/

Пешеход, курящий на корточках в разгонной полосе трассы М2, вначале показался водителю МАЗа сугробом. Когда он понял, что по курсу движения - человек, было поздно: снегоуборочный отвал дорожной техники нанес ему травмы, не совместимые с жизнью. Возможно ли принять 35-летнего мужчину за сугроб, выясняли следователи.
 
Напомним, 18 января около 19.20 на 21-м километре трассы М2 (Минск - Национальный аэропорт "Минск") на развязке с дорогой Слободщина - Юхновка - Глебковичи произошел наезд на пешехода: мужчина погиб на месте. По предварительной версии мужчина присел в разгонной полосе покурить и его сбил МАЗ с отвалом для уборки снега.
 
29-летний водитель МАЗ рассказал следователям, что сначала принял пешехода за сугроб, затем попытался избежать наезда, но не смог - удар правой стороной отвала пришелся на пешехода.
 
"МАЗ" оборудованный отвалом для уборки снега с проезжей части наехал на сидящего в разгонной полосе мужчину - пешеход погиб на месте ДТП
МАЗ с отвалом для уборки снега с проезжей части наехал на сидящего в разгонной полосе мужчину - пешеход погиб на месте ДТП

Как выяснилось, в тот вечер 35-летний мужчина повздорил с родными и пьяным ушел из дома (по результатам экспертизы в крови погибшего обнаружено 2,6 промилле, в моче - 3,2 промилле). Спустя час он оказался на 21-м километре М2. 
 
Реконструкция событий
 
Вечером 22 января на трассе М2 на два часа было приостановлено движение: проводился следственный эксперимент. Его цель - определить, на каком расстоянии водитель МАЗа мог увидеть препятствие и мог ли принять его за сугроб, то есть "установить техническую причинно-следственную связь между действиями водителя и наступившим ДТП, не касаясь при этом правовой оценки действий водителя".
 
Присутствовали все заинтересованные: водитель МАЗа, его адвокат [^], представители дорожной организации, сотрудники ГАИ и следователи.

Следователи постарались реконструировать события того вечера: то же место, тот же МАЗ, те же погодные и дорожные условия. Даже куртка на манекене - погибшего.
 
Манекен усаживают на место гибели пешехода и одевают в куртку погибшего
Манекен усаживают на место гибели пешехода и надевают куртку погибшего
 
Константин
Янушко, следователь:
 
- Водитель МАЗа пояснял, что двигался по трассе со скоростью 60 км/ч. Предположим, что он мог заметить пешехода за 7 секунд до наезда: 60 км/ч разделим на 3600 (количество секунд в часе) и получим, что МАЗ двигался со скоростью 16,6 метра в секунду. Соответственно, МАЗ отъедет на расстояние 116,2 метра. И именно от этой отметки мы будем отталкиваться, определяя зону видимости.
 
До манекена - 116,2 метра. Это расстояние преодолевается за 7 секунд на скорости 60 км/ч
До манекена - 116,2 метра. Это расстояние преодолевается за 7 секунд на скорости 60 км/ч
 
Сотрудники ГАИ останавливают микроавтобус и эвакуатор: их водители будут выступать в качестве понятых и помощников. Трассу перекрывают.
 
Сотрудники ГАИ останавливают микроавтобус и эвакуатор - их водители станут и понятыми, и одновременно "подопытными кроликами" в ходе эксперимента
Сотрудники ГАИ останавливают микроавтобус и эвакуатор - их водители станут понятыми и помощниками в ходе эксперимента

расса перекрыта в течение почти двух часов. Время от времени эксперимент прерывают, давая возможность водителям проехать этот участок дороги - во избежание многокилометровой пробки
Трасса перекрыта в течение почти двух часов. Время от времени эксперимент прерывают, давая возможность водителям проехать этот участок дороги - во избежание многокилометровой пробки

 
- Уважаемые водители! На этом месте произошло ДТП. Я не буду пока раскрывать никаких подробностей. Просим вас сесть за руль МАЗа и двигаться по крайней правой полосе. Как только вы увидите что-то, препятствующее движению, остановитесь и скажите, - объясняет представитель СК.
 
- И сконцентрируйте свое внимание на уборке снега, - подчеркивает адвокат.
 
В МАЗ на место водителя садится один из понятых, рядом - следователь и адвокат. Движение, остановка, снова движение - следователи специальной рулеткой замеряют дистанцию не только до момента "увидел препятствие" но и до момента "опознал в препятствии человека". Замеры производятся не только до отвала, но и до самого МАЗа. Каждый из понятых проезжает дважды: на манекен то надевают, то снимают черную шапку (она найдена рядом с погибшим, и неизвестно, был ли он в ней во время наезда) - темное пятно выделяется на светлом фоне и препятствие легче заметить. 
 
Расстояние измеряется специальной рулеткой и до отвала, и до переднего свеса "МАЗ"
Расстояние измеряется специальной рулеткой и до отвала, и до МАЗа
 
Замеры фиксируются. Третьим путь проезжает следователь.
 
Данные, полученные в ходе эксперимента, не подлежат разглашению до конца следствия. Можно только отметить, что корреспондент, сидя в кабине, с расстояния 35 метров идентифицировать муляж как человека не смог - с этой высоты и при этом освещении сидящий манекен и в самом деле кажется грязным сугробом.
 
Расстояние - 35 метров, вид с места водителя "МАЗ"а. Манекен не воспринимается как пешеход.
Расстояние - 35 метров, вид с места водителя МАЗа. Манекен не воспринимается как пешеход, а до наезда - чуть больше 2 секунд
 
Выводы делать рано 
 
Казалось бы, эксперимент проведен - и уже можно утверждать, на каком расстоянии водитель мог заметить сидящего в разгонной полосе пешехода и мог ли он избежать наезда. Но не все так просто - полученные данные будут направлены экспертам, которые на основании данных эксперимента, скорости водителя, следа торможения и критического радиуса поворота смогут ответить на вопрос, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд торможением.
 
Какие бы выводы не сделали эксперты, ясно только одно - пешеходы на трассе рискуют стать причиной очередного следственного эксперимента
Какие бы выводы ни сделали эксперты, ясно одно - пешеходы на трассе рискуют стать поводом для проведения очередного следственного эксперимента
AUTO.TUT.BY благодарит Следственный комитет Республики Беларусь за предоставленную возможность следить за расследованием и наблюдать за проведением следственных мероприятий.
-20%
-20%
-15%
-50%
-10%
-40%
-25%
-10%
-10%
-15%