Елена Анкудо, фото автора,

Возмущение автомобилистов и представителей автобизнеса парафинизацией в относительно небольшой мороз дизельного топлива, из-за чего машины отказывались ехать, не прошло мимо представителей концерна "Белнефтехим".

Начальник главного управления производства и сбыта нефтепродуктов "Белнефтехима" Владимир Сизов
 
По просьбе AUTO.TUT.BY начальник главного управления производства и сбыта нефтепродуктов "Белнефтехима" Владимир Сизов прокомментировал претензии, высказанные председателем автомобильной ассоциации Сергеем Михневичем относительно качества белорусского дизельного топлива, сообщил, как поступать, когда машина "замерзла", и привел доводы в защиту солярки.
 
- Как прокомментируете заявление председателя автомобильной ассоциации "БАА" Сергея Михневича о том, что на заправках продается некачественное дизельное топливо?
 
- Мы полностью уверены в качестве топлива, реализуемого через АЗС концерна, что гарантировано контролем за движением топлива от завода-изготовителя до топливораздаточного пистолета. Реализуемое зимой дизельное топливо имеет предельную температуру фильтруемости до минус 20 градусов мороза. В прошлом году по требованию клиентов наших АЗС были проведены проверки качества топлива, в том числе в их присутствии, а также с привлечением независимой лаборатории, в результате все претензии к качеству топлива были сняты. Отмечу, что если бы проблема действительно была только в топливе, в мороз "замерзли" бы не 5-6 процентов автомобилей, а остановилась бы половина транспорта в стране. Поэтому автолюбителям стоит обратить внимание на подготовку транспорта к зиме.
 
С удивлением прочитал в интервью, будто бы на заправках не знают, какой конкретно сорт продают. Я неоднократно лично просил сотрудников АЗС предъявить паспорт качества продукта - и мне ни разу не отказали, хотя служебное удостоверение я не демонстрировал, обращался как рядовой потребитель. Вопрос, почему "замерзают" отдельные машины, актуален, концерн ищет на него ответ, чтобы потребители чувствовали себя спокойно. Но при этом следует иметь в виду, что техническое состояние автомобиля не в меньшей мере влияет на надежную эксплуатацию. Так, например, отказ может быть по причине установки некачественно фильтра, приобретенного "по дешевке" на рынке, наличие воды либо посторонних добавок в баке, что приводит к резкому ухудшению низкотемпературных характеристик топливной смеси.
 
- Ответ пытаются найти и автомобилисты, машины которых "замерзли" в относительно небольшой мороз, однако им сообщают: проблема не в заправке, а в автомобиле…

- Мы не можем каким-либо образом проверить правильность эксплуатации конкретного автомобиля, это не входит в нашу компетенцию. С уверенностью могу заявить, что низкотемпературные свойства топлива, которое попадает в бак автомобиля, на наших АЗС полностью соответствует параметрам, предусмотренным техническими условиями на его производство.
В системе нефтепродуктообеспечения действует система контроля за качеством поставляемого на АЗС топлива, на каждой стадии движения нефтепродукта от НПЗ до резервуаров АЗС проводятся контрольные измерения на соответствие стандартам, при этом сохраняются арбитражные пробы, которые в последующем, при возникновении претензий к качеству со стороны потребителей, могут быть подвергнуты повторной проверке.
Хочу заверить, что это в наших интересах - быть абсолютно уверенными в качестве топлива на АЗС.
 
Топливные фильтры: справа - новый со склада, слева - почти новый (6 тыс. км пробега), но потерявший способность фильтровать из-за парафинов. Фото сделано в декабре 2012 года после наступления морозов
 
- Какие структуры осуществляют контроль качества топлива?

- Региональные подразделения Государственного производственного объединения "Белоруснефть", отвечающие за работу конкретных АЗС. В Минске и Минской области это РУП "Белоруснефть-Оргнефтехим", РУП "Белоруснефть-Минскавтозаправка" и РУП "Белоруснефть-Минскоблнефтеродукт". В областных центрах - РУП "Белоруснефть-Брестоблнефтепродукт", РУП "Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт", РУП "Белоруснефть-Гомельоблнефтепродукт", РУП "Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт", РУП "Белоруснефть-Могилевоблнефтепродукт", а также 2 акционерных общества - ОАО"Лиданефтепродукт" и ОАО "Пуховичинефтепродукт".
 
- Что делать автовладельцу, у которого после заправки "замерзла" машина?
 
- Если у потребителя есть 100-процентная уверенность в том, что его автомобиль полностью подготовлен к зиме, а в баке отсутствуют посторонние примеси, то с чеком, подтверждающим факт покупки топлива, он может обратиться на ту АЗС, где была произведена заправка. При этом в присутствии клиента будет взята проба именно из той колонки, на которой он заправлялся.
 
- Комментируя материал о качестве топлива белорусских АЗС, пользователь сайта idua6 сообщил о небрежной работе сотрудницы заправки, берущей пробы из топливо-раздаточной колонки - женщина просто переклеила бирки на емкости, в которой хранилась старая арбитражная проба…

- Я не знаком с этим конкретным случаем. Любой потребитель при сегодняшнем уровне развития технологий может легко провести фото- или видеофиксацию всего процесса. При этом подчеркиваю, что при наличии претензии проба из топливо-раздаточной колонки берется именно в присутствии потребителя и пломбируется с его участием.
 
