• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС

Эксклюзив


Анна Рудь,

Специалисты не раз заявляли о том, что система подготовки водителей в нашей стране должна быть пересмотрена. Сегодня программы обучения или система медицинского отбора несовершенны хотя бы потому, что не учитывают индивидуальных особенностей потенциального водителя. А их остро необходимо изучить, учесть - и дифференцировать программу автошколы: кому-то - больше часов на парковку, кому-то - на городское вождение, для кого-то, возможно, стоило бы ввести часы на обучение на загородных трассах, а кому-то просто необходимо дольше "разжевывать" ПДД. А может, женщинам вообще стоило бы обучаться по другой, нежели мужчинам, программе?..

Программа диагностики психофизиологических качеств водителя давно разработана специалистами Республиканского центра проблем человека при БГУ. Правда, пока пройти тестирование на "водительские способности" будущий курсант автошколы не может, но представители заинтересованных ведомств уверяют: подобные тесты скоро будут предложены всем потенциальным и реальным водителям. 

- В результате диагностики водитель видит свои "слабые" качества и получает конкретные рекомендации - на что ему обратить особое внимание при обучении или же как скорректировать вождение: например, воздержаться от управления автомобилем в ночное время суток или во время интенсивного движения на дорогах, ездить на машине с коробкой "автомат", - рассказала AUTO.TUT.BY заведующая лабораторией психофизиологии и профессиографии Центра Светлана Сагайдак.

А мы пригласили пользователей TUT.BY попробовать первыми - и получили более 300 писем от желающих узнать, могут ли они быть хорошими водителями!

Вместе со специалистами приняли решение в первую очередь диагностировать женские способности, чтобы подтвердить или опровергнуть всем нам знакомое "баба, простите, женщина за рулем хуже обезьяны с гранатой".

Для полноты картины выбрали 8 абсолютно разных участниц эксперимента: кто-то уже давно и уверенно водит автомобиль и никогда не становился виновницей ДТП, кто-то получил права некоторое время назад, но за руль сесть боится, кто-то же только набирается смелости пойти в автошколу или с ужасом ее заканчивает. Девушки в письмах характеризовали себя по-разному.

"Мне 21 год. В данный момент я обучаюсь в одной из столичных автошкол, теорию знаю хорошо, а вот с вождением проблемы. Панически боюсь всех этих улиц и перекрестков, и как мне кажется, совсем не умею управлять автомобилем и не чувствую машину. Конечно, у нас было только пару занятий, возможно, в дальнейшем я буду другого мнения. Но на данный момент у меня остро стоит вопрос о том, чтобы забрать документы из автошколы (из-за не совсем опытного инструктора, который толком ничего не объясняет). И я думаю, что тестирование помогло бы мне определиться, смогу ли я стать водителем, стоит ли дальше продолжать обучение в автошколе".
 
"41 год, по профессии - редактор. Права получила почти 2 года назад (в декабре 2010), однако до сих пор вожу автомобиль только по необходимости и за рулем очень нервничаю. Я и на права-то сдала так поздно потому, что не была уверена: а надо ли? В смысле, смогу ли управлять автомобилем так, чтобы никому не причинить вреда? Иногда мне кажется, что для вождения я слишком рассеянный человек да и реакция у меня не особенно быстрая. С другой стороны, понимаю, что машина - это комфорт, независимость, мобильность. А как бы хотелось попутешествовать на автомобиле!.. Для начала по Беларуси, потом и на Европу можно замахнуться".
 
"Мне 30. Стаж вождения — 8 лет. Езжу много и каждый день. За рулем спокойна и уверена в себе, ДТП по моей вине не было. В тестировании хочу принять участие ради интереса: даже если результаты покажут, что водитель из меня никакой, вряд ли откажусь от машины. Но если мне рекомендуют, например, пересесть на автомобиль с коробкой "автомат", возможно, задумаюсь о такой необходимости, хотя и с "механикой" нет никаких проблем".
 
AUTO.TUT.BY выяснил, какие качества водителя могут оценить во время диагностики специалисты, посмотрел, какие результаты - от низкого до высокого уровней - показали наши девушки, а также узнал, что - в отличие от мужчин! - они в том числе и на дороге могут стать заложницами гормональных всплесков.

"Я так и знала!" - со смехом констатировала почти каждая из наших участниц, получив результаты диагностики.





