Елена Анкудо, фото Александра Корсакова,

Где и когда в столице окажутся представители транспортной инспекции, не знает никто. Водители оперативно оповещают коллег об их появлении по мобильной связи, после чего выявить нарушение становится непросто. Однако, как продемонстрировали AUTO.TUT.BY сотрудники транспортной инспекции по Минску и Минской области, установить несоблюдение перевозчиком закона можно - было бы желание
 
фото: Александр Корсаков
Олег Якшевич, замначальника транспортной инспекции по Минску и Минской области

"Рейды по проверке исполнения законодательства в транспортной деятельности перевозчиками пассажиров в маршрутках и такси проходят ежедневно, - начинает рассказ замначальника транспортной инспекции по Минску и Минской области Олег Якшевич. - В пятницу в город выехало четыре бригады, на выходных будет шесть. Каждая проверяет наличие у пассажиров билетов, соответствие количества перевозимых пассажиров норме, установленной производителем транспортного средства, наличие стоящих пассажиров. Водитель обязан располагать необходимыми документами о прохождении техосмотра и медосмотра, проверке техсостояния автомобиля перед выездом в рейс и пр.".
 
фото: Александр Корсаков
Каждый день в столице работают по несколько бригад транспортной инспекции 
 
Днем представители транспортной инспекции выезжают самостоятельно, ночью - в сопровождении ГАИ: в темное время суток перевозчики ведут себя агрессивно, нередко провоцируя скандал. Впрочем, иногда инциденты случаются и днем.
 
фото: Александр Корсаков
Конфликты с водителями такси случаются и днем и ночью
 
"В конце прошлого года в дневное время один из коллег остановил такси без желтых регистрационных знаков, - вспоминает Якшевич, - что является нарушением. В машине сидел пассажир, поэтому во избежание недовольства сотрудник попросил только путевой лист и водительское удостоверение. Документы водитель предоставить отказался, заявив, что везет не пассажира, а знакомого. Это нарушение - используя машину такси в личных целях, с нее необходимо снять наклейки, номер и маячок, сделав соответствующую пометку в путевом листе. Водителя пригласили в машину транспортной инспекции, где он неожиданно ударил нашего сотрудника в лицо. Милиция быстро урезонила дебошира, в настоящее время идут разбирательства".
 
фото: Александр Корсаков
Ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Владимир Мартиневский не боится агрессии водителей-нарушителей
 
"Агрессии не боимся, - бодрится ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Владимир Мартиневский. - Под рукой всегда диктофон, на который можно записать угрозы. Но удивляемся не столько агрессии водителей, сколько ограниченности пассажиров, становящихся на защиту людей, нарушающих их права".
 
фото: Александр Корсаков
При виде сотрудников транспортной инспекции иные водители-нарушители останавливаются и начинают быстро обилечивать пассажиров
 
Первая маршрутка, которую готовятся остановить контролеры, не доезжает до поста, сделав остановку. Причина становится ясна спустя несколько минут, когда пассажиры показывают билет - согласно пробитой на них информации, их выдали только что. На лице водителя плохо скрытая радость - штрафа удалось избежать.
 
фото: Александр Корсаков
Штраф на провоз пассажиров без билетов - самое частое нарушение у водителей столичных  маршрутных такси
 
"Штраф за провоз пассажиров без билетов от 4 до 10 БВ, - говорит Якшевич, - это одно из самых распространенных нарушений, в прошлом году составившее 42% от общего количества выявленных несоответствий закону. На втором месте провоз пассажиров сверх нормы (18,5%), далее - отсутствие у водителя необходимых документов (6%). Но это, разумеется, не весь перечень, посмотрим, что принесет сегодняшний день".
 
фото: Александр Корсаков
Приступив к работе таксиста, хозяин Mazda Сергей не успел приобрести желтые номера
 
Остановившись у Ледового дворца, что по улице Притыцкого, контролеры пишут акт на первого нарушителя. С месяц работающий таксистом 22-летний Сергей не оборудовал свою Mazda желтыми номерами и визитной карточкой.
 
"Я только начал работать, - оправдывается Сергей, - денег столько не заработал. Это ж 240 тысяч ГАИ отдать нужно…"
 
фото: Александр Корсаков
 
Выписывая первый штраф (по закону - до 4 БВ), Мартиневский говорит: "Было бы куда правильней, если бы за организацию получения наклеек, визитки и желтых номеров отвечал перевозчик. Брал, к примеру, автомобиль физлица в аренду и обеспечивал его оформление. А после увольнения таксиста - снятие. А то некоторые водители получают наклейки, номера и плафон, уходят из такси и работают нелегалами".
 
фото: Александр Корсаков
 
Одного из потенциальных нелегалов во время очередного перемещения по городу замечает водитель . "Нелегал нужен?" - спрашивает он и, не дожидаясь ответа, резко тормозит у черного Citroen с оранжевым плафоном на крыше. Полный мужчина, выскочивший из салона, снимает единственную деталь, свидетельствующую о принадлежности машины к такси, и бросает ее в салон.
 
фото: Александр Корсаков
Увидев представителей транспортной инспекции, водитель Citroen сорвал с крыши плафон такси и бросил его в салон
 
Вот только в ответ на просьбу пройти для оформления штрафа неожиданно начинает причитать, периодически осеняя себя крестным знамением: "Я пенсионер российский, полковник! Простите, пожалуйста! Честное слово, это первый раз и больше никогда не повторится, клянусь здоровьем - своим и детей! Машина моя, таксую в России, вот страховка, только вчера приехал! Я никогда не попадал и не поеду больше, на коленях умоляю, ветеран войны!"
 