- Платит ли автовладелец за исследование проб официальной и независимой лабораториями?

- При проведении испытаний в случае претензии к качеству топлива на конкретной АЗС системы концерна "Белнефтехим" с предоставлением документов, подтверждающих факт заправки, такие испытания проводятся за счет предприятия по нефтепродуктообеспечению. В случае требования проведения независимой экспертизы расходы берет на себя потребитель.
 
При проведении испытаний качества топлива пробы, которая была отобрана на СТО либо самим потребителем, как правило, может быть заключен договор с предприятием по нефтепродуктообеспечению на возмездной основе.
 

 
- Можете ли вы гарантировать, что на белорусских АЗС не предлагается к продаже топливо плохого качества?

- С уверенностью говорить о качественном топливе я могу только в случае, когда оцениваю работу государственных АЗС. Но думаю, что сегодня в условиях ужесточающейся конкуренции коммерческие структуры должны работать честно, иначе потеряют потребителей. Кроме того, необходимо отметить, что торговля нефтепродуктами является лицензируемым видом деятельности, и в случае реализации топлива, не соответствующего стандартам, организация может лишиться лицензии.
 
- Как прокомментируете множественные заявления пользователей сайта, будто бы в прошлые зимы проблем с топливом не было, появились они несколько лет назад?

- Проблема обострилась в зимний период 2010-2011 годов. Первая причина - усилились и стали более затяжными морозы, вторая - уровень жизни белорусских людей вырос, и, как следствие, значительно увеличился автомобильный парк, поэтому и в абсолютном выражении выросло количество жалоб.
 
-­ Проблема решается просто - если зимы стали холодней, то и топливо должно соответствовать нынешнему температурному режиму…

- Мы и сработали в этом направлении. Столкнувшись с резким увеличением количества нареканий на качество топлива в 2010 году, в прошлом году на рынок было выведено топливо "Арктика" повышенной морозоустойчивости.
 
- Почему сегодня "Арктика" продается не на каждой заправке?
 
- На всех АЗС продавать такое топливо физически невозможно - на некоторых заправках просто не хватит пистолетов для размещения трех видов бензинов и двух видов дизельного топлива, кроме этого, необходимо учитывать технические возможности АЗС в части наличия отдельных резервуаров под хранение разного топлива. Везде, где такая возможность есть, топливо "Арктика" продается. Список АЗС, реализующих арктическое топливо, можно найти на сайте концерна "Белнефтехим" и "Белоруснефти". На сегодняшний день таких заправок по всей стране более 150, или около 30 процентов от общего количества.
 
- И число их растет?

- На сегодняшний день мы практически достигли максимально возможного количества АЗС, где можно продавать это топливо, но с учетом строительства новых заправок их количество будет расти.
 
- Как ответите на заявления пользователей, будто бы "Арктика" - это разбавленное керосином обычное дизельное топливо?
 
- Технологией производства дизельного топлива (в том числе и летнего) на любом НПЗ предполагается вовлечение керосиновой фракции. При этом количество вовлекаемой керосиновой фракции ограничивается необходимостью соблюдения таких эксплуатационных параметров, как цетановое число, смазывающая способность и температура вспышки, поэтому технология его изготовления разработана таким образом, чтобы на выходе продукт полностью соответствовал стандарту.
 
- Согласно информации, размещенной на сайте ГПО "Беларусьнефть", в нашей стране производится 6 видов топлива по фильтруемости - А, В, С, D, E и F. Почему же на белорусских АЗС реализуют лишь три вида - летнее, зимнее и "Арктику"?
- У нас производится только топливо вида С (фильтруемость до 5 градусов мороза) и F (20 градусов мороза). Иные заводами не производятся, хотя потенциально такая возможность есть. Информация на сайте - декларация возможностей производителя, который может изготовить данный товар по запросу потребителя. Она предназначена для потенциальных оптовых покупателей, а не автомобилистов.
 

 
- Столкнувшись с проблемой парафинизации топливных фильтров, ряд автомобилистов советует добавлять в бак автомобиля присадки. А может, вот оно - решение всех проблем?
 
- Не думаю. И не могу дать таких рекомендаций. С целью улучшения низкотемпературных характеристик дизельного топлива, таких как предельная температура фильтруемости и температура помутнения, в топливо при его производстве добавляют сбалансированный пакет присадок, в том числе депрессорно-диспергирующую присадку. Сказать, как она будет взаимодействовать с присадкой, добавленной потребителем самостоятельно, я не могу.
 
- Стоимость летнего и зимнего топлива одинакова, несмотря на разную рецептуру. Уж не в этом ли кроется ответ на вопрос, почему в Беларуси "замерзают" автомобили?

- Хитрости со стороны заводов тут нет, как нет и попытки сэкономить на производстве. Требование стандарта - закон, а цена поддерживается на одинаковом уровне с целью недопущения разбалансированности рынка в период перехода с летнего на зимнее топливо. 
-25%
-10%
-10%
-20%
-15%
-10%
-20%
-20%
-50%
-20%