Объем произвольного внимания

Способность водителя оценивать показания всех основных приборов на панели (скорость на спидометре, сигнал "поворотника" и т.д.)
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
1
3
-
4
 

Переключаемость произвольного внимания

Способность водителя смотреть вперед, назад, по сторонам и в зеркала автомобиля беглым взглядом, оценивая дорожную обстановку.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
-
4
2
2
 
- Если этот показатель у водителя на низком уровне, то нужно убрать все отвлекающие факторы в салоне — в первую очередь, музыку, попросить пассажиров не отвлекать разговорами, по возможности не ездить одной с маленькими детьми, - поясняет психолог.
 
Распределение и устойчивость произвольного внимания при слежении за несколькими объектами

Способность водителя переводить взгляд с дороги на приборы, по сторонам, вперед, назад и обратно на дорогу, одновременно контролируя дорожную обстановку, траекторию движения и состояние машины.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
1
1
4
2
 

Работоспособность, выносливость

Способность водителя длительное время находиться за рулем без значимой потери бдительности на дороге.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
1
2
5
-
-
 
- У женщин перед критическими днями и во время них работоспособность может ухудшаться, поэтому в эти периоды не рекомендуется проводить за рулем весь день. Если нет иного выхода, стоит периодически массировать мочки ушей для повышения физиологического тонуса, - советует Светлана Сагайдак.
 
Устойчивость к монотонной деятельности

Способность водителя очень долго ехать по дороге с малоинтенсивным движением и монотонным пейзажем, не проваливаясь при этом в засыпание, сохраняя бодрость и сосредоточенность.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
1
4
2
1
 

Устойчивость к помехам

Способность водителя реагировать адекватно на возникновение нештатной ситуации на дороге: не "метаться" по полосам, не тормозить резко без учета дистанции едущих за ним машин, не бросать руль.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
1
2
3
1
1
 
- Кого-то возникновение помехи на дороге мобилизует, некоторых же пугает до истерики, - рассказывает специалист.
 
Эмоциональная уравновешенность
 
Способность водителя сохранять хладнокровие и уверенность при возникновении нештатной ситуации и после нее: не кричать, не плакать, не выбегать из машины, чтобы разобраться с виновником стресса.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
2
-
4
1
1
 

 
- Месячные колебания гормонального фона у женщин могут вызвать беспричинную плаксивость, раздражительность. Эти проявления, кстати, легко снимаются с помощью кусочка черного шоколада, - советует Светлана Сагайдак.
 
Скорость автоматизированных действий

Способность водителя в штатной дорожной ситуации четко, как робот, выполнять движения, заученные в автошколе, а также приобретенные с опытом вождения.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
2
1
2
3
-
 
Скорость реакции при быстром изменении ситуации

Способность водителя быстро и адекватно реагировать на неожиданное изменение ситуации: объехать внезапно возникшее на дороге препятствие без риска для других участников движения, грамотно перестроиться при необходимости уступить дорогу спецтранспорту.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
-
5
2
1
 

 
Динамический глазомер

Способность водителя держать безопасную дистанцию, перестраиваться без помех для соседних машин, парковаться, не царапая свой или чужой автомобили.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
1
4
2
1
 
- Месячные колебания гормонального фона могут быть причиной ухудшения динамического глазомера, соответственно, усложнят парковку. Если вы чувствуете себя в такие дни неуверенно — паркуйтесь только там, где места с избытком, - советует психолог.
 
Мышечная память на движения

Способность водителя четко помнить, какой угол поворота руля соответствует требуемому повороту машины; полностью выжимать сцепление при переключении скоростей; рассчитывать торможение и ускорение.
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
-
2
3
3
-
 
Координация


 
Глаза — руки: слаженная работа зрения и рук (руль, коробка передач)
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
1
4
3
-
-
 
Глаза — ноги: слаженная работа зрения и ног (сцепление, тормоз)
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
4
3
1
-
-

 
 
Глаза — руки — ноги: слаженная работа зрения, рук и ног
 
Низкий
Ниже среднего
Средний
Выше среднего
Высокий
1
3
3
-
1
 
- Если в начале самостоятельного вождения вы все еще поглядываете на рукоятку коробки переключения передач, лучше купить машину с коробкой "автомат", - дает совет специалист. Судя по полученным результатам, как минимум половине наших девушек стоило бы к нему прислушаться.

Мужчины, повторим эксперимент? Очень хочется сравнить ваши результаты с теми, что получили женщины. А вдруг у вас, например, с эмоциональной уравновешенностью хуже?.. 

Благодарим за помощь в организации эксперимента сотрудников лаборатории психофизиологии и профессиографии Республиканского центра проблем человека при БГУ и лично Светлану Сагайдак.

 
-10%
-35%
-85%
-20%
-50%
-10%
-50%
-30%
-20%
0061640