фото: Александр Корсаков
"На коленях умоляю, я ветеран войны!"
 
Контролеры недовольно хмурятся. "Среди нелегалов много вот таких, с документами бывших сотрудников ГАИ, военных и афганцев, - поворачивается ко мне специалист первой категории управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Дмитрий Праженик. - Говорит, что из России. А вы обратили внимание, что его машина на белорусских номерах?"
 
фото: Александр Корсаков
Специалист первой категории управления контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Дмитрий Праженик (справа)
 
У прочих таксистов машина оборудована не по правилам. Представитель восточной национальности, остановленный на такси с белыми номерами, долгое время приговаривает: "Командир, русский не знать!", но потом соглашается с контролерами и пишет в протоколе "Ползовал машин такси в личных целях".
 
фото: Александр Корсаков
"Ползовал машин такси в личных целях"
 
На крыле автомобиля второго таксиста отсутствует желтая наклейка. "Они магнитные, - объясняет он сотрудникам транспортной инспекции, - все наклейки в наличии. Вот только из-за погодных условий - посмотрите, какая наледь на корпусе, - не держатся, а мыть машину каждый день невозможно".
 
фото: Александр Корсаков
Из-за погодных условий магнитные наклейки не держатся на корпусе машины - наледь
 
Поскольку рейд начался во второй половине дня, чаще всего представители транспортной инспекции останавливали маршрутки - проверить билеты у пассажиров. "Если в автобусе безбилетники, - объясняет Якшевич, - заставляем водителя пробить по кассе необходимое количество билетов, забираем их, делаем запись в путевом листе и составляем акт, прилагая к нему билеты. В течение 5 дней водитель обязан заплатить штраф, а квитанцию об оплате приносит нам; можно по факсу".
 
фото: Александр Корсаков
Водителя, в салоне которого оказались пассажиры без билетов, заставляют эти билеты пробить через кассу, после чего прилагают их к акту проверки
 
Нареканий у контролеров нет только к маршруту 1077, у пассажиров которого билеты есть всегда, и маршрутам междугородних рейсов. "Билеты на них продают в кассах вокзалов и на диспетчерских станциях, поэтому утечка денег минимальная", - объясняет Якшевич.
 
фото: Александр Корсаков
фото: Александр Корсаков
 
Прочие "маршруточники" используют кассовый аппарат не каждый раз. Взяв билет у пассажира, представитель транспортной инспекции первым делом смотрит на часы, сверяя с временем, пробитым на квитке. "Вот, полюбуйтесь, - протягивают мне бумажку, - время на билетах расходится с реальным. Водитель пробил оплату по кассе, а на руки билеты не выдал. Так и катается с ними полдня".
 
фото: Александр Корсаков
фото: Александр Корсаков

 

Как только контролеры переезжают на новое место, в первых остановленных маршрутках обязательно находится нарушение. Пассажиры последующих протягивают контролерам билеты. "Предупредили, - объясняют мне. - Всем уже известно, где работает транспортная инспекция".
 

 

фото: Александр Корсаков
В этой маршрутке, следующей  из рынка в Ждановичах, семеро пассажиров ехали стоя
 
Вечереет. Из открытой двери первой же остановленной маршрутки, следующей из рынка в Ждановичах, торчат спины пассажиров, всего таких - семеро.
 
фото: Александр Корсаков
Пассажиры часто защищают водителей, нарушающих их права 
 
В автобусе маршрута 1056 стоит только одна женщина, которая, выйдя на улицу, неожиданно повышает голос на представителя транспортной инспекции. "Да я только остановку проехала и сейчас выхожу, человек уже сел на мое место, какое же это нарушение?" Посчитав аргументы недостаточно убедительными, приходит подкрепление в виде еще одной женщины-пассажира в белой куртке. "А если мы коллективную жалобу сейчас напишем, у нас нет стоячих пассажиров?" - почти кричит она на нас.
 
фото: Александр Корсаков
 
По данным транспортной инспекции, нарушений в виде перевозки стоящих пассажиров стало в два раза больше. Причина - в снижении количества маршрутных такси. Не разрешив перевозчикам своевременно увеличить тариф, город потерял игроков на рынке, отправившихся на заработки в Россию. Добавьте 23 организации столицы, лишенные лицензии, троекратное снижение количества маршрутных автобусов в столице - с 1,2 тысяч до 400 - уже не кажется удивительным.
 
фото: Александр Корсаков
Согласно этому Х-отчету, за 9 часов работы в маршрутном такси проехал всего 31 пассажир 
 
В автобусе маршрута 1073 есть и билеты, и свободные места. Однако Якшевич просит у водителя Х-отчет - короткий чек со сведениями о времени выхода на маршрут и количестве пробитых билетов. "Взгляните, - обращается он ко мне, - работа началась в 8 утра, сейчас 17:00. За это время пробит 31 билет. Как думаете, такое возможно?"
 
Нарушение налицо, а привлечь за него нельзя - у каждого из пассажиров есть билет.
 
фото: Александр Корсаков
 

Транспортная инспекция работает до 22:00, мы с фотографом едем в редакцию, останавливая маршрутное такси. Тронувшись, водитель берет в руки телефон: "На Жданах проверка, трое и автобус. Только приехали. Предупреди своих…" 
 

-20%
-26%
-30%
-10%
-15%
-10%
-25%
-15%
-35%
-11%