/


 

AUTO.TUT.BY поинтересовался у нескольких игроков белорусского автобизнеса, какие объемы продаж новых автомобилей запланированы на этот год.

Узнав, сколько новых машин продали автодилеры в 2012 году, AUTO.TUT.BY поинтересовался у нескольких игроков автобизнеса, какие объемы запланированы на этот год. Несмотря на единые, казалось бы, взгляды на условия хозяйствования и продаж в нашей стране, мнения разошлись. Не в последнюю очередь из-за китайских автомобилей, которые вот-вот предложат в Беларуси.

Сергей Варивода, руководитель ООО "Китайские автомобили": Прогноз в 23-25 тысяч новых автомобилей мы будем корректировать

Предпочтения покупателей определяются содержимым кошелька, а денег у населения за последние годы явно не прибавилось. Но гражданам, выросшим в атмосфере всеобщих "понтов" и гарантированной социальной поддержки, крайне сложно перестроиться ментально.

Желание быть круче соседа по-прежнему толкает сограждан "за бугор". Поток подержанных иномарок в страну в разы превышает импорт новых автомобилей. Возможно, значительная их часть реэкспортируется в Россию.

Предпочтения смещаются в сегмент 3-5-летних автомобилей, где ставка таможенной пошлины ниже, чем за новые. Не совсем понятна логика правительства, ратующего за ограничение ввоза "бэушек" и устанавливающего ставки таможенных пошлин для физлиц на новые выше, чем на старые.

Иная картина - на рынке дилеров. Здесь акцент смещается в сторону бюджетных автомобилей в ценовом диапазоне до $15 тысяч.

Бал правит российский автопром, и его доля будет расти за счет сборки в России новых иностранных автобрендов.

Теперь о машинах Zotye и Geely, сборка которых вот-вот начнется в нашей стране. При равенстве показателей "цена/качество" Geely будут продаваться в большем количестве, чем Zotye, а государство поддержит производство и сбыт автопроизводителей с участием госкомпаний.

Аналог Geely SC7 [^] - Geely SL - уже продается в Украине третий год, и продажи ее в 2012 году выросли в 2,5 раза по сравнению с 2011 годом.

У SC7 почти идеально попадающие в спрос параметры, хорошая цена. Осталось грамотно вывести модель на рынок. На мой взгляд, Geely SC7 - угроза седанам С и D-классов, собираемым в России.

Предполагаю, что продажи-2013 будут сопоставимы с тем, что было в прошлом году. По данным ГТК за 11 месяцев 2012 года, граждане Беларуси ввезли 56 тыс. легковых автомобилей, в то время как 2011 году - более 250 тыс. машин. В отличие от предыдущего, в 2012 году новые автомобили из дальнего зарубежья ввозились в единичных количествах. Но ценовая привлекательность предложений российских автодилеров все больше разворачивает вектор продаж на восток.

В этом же направлении из страны уходит валюта, перемещаются доходы, налоги, рабочие места. Белорусские автодилеры неоднократно и многие годы пытаются доказать государственным органам, что принимаемые решения по увеличению таможенных пошлин, взиманию НДС, введению дополнительных административных процедур в автобизнесе приведут к макроэкономическим потерям для страны.

Разница в ставках таможенных пошлин, ставках НДС, эффект масштаба рынка - это и многое другое стимулирует движение капиталов на автомобильном рынке в невыгодном для страны направлении.

Рост инвестиций, доходов населения, уровень процентных ставок, стабильность национальной валюты и многие другие макроэкономические параметры значительно влияют на состояние автомобильного рынка.

Есть факторы, которые будут двигать рынок новых автомобилей вверх. Это обсуждавшийся эффект заградительных пошлин на подержанные иномарки. Курс на модернизацию может потребовать значительных инвестиций в закупку оборудования и транспортных средств. Но кто может сегодня сказать, в какой степени будет выполнен официальный прогноз социально-экономического развития страны в текущем году?

Поэтому прогноз на 2013 год - 23 000 - 25 000 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, проданных дилерами в Беларуси, буду корректировать по мере поступления информации об итогах развития экономики за предыдущий квартал.

Сергей Михневич, председатель автомобильной ассоциации "БАА": Седаны и внедорожники бюджетных классов - лидеры продаж

Предполагаю, что рост продаж новых автомобилей в нынешнем году составит от 10 до 30%, все зависит от ситуации в экономике, покупательной способности населения и ставки по кредитованию.

