/ Фото: Вадим Рымаков,

Проколоть на трассе колесо - от этой ситуации не застрахован ни один водитель. Как выяснилось в процессе подготовки материала, замена его на "запаску" в реальных условиях вызывает панику даже у опытных водителей-мужчин, не говоря уже о хрупких дамах. Сможет ли блондинка решить возникшую на дороге проблему в одиночку, или ей придется прибегнуть к помощи профессионала-мужчины?

Наши эксперты:


Александра, 30 лет. Стаж вождения - 10 лет. 

Автомобиль - Ford Mondeo.

О процессе и нюансах замены колеса "не имеет понятия" и абсолютно уверена, что "есть еще в мире мужчины, готовые прийти на помощь попавшей в нелегкую дорожную ситуацию женщине-водителю". 

Сергей Кравцов, технический консультант отдела сервиса персонального автоцентра "Атлант-М Сухарево"

Знает о машинах все. При необходимости поможет нашей героине справиться с ее нелегкой - физически и эмоционально - задачей, а также расскажет пользователям AUTO.TUT.BY, какие моменты обязательно нужно учитывать при замене колеса.  


Меняем "проколотое" колесо в условиях, максимально приближенных к жизни 




Шаг 1.

Что бы ни вынудило вас остановиться на трассе, начинаем с собственной безопасности: нужно обозначить себя и стоящую машину (второе все же менее важно).

Себе - как минимум одежду со световозвращающими элементами (фликерами), в идеале - жилет.

Даже днем - если "световозвращать" не будет, то выделит водителя, вынужденно ставшего пешеходом на проезжей части, "ярким пятном" на трассе.

Машине - знак аварийной остановки: не менее чем в 15 м от автомобиля на городской улице, и не менее чем в 40 м - на трассе.



По опыту эксперимента, проведенного на скоростном участке столичного проспекта Независимости, даже при соблюдении необходимых требований безопасности наши герои на дороге чувствовали себя неуютно: машины, летящие по магистрали со скоростью 90-100 км/ч, казалось, в последний момент замечали выставленный знак и судорожно выворачивали руль влево. При виде приближающейся фуры становилось еще страшнее...

Вывод: если уж пришлось остановиться на трассе, выполнять необходимые работы нужно максимально быстро. Пока не сбили незаметившие. Тьфу-тьфу-тьфу.

В машине всегда должны быть:

- световозвращающий жилет;
- знак аварийной остановки;
- перчатки.
 
 
Шаг 2.

Ставим машину на 1-ю передачу (для МКПП) или переводим рычаг "автомата" в положение "Р".

Затягиваем ручник - обязательно для всех машин, с любой коробкой передач!

Устанавливаем упоры (заводского производства или хотя бы деревянные бруски) под колесо, расположенное диагонально относительно поврежденного. В нашем случае "пробито" правое заднее, значит, упоры - под левое переднее.



- Это необходимо, чтобы максимально обезопасить себя и окружающих от того, что машина в процессе работы внезапно покатится, - поясняет Сергей Кравцов.

Достаем из багажника балонный ключ.

Любой новый автомобиль комплектуется штатным "балонником" - чаще всего Г-образным. Его типоразмер (стандартные - 17, 19 и 21 мм) соответствует размеру колесных болтов конкретной машины.

Крестообразный баллонный ключ совмещает в себе универсальное устройство - снабжается различными по размеру головками, соответствующими наиболее распространенным типоразмерам колесных болтов. Откручивать/прикручивать болты таким "балонником" удобнее и физически, единственный недостаток - его габариты.

У Александры "балонник" был. Правда, как выяснилось в процессе, не "родной". И, к сожалению, к колесным болтам не подходящий. 



- Ой! Что делать-то? - расстроилась наша героиня. В реальных условиях выход у нее был бы лишь один - останавливать проезжающие мимо машины в поиске подходящего ключа, в экспериментальных же - пришлось отправить нашего эксперта просить балонный ключ у его коллег, специалистов центра "Атлант-М Уручье". Благо он был в шаговой доступности.

По объективным причинам в эксперименте возникла пауза, которую заполнило праведное негодование Александры:

- Почему никто не остановится нам помочь?! Видно же, что у девушки какие-то проблемы. Что за мужчины?!

