• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Станислав Коршунов, фото из личного архива Нины Бычук,

"Пришла устраиваться дальнобойщицей, меня спросили: "А кто вам сказал, что в Беларуси женщин берут на такую работу?" Я им ответила: "А как бы я тогда открыла нужную категорию? Ведь если бы не брали – категорию бы не открывали". Тяжело ли представительнице слабого пола пробиться в мужскую профессию, TUT.BY рассказала одна из немногих в Беларуси женщин, имеющих право управления автопоездами.

 

 

Фото: Из личного архива Нины Бычук
Фото: из личного архива Нины Бычук 

 

 

Черный список профессий. Кем не может быть белорусская женщина?>>>


Управлять автомобилем Нина Бычук мечтала с детства. После школы они с братом работали на кирпичном заводе, на предприятии была своя машина. И как только автомобиль въезжал на территорию, Нина с братом наперегонки бежали к автомобилю, чтобы уговорить водителя дядю Васю "дать порулить". 

Тяга к вождению была настолько велика, что после окончания 8 классов девушка решила поступать в училище на специальность "крановщица башенного крана". Однако мама мечтам дочери сказала категорическое "нет" - и несостоявшаяся крановщица закончила педучилище, а после - факультет дошкольного воспитания университета.

 


Резкий поворот


32 года Нина Николаевна работала в детском саду, ради удовольствия же водила легковой автомобиль. Но приоритеты изменились.

- У меня муж был дальнобойщиком. И наступил в моей жизни момент, когда умер он, а вскоре после этого - наш младший сын. Затем заболела я и на 9 месяцев "прописалась" на больничной койке. Однако смогла выкарабкаться и встать на ноги.

Позже Нина Николаевна познакомилась с мужчиной - водителем-международником.

- Четыре года я "жила" в кабине большегруза. Он меня часто пускал за руль на трассе или если надо подогнать машину. Мы объездили всю Россию до Урала, были в северо-западной части Казахстана. Что такое казахстанское бездорожье - знаю не понаслышке. С российскими дорогами они не идут ни в какое сравнение. 

Поднакопив опыта, Нина Николаевна начала ездить в рейсы со старшим сыном. Поначалу возила белорусский товар в Россию. 

- Сын пошел по стопам отца и тоже стал водителем-международником. Нам нужны были деньги - у умершего младшего сына осталась дочка, нужно было помогать ей и за что-то жить самим. 

Реклама "Сделано в Беларуси" отлично работала: Нина Николаевна покупала на брестском рынке одежду белорусского производства, и пока сын разгружался, продавала в России наши костюмы. По ее словам, "разбирали белорусский трикотаж очень хорошо, куда бы мы ни приезжали".

В рейсах Нина Николаевна была ответственной за работу с документами и организацию быта.

- В дороге я на газовом баллоне готовила все, что можно приготовить дома: если тепло – на открытом воздухе, холодно – в кабине. Только застилали чем-нибудь приборную панель, чтобы не заляпать. Кстати, по моему опыту, многие мужчины-дальнобойщики готовят не хуже любой женщины.

После нескольких рейсов на семейном совете было принято решение продать домик под Могилевом, копить деньги и в перспективе купить собственный большегруз. Нина Николаевна решила выучиться на категорию "СЕ" и получить права.

 

 

 

Фото: Из личного архива Нины Бычук Фото: Из личного архива Нины Бычук

 

 


"Не бросайте молотки в стекло: за рулем женщина"


С практикой проблем не было: помог большой стаж вождения легкового автомобиля и несколько лет поездок "вторым водителем". 

- Сын пускал за руль редко. Но, например, чтобы не стоять долго на границе, он выходил из фуры, подсаживался в легковую машину, доезжал до поста, передавал документы и начинал оформление. Потом звонил мне и говорил, что оформился. Я выезжала и ехала через очередь до границы. Тут важно по рации заранее предупредить, что вы оформились. Я обычно говорю: "Ребята, документы оформлены, я выезжаю. Смотрите, не бросайте молотки мне в стекло: за рулем женщина". После такого сообщения сначала тишина наступает, а потом начинаются вопросы, шутки, смех, приколы.

 

 

Грузоперевозки – не женское дело?


Пока Нина Николаевна в Беларуси других женщин-дальнобойщиц не встречала. А вот в Европе, по ее словам, несколько иная ситуация. 

- Я однажды общалась с дальнобойщиком, который встречал на дорогах Европейского союза женщин - водителей-международников. Он говорит, что водят они не хуже мужчин. И не удивительно: там обучаются вождению фуры намного дольше, чем мы. Кроме того, в некоторых школах очень интересный подход к обучению: когда они на фурах отрабатывают движение задним ходом для парковки к погрузке, вначале боковые зеркала полностью открыты, затем их постепенно заклеивают, уменьшая обзорность. В конце обучения паркуются по маленькому "окошку" в зеркале. У нас же учат всего 2 месяца.

Несмотря на собственное решение стать водителем-международником, Нина Бычук уверена, что женщинам стоит выбрать другую профессию.

- Эта работа не для женщин. В дороге водитель отвечает за все: за себя, за того, кто едет навстречу, за груз. Вести машину – это не проблема, а вот все остальное, что сопровождает работу водителя-международника, требует сил и нервов. Дальнобойщик – не столько водитель, сколько человек, ответственный за груз. Ему просто необходимо знать, как затянуть тент, как правильно заполнить все документы. 

Категорию "СЕ" Нина Николаевна открыла в январе 2012 года. Пока у нее четыре месяца официального стажа водителя-международника. За это время несколько раз  ездила из Бреста до Москвы и обратно в качестве стажера. Однако бывший работодатель продал автомобиль, и сейчас она в поисках нового места работы. По ее словам, найти работу женщине-дальнобойщице в Беларуси сложно.

- Пришла в одну компанию устраиваться, меня спросили: "А кто вам сказал, что в Беларуси женщин берут на такую работу?" Я им ответила: "А как бы я тогда открыла нужную категорию? Ведь если бы не брали – категорию бы не открывали". В другой компании мне начинают задавать разные вопросы по поводу заполнения накладных и т.д. Я им сразу говорю, мол, ребята, мне никто ничего не рассказывал об этих документах, но я все это в руках держала. А поскольку у меня есть высшее образование и любопытство, то я во всем сама отлично разобралась. Я не ас: вы меня сейчас посадите за руль фуры и скажите мне загнать машину задним ходом, я ее с первого раза не загоню, но дайте мне немного времени - и я все смогу. Но пока на белорусских грузоперевозчиков ничего не действует.

Тем не менее Нина Николаевна не собирается опускать руки и уверена, что кто ищет, тот всегда найдет:

- Я буду искать и найду такого работодателя - пусть не белорусского! - который согласится взять меня на работу.

 

 

-20%
-10%
-10%
-50%
-20%
-15%
0062442