Елена Анкудо,

Председатель автомобильной ассоциации "БАА", директор импортера Volkswagen в Беларуси ИП"Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич
Во вторник, 12 февраля, мэр города Николай Ладутько принял представителей крупных предприятий Беларуси различных форм собственности, обсудив возможности роста производства товаров и услуг, их экспорта и борьбу с теневым бизнесом во всех сферах экономики.

 
Интересы игроков белорусского автобизнеса представил председатель автомобильной ассоциации "БАА", директор импортера Volkswagen в Беларуси ИП "Атлант-М Фарцойгхандель" Сергей Михневич. По просьбе AUTO.TUT.BY, руководитель сформулировал условия автодилеров, на которых те готовы обелить автомобильный сектор страны и увеличить количество продаж и услуг.
 
"По продажам автомобилей, запчастей и услуг автобизнес является лидирующим сектором Беларуси, уступая, разве что риелторам, - пояснил Михневич. - Оборот на рынке новых и подержанных автомобилей, запчастей и услуг в годовом исчислении составляет не менее $1,5 млрд. Валютная составляющая бизнеса - около 50%. Это показатель высокоэффективного бизнеса, который может конкурировать с любым производством в Беларуси".
 
Говоря о работе автодилеров, Михневич не ограничивается только импортом: "генерируя производство услуг, этот бизнес имеет добавленную стоимость не менее $700 млн, при этом он имеет и экспортную составляющую". Речь идет о новой тенденции белорусского автобизнеса - росте интереса российских автовладельцев к услугам нашего автосервиса. Как недавно подтвердили AUTO.TUT.BY топ-менеджеры ряда автосалонов страны, на авторизованные СТО все чаще заезжают машины на российских номерах, чьи владельцы составляют до 15% от всего объема клиентов. "Все импортеры являются экспортерами услуг, - заявляет Михневич, - услуги - это тоже экспорт".
 
В ответ на просьбу Николая Ладутько сформулировать условия роста продаж товаров и услуг председатель "БАА" выдвинул несколько предложений, с помощью которых отечественные автодилеры продемонстрируют новые темпы роста.
 
Для начала игроки автобизнеса просят о снижении нынешней ставки НДС(к слову, самой большой в странах Таможенного союза) при продаже автомобилей, с 20% вдвое. "Мы говорим об этом каждый год, - эмоционально комментирует Михневич. - По нашим расчетам, введение ставки НДС в 10% хотя бы на несколько лет снизит стоимость новых и подержанных автомобилей, заинтересовав российских покупателей. Очевидно, что это увеличит экспорт автомобилей".
 
В стремлении снизить НДС, уравняв условия хозяйствования с иными странами Таможенного союза (в России НДС составляет 18%, в Казахстане - 12%), председатель "БАА" свято верит в то, что российские производители не станут поднимать отпускные цены на авто, уравнивая ценники в автосалонах двух стран. "В Казахстане самый низкий НДС, - говорит собеседник, - но закупочные цены у них такие же, как и у нас. Эту проблему можно решить путем переговоров".
 
Пойди городские власти навстречу импортерам и инициируй снижение НДС перед законодателями, прирост продаж новых машин может составить, по словам Михневича, "от 10 до 30% в зависимости от экономической ситуации". Рост продаж и экспорта "компенсирует падение неуплаты части НДС".
 
Еще одна "временная мера на несколько лет" - снижение ставки НДС на услуги. "Это необходимо для выведения сервисного обслуживания из тени, - убежден Михневич, - ведь не менее половины объема сервисных услуг в стране оказывается нелегально". По расчетам импортеров, снижение нормо-часа официальных СТО поможет "прирастить объем оказываемых услуг и продаваемых запчастей как минимум на 20%, что приведет к компенсации выпадающих объемов НДС за счет прироста продаж запчастей".
 
Ужесточение ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере автосервиса - еще одна мера, предложенная городским властям. "Пойманные за "серую" работу субъекты хозяйствования ограничиваются смехотворными штрафами, что не способствует приведению бизнеса в легальное русло", - говорит Михневич.
 
Заслушав позицию автодилеров, власти назначили Михневича руководителем рабочей группы при Мингорисполкоме по разработке конкретных предложений для законодателей. Если городские власти обратятся к законодателям с просьбой об изменении законодательства, о снижении цен на автомобили - и новые, и подержанные, можно будет говорить в будущем году.