В мужчинах мы и правда начали постепенно разочаровываться: мимо проехали сотни машин.

У края дороги притормозил Opel Fronterа. Водитель выбежал на обочину, уточнил:

- Колесо? Сейчас поменяем!

И направился доставать из багажника "балонник".

Мы честно признались великодушному Дмитрию, что проводим эксперимент, и по его условиям колесо должна поменять именно девушка. А ему - респект за доброту и человеческое участие как первому - позже стало понятно, что и единственному - остановившемуся помочь.

Дима улыбнулся:

- Так колесо-то менять будем, раз уж я все равно достал "балонник"?..

Поднимаем машину над проезжей частью с помощью домкрата.

Домкрат - механизм для подъема опирающегося на него груза. 
 
Переносной или передвижной домкрат для подъема автомобиля используется для замены одного или нескольких колес. 

Обычно к легковому автомобилю прилагается небольшой винтовой домкрат, приводимый в движение мускульной силой человека.

Дальше Дмитрий все сделал сам - минуты за четыре. 


Что необходимо знать о запаске?

Все новые машины комплектуются колесом-"докаткой" подходящего размера.

- Если в багажнике вашей машины лежит "запаска" другого - отличного от диаметра "родных" колес - размера, то устанавливать ее можно только на ведомую ось! - обращает внимание автовладельцев эксперт Сергей Кравцов.

Установленная на ведущую ось запаска меньшего или большего размера может стоить вам коробки передач!

Пока менялось колесо, пожаловались водителю Opel на безразличие проезжавших мимо.

- Это дорога. На ней может случиться что угодно - от пробитого у машины колеса до сердечного приступа у водителя остановившегося на обочине автомобиля. Нельзя быть равнодушным - завтра на трассе на холодном ветру (в день эксперимента на улице было -10 °С. - AUTO.TUT.BY) можешь стоять ты. В конце концов, чья-то жизнь может зависеть от вовремя оказанной помощи, - уверен Дмитрий

В машине всегда должны быть:

- упоры (как минимум - два деревянных бруска);
- домкрат;
- балонный ключ.

Наш эксперт, вернувшийся с телескопическим "балонником", был удивлен. Но решил от сути эксперимента не отступать и заставить Александру сделать все в обратном порядке - заменить запаску "родным" колесом.

"Обратный отсчет": практикум для блондинок


Начинаем откручивать болты - на первом этапе машина должна стоять на земле!


Дожатые неравнодушным Дмитрием, колесные болты не поддаются - силы женских рук не хватает, приходится воздействовать на ключ массой тела.



Поднимаем машину домкратом


- Женщины могут ошибиться в месте установки домкрата: его ни в коем случае нельзя упирать в порог - только в ребро жесткости автомобиля, - акцентирует внимание эксперт.

Александра рукой нащупывает ребро жесткости и уверяет: перепутать его с порогом не сможет даже блондинка!

Снимаем болты - предварительно расслабленные "балонником", они легко раскручиваются руками.



Снимаем запаску


Важно: расположение рук при обхвате колеса должно быть строго горизонтальным - параллельно земле! Захватывать колесо сверху под аркой и около земли недопустимо!

Никогда нельзя быть уверенным, что что-нибудь не пойдет не так: машина, внезапно сорвавшись с домкрата, может нанести человеку серьезные травмы - например, переломать руки, - поясняет эксперт.



Устанавливаем колесо


- Обязательно обратите внимание на направление кручения колеса - оно обозначено стрелкой "Rotation" на шине, - указывает Сергей.



Начинаем закручивать колесные болты: вначале - пока машина "висит" на домкрате - руками, чтобы только зафиксировать колесо.

- Болты прикручиваем в очередности "крест-накрест": начинаем с нижних, последним желательно закрутить один из верхних, - советует эксперт.

Опускаем машину на землю


Дожимаем болты - уже с помощью "балонника", прикладывая максимально возможные усилия.

Счастливого пути!


AUTO.TUT.BY благодарит персональный автоцентр "Атлант-М Сухарево" за помощь в подготовке материала.
-35%
-20%
-70%
-15%
-99%
-40%
-71%
-10%