/

Автомобильная ассоциация "БАА" подвела итоги продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в 2012 году: российский автопром уверенно занял лидирующие позиции.

Дилеры не плачут
 
По данным автомобильной ассоциации "БАА", в 2012 году объем продаж новых легковых и коммерческих автомобилей в Беларуси увеличился на 26,9% и составил 20 648 автомобилей (в 2011 году - 16 275 автомобилей). Неплохой показатель для минувшего года, но гораздо хуже, чем в далеком "докризисном" 2008 году (25 296 автомобилей).
 
Статистика показывает, что потребительские предпочтения белорусов кардинально изменились: продажи автомобилей российского производства выросли по сравнению с прошлым годом на 138%, а продажи машин иностранных брендов - всего лишь на 6%.
 


Особенности белорусской статистики
В Беларуси параллельно ведется два подсчета продаж новых автомобилей: учет проданных машин и регистрация. "БАА" ведет статистику проданных автомобилей только тех автодилеров, которые входят в ассоциацию. Эти цифры отличаются от данных регистрации: на учет встают автомобили, проданные не только членами "БАА", но и других дилеров, а также серых продавцов.

Кто на свете всех милее?
 
Продажи легковых автомобилей в Беларуси в 2012 году выросли на 19% по сравнению с предыдущим годом и составили 15 986 экземпляров, но так и не достигли прогнозируемых показателей (17 500 шт.).
 
Значительный рост обусловлен преимущественно за счет увеличения продаж российских брендов: первое место заняла продукция российского АвтоВАЗа (рост продаж на 112%). На втором месте Renault, на третьем - Volkswagen.
 
В аутсайдерах BMW, Peugeot, Opel: общий итог продаж этих марок - 2,9%.
 
Последние годы пик продаж новых автомобилей приходился на четвертый квартал, но в 2012-м самыми "продаваемыми" стал май и октябрь.
 
Еще несколько лет назад рядовой белорус был готов залезть в кубышку, взять кредит и потрясти родственников на добровольную финансовую помощь, но купить себе иномарку, то в этом году ситуация кардинально изменилась.
 
Первое место в ТОП-10 продаваемых автомобилей занял российский седан малого класса LADA Priora. На втором месте - опять же российский внедорожник LADA Niva. Третье место еще за одним представителем B-класса - Volkswagen Polo Sedan. Тот же "россиянин" (выпуск модели налажен в Калуге). В рейтинг не вошла ни одна модель, стоимость которой превышает 18 000 долларов.



Самые продаваемые модели прошлых лет

2008 год2009 год2010 год2011 год
VW Passat
1 543 экз.
Toyota Corolla [^]
1 057 экз.
Daewoo Matiz
706 экз.

Renault Logan
630 экз.


Лидеры "мельчают"

Налицо тенденция - белорусы покупают автомобили малого класса (доля продаж составила 39,5%), модели АвтоВАЗа или иномарки, собираемые в России. Эксперты прогнозируют, что популярность моделей этого сегмента у белорусов будет расти и дальше.
 


Еще один показатель влияния изменения формы взимания НДС - количество покупателей новых автомобилей среди физических лиц упало с 74,6% до 46,7%.
 
Коммерческие автомобили "физики" практически не покупают
 
Продажи коммерческих автомобилей в отчетный период увеличились на 64,2% (4 662 автомобиля в 2012 году против 2 839 автомобилей в 2011 году). В сегменте коммерческих автомобилей прослеживаются тренды, аналогичные легковому транспорту. В первую очередь - высокая ценовая зависимость, результатом чего стал существенный рост продаж автомобилей ГАЗ (37,7%) и УАЗ (13,9%). Основной конкурент российских брендов - Volkswagen, он занимает второе место по продажам с 18,9% рынка.
 
Как отмечает "БАА", повышение цен из-за НДС фактически вычеркнуло физических лиц из числа покупателей коммерческих автомобилей. Доля физлиц и ранее была невысока, а в 2012 году она сократилась до 3,16%.
 
Что помешало дилерам продать еще больше автомобилей?
Версия "БАА" с комментариями TUT.BY
 
Изменение формы взимания НДС.
В начале 2012 года изменение формы взимания НДС одномоментно увеличило стоимость новых автомобилей на 17-18%.
 
Дорогие кредитные ресурсы.
Банки предлагают населению брать кредиты под 40-45%. Для страны, где средняя зарплата еле-еле дотянула до давно обещанных "по 500", покупка автомобиля в кредит по действующим процентным ставкам для большинства граждан практически недоступна.
 
Долгий процесс согласования новых цен с производителями и унификация прайс-листов с рынками стран Таможенного союза.
Цены на одни и те же автомобили в России, Беларуси и Казахстане могли отличаться довольно сильно. И если раньше россиянам было выгоднее приобретать автомобили среднего класса и премиум-марок в Беларуси, то после введения единых прайсов на территории ТС цены выровнялись.
 
Негласный запрет на покупку новых автомобилей для юридический лиц с государственной формой собственности.
Как показывает практика, если такой запрет и существует, то государственные организации о нем не слышали - достаточно вспомнить о нескольких аукционах, о которых мы писали.
 
Колебания кросс-курсов EUR/USD.
Стоимость многих автомобилей четко привязана к курсу евро. Малейшие колебания стоимости европейской валюты автоматически отражаются на цене.
 
Серый ввоз автомобилей из России (по маркам и моделям, по которым сохранилась дельта в стоимости).
Практически все популярные марки стоят примерно одинаково как у нас, так и в других странах ТС. В основном в Беларусь по серой схеме приходят автомобили тех брендов, которые в РБ официально не представлены.


В будущее дилеры смотрят со сдержанным оптимизмом

Опыт предыдущих лет отучил белорусский автомобильный бизнес от любых проявлений оптимизма: кризис, девальвация, таможенные пошлины, НДС и другие "сюрпризы" не позволяли прогнозировать будущее. Однако в ближайшее время автомобильный рынок планирует работать по уже устоявшимся четким правилам и без глобальных потрясений.
 
Особые надежды члены "БАА" возлагают на падение ставки рефинансирования до запланированных правительством 20-21% - это должно послужить главным катализатором роста продаж новых автомобилей. Уверены в себе представители тех марок, сборочное производство которых налажено в России. Эти автомобили будут пользоваться более высоким спросом в силу отсутствия "растаможки" и доступной цены.
 
При этом серьезные опасения у некоторых представителей автомобильного бизнеса вызывает тот факт, что сразу несколько автомобильных марок в этом году начнут поставки моделей B и С-классов из Российской Федерации, ограничить которые смогут лишь жесткие квоты. Нельзя недооценивать и китайские автомобили, сборка которых уже началась в Беларуси.

В ближайшее время некоторые из дилеров расскажут TUT.BY о перспективах белорусского авторынка в 2013 году

Таможенный калькулятор. Расчет таможенных пошлин на ввоз автомобиля в Беларусь. Ставки таможенных пошлин. Растаможка автомобилей.

-20%
-15%
-20%
-18%
-10%
-20%
-45%
-50%
-10%
-50%
-17%