Елена Анкудо, фото автора,

Долгое время белорусский дизайнер, художник и скульптор Владимир Цеслер был известен широкой публике в основном плакатами - пока не появился "Ё-мобиль". Продемонстрировав образцы новой российской машины, публике сообщили: над проектом потрудилось немало граждан Беларуси, а название, логотип и идею окраски придумал человек, который не водит автомобиль, - потому, что не знает, куда на нем можно ездить.

Фото: Елена Анкудо
Дизайнер, художник, скульптор Владимир Цеслер

Байкер в душе, Владимир Цеслер создает майки, плакаты и предметы - в том числе и на автомобильную тему. Увидев некоторые из работ на выставке, которая проходит в Музее современного искусства в столице, AUTO.TUT.BY попросил их автора об интервью. Разумеется, об автомобилях.

Фото: Елена Анкудо
Два из трех опытных образцов "Ё-мобиля" нам показали на
"Моторшоу"
в сентябре 2011 года

- Вы скептически отзываетесь о "Ё-автомобиле": проект есть - машины нет. Намекаете, что это провальная идея?

- Нет. Это очень сложный процесс - создание нового автомобиля. Такого еще не было, чтобы у нас создали машину. "Жигули" - итальянский автомобиль, "Москвич", "Победа" - все содранное, как мне кажется.

Фото: Елена Анкудо
Так эмблема, разработанная Владимиром Цеслером, выглядит на капоте "Ё-мобиля"...

Фото: Елена Анкудо
...а так - на выставке - среди прочих логотипов, дизайнера

- Но если проект вдруг "ляжет в стол", вы, наверное, не удивитесь - мол, не в первый раз?

- Да, 90% моих идей, как правило, лучших, ложатся в стол. Исполнитель хочет создать неповторимый узнаваемый бренд, наделить предмет лицом, а заказчик экономит на рекламе и ждет повторений. Оригинальные идеи, как правило, не принимают, я уже привык к этому.

Фото: Елена Анкудо
Если "в стол" ляжет и "Ё-мобиль", Цеслер не удивится - это случается с 90% его идей

- Ваше имя хорошо известно не только в нашей стране - плакат "Вудсток. 30 лет. - Levi`s" висит в Лувре. Не обидно, что в список успешных дизайнеров, составленный российским Forbes, попали из-за автомобиля, который еще не запущен в производство?

- Конечно, обидно - журнал определял имена, принесшие прибыль, а не удачные логотипы. Наши реалии таковы, что чем крупней фирма, тем ужаснее ее логотип. Видимо, руководителям просто наплевать и логотипы рисуют их жены.

Фото: Елена Анкудо
Цеслер: "Видимо, руководителям наплевать и логотипы рисуют их жены"

- Вы любите эпатировать публику. Видимо, и с буквой Ё решили похулиганить?

- Ё - это your ("твой"), cool - ("классный"), буква, на которую практически всегда падает ударение, даже на мат с ней можно сойти.

- Что ж хорошего в мате, который слышится в названии автомобиля?

- Это только одно из прочтений. А можно и "Ё-мое!" сказать, выразив восторг.

- Как можно восторгаться дешевой невзрачной машиной?

- Такова была задача - сделать бытовой транспорт, средство передвижения, а не роскошь. Этот автомобиль - что-то среднее между коробчонкой и трамваем.

Фото: Елена Анкудо
"Дорожные знаки"

- Один из главных плюсов "Ё-мобиля" - невысокая стоимость, в районе 10 тысяч евро. Машина должна быть доступной, а не роскошной?

- В основе другая идея - автомобиль должен быть доступным, как прокатный велосипед: взял со стоянки, оплатил карточкой, заехал, куда надо, поставил - и все. Это не аренда, это когда берешь машину на определенный срок, к примеру, для поездки на море, здесь платишь только за езду. Приехал на море - отдал машину, уезжаешь - взял другую. Это большое подспорье домохозяйкам и студентам. Ведь зачем студенту автомобиль? Выделяться машиной - верх бескультурья, дешевые понты. Наши покупают дорогую машину, а потом ищут деньги на бензин. "Ё-мобиль" не такой.

Фото: Елена Анкудо
"С яблочной начинкой"

- Говоря о нем, вы отметили, будто "автомобиль со временем перестает быть предметом роскоши и становится чем-то обыденным, бытовым, как электрический чайник, утюг или зубная щетка, которые обычно раскрашивают в два цвета". Неужели думаете, что машины когда-нибудь перестанут считаться предметом роскоши?

- В 1929 году в США во времена страшного экономического кризиса автомобили не считались роскошью. Более того, в семье их было по два! Взрослому человеку нужно иметь машину - такой была идея, к которой мы все еще только идем. В советское время это было невозможно, поэтому машина подчеркивала значимость ее владельца. Но мы-то строим светлое капиталистическое будущее и рано или поздно придем к этому.

Фото: Елена Анкудо
"The Product of a New Age"

- Вам не кажется, что слова, будто бы машина должна быть у каждого, противоречат вашим уверениям, что лично вам автомобиль не нужен?

- Я другой человек, я из хиппи вырос! Был у меня когда-то чоппер Yamaha, стоявший у знакомых в гараже. На поездку я обычно тратил целый день: ехал в гараж, переодевался, заправлялся, катался, возвращался. Если на мотоцикле падаешь - ищи штуку евро, жди запчасти и лечись в больнице. Так что хороший мотоцикл - это роскошь, а машина - большое неудобство, одна парковка занимает много времени. Пешком быстрее.