О законодательных изменениях, способных повлиять на работу авторынка, пока неизвестно, поэтому и ожидать неких кардинальных перемен пока не приходится. Пусть хотя бы сохранится нынешняя ситуация и не разразится экономическая проблема наподобие известной в 2011 году.

Прирост продаж автомобилей может вызвать рост покупательной способности и зарплат сограждан, а также доступность автокредитов. Если программы кредитования откроются в банках, снизится ставка рефинансирования, уменьшатся ставки по кредитам, это поспособствует росту продаж.

Очевидно, что в первую очередь покупателей по-прежнему будут интересовать машины, производимые в России, и продукция белорусских заводов "БелДжи" и СЗАО "Юнисон" - автомобили Geely и Zotye. Не могу исключить, что данный рост будет поддерживаться административными методами - машины станут покупать предприятия государственной формы собственности. А значит, конкуренция белорусско-китайских автомобилей с недорогими машинами российской сборки будет основана на преференциях и административном ресурсе государства.

Предполагаю, что уровень продаж автомобилей "ЛАДА" и "Газель", которые в прошлом году покупали госструктуры, в нынешнем году может упасть. Про Renault сказать этого не могу - брендом интересовались и физлица, и частные предприятия. Пока вопрос качества, как, впрочем, и сервисного обслуживания Geely и Zotye, неизвестен. Преуспей они в этих показателях - их машинами заинтересуются и физлица. Но это - вопрос времени.

Внедорожники и кроссоверы будут пользоваться спросом, но - небольшого ценового сегмента, спрос в котором постоянен и будет расти. Изменений в спросе и приросте объемов продаж более дорогих автомобилей не предвижу. Пока что седаны и внедорожники бюджетных классов - основные драйверы прироста рынка. Остальные сегменты будут стагнировать, пока не появится автокредитование.

Виктор Леонов, директор автоцентра "Атлант-М Британия": Локомотивом роста продаж может стать изменение ситуации с кредитованием

Рынок будет расти. Может, на 10, а может, и на 50%, многое зависит от предложения по финансированию сделок и кредитования. В целом прогнозирую рост порядка 25% всего рынка. Что касается премиум-сегмента, рассчитываем на рост рынка порядка 20%, доля премиум в общем рынке незначительно упадет. В прошлом году она была 12%, в этом может остановиться на 11-11,5% в общем рынке, что соответствует рынку России и Украины.

Лидерство сохранит Audi. По нашей статистике, хорошую долю в премиум-сегменте имеет Volvo, многое зависит от цен. BMW серьезно не вырастет - на существующих площадках тяжело поднимать рост, а "серого" импорта, как в 2011 и 2012 годах, не будет. Мы существенного передела рынка не ожидаем, хотя ставим амбициозные цели.

Предпосылок для изменений предпочтения покупателей нет. Основное внимание - на недорогие машины. Предполагаю, что продаваться будут Polo-седаны, Renault Logan, KIA Rio [^], российские автомобили. Не исключено смещение со стороны российских брендов в сторону недорогих иномарок российской сборки, уже названное мной.

Что касается китайских машин, об этих амбициозных проектах мы говорим не первый год, но опыт Samand показывает: только лишь начала производства автомобилей недостаточно для захвата серьезной доли рынка - нужны сети продаж и обслуживания автомобилей. Поэтому, если Geely и сможет что-то "откусить", речь в первую очередь пойдет о машинах российских брендов вроде "LADA", а не иномарках российской сборки - тот, кто привык ездить на VW и KIA, вряд ли пересядет на китайские.

Серый импорт новых машин минимизирован, возможен разве что завоз автокомплектаций и двигателей марок определенных брендов, которые не поставляются на рынки в Беларуси и РФ. Эти покупки останутся разовыми и не будут носить системного характера.

Мне известно о предложениях автомобильной ассоциации "БАА" относительно снижения ставки НДС при продаже машин. Согласен, что это серьезным образом скажется на объеме продаж - 5-8% от стоимости автомобиля ценой $100 тысяч долларов - очень большие деньги.

Но главным локомотивом роста продаж может стать изменение ситуации с кредитованием. Существующий запрет на валютное кредитование вынуждает брать кредиты в белорусских рублях по высоким ставкам, что позволяют себе только разовые клиенты. Если удастся добиться изменений в области кредитования, рост рынка может достичь и 50%.

-10%
-10%
-20%
-15%
-10%
-20%
-20%
-50%
-20%