реки, леса и поля. Как белорусы скрываются от преследования силовиков
  21. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  22. Лукашенко пообещал рассказать «много интересного» об Алиеве и Карабахе, когда перестанет быть президентом
  23. Посольство США в Беларуси прокомментировало задержание Юрия Зенковича
  24. США ввели новые санкции против России и высылают 10 российских дипломатов
  25. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  26. «Белнефтехим» рассказал, насколько подорожает топливо до конца года
  27. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  28. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. Глава Нацбанка прокомментировал слухи о своей отставке


Станислав Коршунов, фото из личного архива Нины Бычук,

"Пришла устраиваться дальнобойщицей, меня спросили: "А кто вам сказал, что в Беларуси женщин берут на такую работу?" Я им ответила: "А как бы я тогда открыла нужную категорию? Ведь если бы не брали – категорию бы не открывали". Тяжело ли представительнице слабого пола пробиться в мужскую профессию, TUT.BY рассказала одна из немногих в Беларуси женщин, имеющих право управления автопоездами.

 

 

Фото: Из личного архива Нины Бычук
Фото: из личного архива Нины Бычук 

 

 

Черный список профессий. Кем не может быть белорусская женщина?>>>


Управлять автомобилем Нина Бычук мечтала с детства. После школы они с братом работали на кирпичном заводе, на предприятии была своя машина. И как только автомобиль въезжал на территорию, Нина с братом наперегонки бежали к автомобилю, чтобы уговорить водителя дядю Васю "дать порулить". 

Тяга к вождению была настолько велика, что после окончания 8 классов девушка решила поступать в училище на специальность "крановщица башенного крана". Однако мама мечтам дочери сказала категорическое "нет" - и несостоявшаяся крановщица закончила педучилище, а после - факультет дошкольного воспитания университета.

 


Резкий поворот


32 года Нина Николаевна работала в детском саду, ради удовольствия же водила легковой автомобиль. Но приоритеты изменились.

- У меня муж был дальнобойщиком. И наступил в моей жизни момент, когда умер он, а вскоре после этого - наш младший сын. Затем заболела я и на 9 месяцев "прописалась" на больничной койке. Однако смогла выкарабкаться и встать на ноги.

Позже Нина Николаевна познакомилась с мужчиной - водителем-международником.

- Четыре года я "жила" в кабине большегруза. Он меня часто пускал за руль на трассе или если надо подогнать машину. Мы объездили всю Россию до Урала, были в северо-западной части Казахстана. Что такое казахстанское бездорожье - знаю не понаслышке. С российскими дорогами они не идут ни в какое сравнение. 

Поднакопив опыта, Нина Николаевна начала ездить в рейсы со старшим сыном. Поначалу возила белорусский товар в Россию. 

- Сын пошел по стопам отца и тоже стал водителем-международником. Нам нужны были деньги - у умершего младшего сына осталась дочка, нужно было помогать ей и за что-то жить самим. 

Реклама "Сделано в Беларуси" отлично работала: Нина Николаевна покупала на брестском рынке одежду белорусского производства, и пока сын разгружался, продавала в России наши костюмы. По ее словам, "разбирали белорусский трикотаж очень хорошо, куда бы мы ни приезжали".

В рейсах Нина Николаевна была ответственной за работу с документами и организацию быта.

- В дороге я на газовом баллоне готовила все, что можно приготовить дома: если тепло – на открытом воздухе, холодно – в кабине. Только застилали чем-нибудь приборную панель, чтобы не заляпать. Кстати, по моему опыту, многие мужчины-дальнобойщики готовят не хуже любой женщины.

После нескольких рейсов на семейном совете было принято решение продать домик под Могилевом, копить деньги и в перспективе купить собственный большегруз. Нина Николаевна решила выучиться на категорию "СЕ" и получить права.

 

 

 

Фото: Из личного архива Нины Бычук Фото: Из личного архива Нины Бычук

 

 


"Не бросайте молотки в стекло: за рулем женщина"


С практикой проблем не было: помог большой стаж вождения легкового автомобиля и несколько лет поездок "вторым водителем". 

- Сын пускал за руль редко. Но, например, чтобы не стоять долго на границе, он выходил из фуры, подсаживался в легковую машину, доезжал до поста, передавал документы и начинал оформление. Потом звонил мне и говорил, что оформился. Я выезжала и ехала через очередь до границы. Тут важно по рации заранее предупредить, что вы оформились. Я обычно говорю: "Ребята, документы оформлены, я выезжаю. Смотрите, не бросайте молотки мне в стекло: за рулем женщина". После такого сообщения сначала тишина наступает, а потом начинаются вопросы, шутки, смех, приколы.

 

 

Грузоперевозки – не женское дело?


Пока Нина Николаевна в Беларуси других женщин-дальнобойщиц не встречала. А вот в Европе, по ее словам, несколько иная ситуация. 

- Я однажды общалась с дальнобойщиком, который встречал на дорогах Европейского союза женщин - водителей-международников. Он говорит, что водят они не хуже мужчин. И не удивительно: там обучаются вождению фуры намного дольше, чем мы. Кроме того, в некоторых школах очень интересный подход к обучению: когда они на фурах отрабатывают движение задним ходом для парковки к погрузке, вначале боковые зеркала полностью открыты, затем их постепенно заклеивают, уменьшая обзорность. В конце обучения паркуются по маленькому "окошку" в зеркале. У нас же учат всего 2 месяца.

Несмотря на собственное решение стать водителем-международником, Нина Бычук уверена, что женщинам стоит выбрать другую профессию.

- Эта работа не для женщин. В дороге водитель отвечает за все: за себя, за того, кто едет навстречу, за груз. Вести машину – это не проблема, а вот все остальное, что сопровождает работу водителя-международника, требует сил и нервов. Дальнобойщик – не столько водитель, сколько человек, ответственный за груз. Ему просто необходимо знать, как затянуть тент, как правильно заполнить все документы. 

Категорию "СЕ" Нина Николаевна открыла в январе 2012 года. Пока у нее четыре месяца официального стажа водителя-международника. За это время несколько раз  ездила из Бреста до Москвы и обратно в качестве стажера. Однако бывший работодатель продал автомобиль, и сейчас она в поисках нового места работы. По ее словам, найти работу женщине-дальнобойщице в Беларуси сложно.

- Пришла в одну компанию устраиваться, меня спросили: "А кто вам сказал, что в Беларуси женщин берут на такую работу?" Я им ответила: "А как бы я тогда открыла нужную категорию? Ведь если бы не брали – категорию бы не открывали". В другой компании мне начинают задавать разные вопросы по поводу заполнения накладных и т.д. Я им сразу говорю, мол, ребята, мне никто ничего не рассказывал об этих документах, но я все это в руках держала. А поскольку у меня есть высшее образование и любопытство, то я во всем сама отлично разобралась. Я не ас: вы меня сейчас посадите за руль фуры и скажите мне загнать машину задним ходом, я ее с первого раза не загоню, но дайте мне немного времени - и я все смогу. Но пока на белорусских грузоперевозчиков ничего не действует.

Тем не менее Нина Николаевна не собирается опускать руки и уверена, что кто ищет, тот всегда найдет:

- Я буду искать и найду такого работодателя - пусть не белорусского! - который согласится взять меня на работу.

 

 

-30%
-5%
-20%
-20%
-7%
-25%
-30%
-25%
-15%
-15%