Фото: Елена Анкудо
У этого выставочного экспоната с изображением автора собирается особенно много публики

- Но у вас растет сын, машина порой бывает просто необходима. Или вы и в поликлинику возите его на такси?

- Ребенка возит жена, у нас в семье Hyundai Tucson.

- Публичные люди стараются обладать яркой дорогой вещью, полагая, будто бы она работает на их имидж. Почему мы стремимся выделиться за счет вещей, в том числе автомобилей?

- Мой знакомый владеет Ford Galaxy 1964 года выпуска - автомобилем, который использовали на съемках фильма с Робби Уильямсом. Где бы он на ней не появился, машину тотчас обступают люди. Как видно, рок-музыканты хотят обладать именно такими раритетными автомобилями, подсознательно надеясь, что их будут обступать так же, как и их машины.

Фото: Елена Анкудо
Цеслер: "В магазинах меня принимают за бомжа, думая, что свой айфон я у кого-то украл"

- А что работает на имидж Владимира Цеслера?

- Работы. В юности я любил эпатировать, красиво одеваться, сейчас стараюсь свой имидж скрывать. Случается, даже за бомжа принимают. Зашел недавно в один магазин, так за мной два охранника сразу же начали следить - не украл бы чего. Когда стоял в очереди, кто-то позвонил на мобильный, я достал айфон и начал говорить. Так они, наверное, подумали, что я его у кого-то украл. Однажды в банк не пустили - не понравилось, как одет.

Фото: Елена Анкудо
По мнению Цеслера, на его имидж сегодня работают созданные им произведения

- Не узнали?

- Имя здесь не имеет значения, к человеку у нас относятся по одежде. В бутиках жлобские пиджаки, не из чего выбрать, а выдра-продавщица зыркает на тебя глазами: "Может, вы не туда попали?" Это удел периферии, ведь в нормальной столице человек в телогрейке может выкупить полмагазина. Там по одежке не встречают. А у нас иначе. Приехали ко мне как-то солидные люди - знакомый бизнесмен из Москвы и директор швейцарского банка. Пошли в ресторан. А его сотрудникам мои джинсы не понравились. "Послушайте, - говорю, - мои джинсы стоят дороже вашего костюма. Почему к ним такое пренебрежение? Я и слова не сказал о вашем бездарном интерьере с крытыми лаком рейками, о плохой кухне. Почему не пускаете?" Не пустили. И потеряли пятерых клиентов.

Фото: Елена Анкудо
"Виктор Визарели"

- А может, вы просто обиделись, что вас не узнали и обошлись как с бомжом?

- А почему меня должны узнавать? Я не артист.

- Зато картина в Лувре висит…

- А сколько людей может их потреблять? У моих вещей нужно постоять, подумать, а это сегодня не нужно. Именно поэтому, кстати, реклама должна быть понятной сразу: секунду посмотрел - и въехал.
 
Фото: Елена Анкудо
"Иосиф Бродский"

- ГАИ увлеклась созданием социальных роликов и билбордов на тему безопасности дорожного движения. Видели?

- Нет. Чтобы заставить человека посмотреть на щит, нужно его шокировать. Любые билборды загораживают пространство, созданное архитектором, и роли никакой не играют. Иногда на них полная чушь, иногда - бездарность. Поэтому, наверное, в Швеции есть район, где билбордов вообще нет - местные жители против.
 
Фото: Елена Анкудо
"Сладкая косточка"
 
- Сейчас начинается производство китайских автомобилей Geely и Zotye, которые критикуют больше, чем хвалят. Можно ли так прорекламировать эти машины, чтобы не ругали, а хвалили?

- Вряд ли. Чтобы продукт состоялся, его надо сделать хорошим и постоянно вкладывать деньги в рекламу, чтобы не случилось, как с Coca-cola, на который однажды вдвое снизили рекламный бюджет. Тут же появилась Pepsi-cola.
 
Фото: Елена Анкудо
"Загляни под крышечку"

Однажды мне уже предлагали придумать акцию для продажи ста китайских джипов в Питере. Я предложил связать машины гирляндой лампочек и проехать по городу в виде светящегося дракона. Сделать это не смогли, но идея понравилась. Для китайских машин, собранных в Беларуси, нужно что-то более длительное, чтобы люди привыкли.
 
- Технический руководитель проекта "Ё-мобиль" - Александр Синкевич, главный дизайнер - Андрей Трофимчук, главный конструктор - Андрей Гинзбург, стратегический маркетинг за Дмитрием Яротой. Вам не кажется странным, что движущая часть коллектива - граждане Беларуси, которым не часто удается создавать яркие дизайнерские вещи?

- Мне понравилась фраза нашего президента: "белорусы - те же русские, но со знаком качества". Так и есть. Поэтому российские заказчики относятся к нам иначе: если дизайнер приехал из Минска, значит, это хороший дизайнер.
 
Фото: Елена Анкудо
Цеслер: "Нам не нужны яркие вещи"
 
- Можете назвать хотя бы несколько ярких вещей, придуманных нашими согражданами?

- Нам не нужны яркие вещи. Когда я еще в советские годы поинтересовался зарплатой дизайнера на одном крупном заводе, мне назвали оклад в 130 рублей. И это - человеку, который может вдохнуть душу в продукцию всего завода! Если столько платят, значит, никто не думает о качестве исполнения. И если такой продукции нет, то она и не нужна, проще купить иностранное. Почему президент России не ездит на русской машине? Вот когда это случится и машина окажется хорошей, тогда и продукция станет яркой. 
-20%
-10%
-10%
-50%
-50%
-30%
-30%
-20%
-17%
-20%