В Минске создается муниципальная "эвакуационная" служба, скоро аналогичные структуры появятся по всей стране. Для нарушителей и служб, ответственных за принудительную эвакуацию, впрочем, ничего от этого не изменится. Пока.

Президент 17 января подписал указ "О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств". В соответствии с документом, заниматься принудительной эвакуацией и хранением машин теперь будут не частные конторы, по поводу ценового беспредела которых так долго возмущались нарушители правил остановки и стоянки, а "органы внутренних дел" - т.е. ГАИ - и "организации, 50 и более процентов акций (долей) которых находятся в государственной собственности". Определить их перечень и установить единые тарифы на работы местные власти должны до 18 марта.

Как удалось узнать AUTO.TUT.BY, создание соответствующей муниципальной "эвакуационной" структуры в Минске уже началось - при УП "Гаражи, автостоянки и парковки". На данный момент определяется круг организаций, которые могли бы оказывать подобные услуги в соответствии с законодательством.
 
Пока же в Минске есть две структуры, которые занимаются в том числе и принудительной эвакуацией и последующим хранением автотранспорта на штрафстоянках - местный добровольно-общественный благотворительный фонд "Правопорядок" (Фрунзенский район) и государственное учреждение "Правопорядок-2002" (Советский район). На двоих у них 5 эвакуаторов с частичной погрузкой и 4 с полной (два с лебедкой и два с манипулятором). Еще 6 эвакуаторов с частичной погрузкой есть у ГАИ. Итого: столичных нарушителей сегодня "обслуживают" 11 эвакуаторов с частичной погрузкой и 4 - с полной.

Хватит ли имеющейся техники, или муниципальная служба планирует закупать дополнительные эвакуаторы?

- Закупить технику - это самый простой выход для борьбы с "парковочным беспределом", но вряд ли самый эффективный, - считают в столичной ГАИ. Не исключено, что вместо дополнительных закупок госорганизации будут привлекать к выполнению работ и частных подрядчиков, но – по единым "государственным" тарифам.

Фото: Елена Анкудо
 
ГАИ Минска не планирует ужесточать подходы к принудительной эвакуации машин нарушителей, даже если у них появится техническая возможность.
 
- По-прежнему Госавтоинспекция будет ориентирована на борьбу с грубыми нарушениями правил остановки и стоянки в случаях, когда припаркованный транспорт создает реальную угрозу безопасности дорожного движения. Но при наличии возможностей мы будем массированно отрабатывать целые участки дорог, а не "точечно", по одной вытаскивать из ряда нарушителей ту машину, к которой проще подобраться. Будет так: приехали, например, к Комаровскому рынку один экипаж ГАИ и 20 эвакуаторов с разными техническими возможностями – и всех нарушителей за два часа отбуксировали на штрафстоянку. И завтра приехали, и послезавтра – пока водители не сделают выводы и не привыкнут, что здесь машины бросать нельзя.
Вместе с тем, огромное количество эвакуаторов – а их, по подсчетам соответствующих служб, на Минск нужно 30-40 единиц – может не понадобиться, если в белорусском законодательстве появятся очередные изменения.
 
"Письма счастья" за парковку: под "дворники" или по почте
 
По мнению представителей Госавтоинспекции, необходимо законодательно закрепить ответственность владельца, а не водителя, в том числе и за нарушения правил остановки и стоянки. Тогда неотвратимости наказания можно было бы добиться, например, с помощью административных протоколов "под дворники" или на основании фотофиксации нарушений.
 
- Заниматься выявлением фактов нарушений и составлением соответствующих документов должны не сотрудники ГАИ: "охота" за неправильно припаркованными автомобилями, если они не представляют прямой угрозы для безопасности дорожного движения, отвлекает их от выполнения прямых обязанностей. Вместе с тем, даже если запаркованная машина формально опасности не представляет, но стоит в нарушение ПДД – например, на зеленой зоне, - ее владелец должен быть наказан в соответствии с законодательством. Соответствующими полномочиями по составлению административных протоколов или фотофиксации нарушений могли бы быть наделены сотрудники ЖРЭО. Фотографировать неправильную парковку могут даже студенты – за определенную, установленную местными органами власти, "зарплату" - и отправлять фото в уполномоченную структуру, - считают в ГАИ.

Фото: Елена Анкудо