Эксклюзив


Елена Анкудо,

Напоминания о возможных проблемах с топливом в мороз и уверения ряда АЗС в качестве реализуемого у них зимнего дизельного топлива, не спасли ситуацию: автомобили в Беларуси стали "замерзать". На сервисных станциях, куда потянулись "отморозки", причину обнаружили быстро - парафинизировавшееся топливо, которое забило топливный фильтр.
 
Председатель автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич, к которому AUTO.TUT.BY обратился с вопросом, в чем причина появления "отморозков", ответил резко - в качестве топлива, которое предлагают к продаже АЗС.
 
Председатель автомобильной ассоциации "БАА" Сергей Михневич
 
- Итак, с первыми морозами на сервисные станции белорусских дилеров потянулись "отморозки"…

- Увы, чуда, на которое мы надеялись, не произошло. Ожидания автомобилистов не оправдались - зимнее дизельное топливо не соответствует температурным режимам в нашей стране. Это ненормально, когда зимнее топливо парафинизируется при температуре 15 градусов мороза и выше! В Беларуси нет арктического мороза, почему же тогда машины глохнут на дорогах и не заводятся по утрам из-за парафина на фильтре? Автодилеры полагают, что дизельное топливо, реализуемое под маркой зимнего, не соответствует уровню декларируемого качества.
 
- Какие автомобили "замерзают"?
 
- Самые разные - с экологическим классом от Евро 3 до Евро 5, разных брендов и возраста, при движении и после ночевки на парковке. У всех автомобилей с дизельным двигателем фильтры и топливная система забиты парафином, образовавшимся из-за мороза, все они нуждаются в прочистке этой системы, отогревании в теплом помещении и заправке новым, более устойчивым к морозу топливом. Да, старый автомобиль может "замерзнуть" из-за неисправностей, но это ненормально, когда проблема появляется у машины 2012 года выпуска, соответствующей классу Евро 5!
 
Топливные фильтры: справа - новый со склада, слева - почти новый (6 тыс км пробега), но потерявший способность фильтровать из-за парафинов
 
- У машин с бензиновым мотором проблем нет?
 
- Нареканий к бензину у нас значительно меньше, хотя есть проблемы и с такими машинами. Правда, в этом случае речь можно вести, скорее, о техническом состоянии, а не качестве топлива. С дизелем все намного сложней - температура воздуха пока не опускалась ниже 15-17 градусов мороза, поэтому зимнее топливо, которым торгуют белорусские АЗС, должно отвечать этому температурному режиму. Печально, что далеко не все АЗС сообщают покупателям о предельной температуре фильтруемости реализуемого топлива.

Отрадно, что появилось зимнее топливо "Арктика", но оно так же ограничено температурным режимом 20-25 градусов мороза - сужу об этом по обращениям клиентов автосалонов в прошлые годы, уверявших, что заправлялись именно "Арктикой". Посмотрим, что будет через несколько дней, когда, согласно прогнозам синоптиков, нас ожидают большие морозы.
 
- А вот специалисты концерна "Белнефтехим" уверяют, что дизельное топливо, производимое белорусскими НПЗ, соответствует всем параметрам качества. Может, надо искать проблему где-то еще?
 
- Взгляните на таблицу "топливо дизельное автомобильное", опубликованную на сайте "Белнефтехима". Как следует из приведенных в ней сведений, существует шесть видов топлива с предельной температурой фильтруемости - А, В, С, D (до минус 10 градусов), Е (до минус 15), F (до минус 20). Какой из этих видов продается на конкретной заправке? Этого не знает никто!
 
Топливные фильтры: справа - новый, посередине - почти новый (6 тыс км пробега), но потерявший способность фильтровать из-за парафинов, слева - загрязненный вследствие большого пробега и с парафином - потерял способность фильтровать из-за парафинов
 
- Намекаете, что белорусские АЗС предлагают к продаже менее устойчивое к большому морозу топливо?
 
- Да. Иначе почему температурный режим, которому должно отвечать зимнее топливо - до 20 градусов мороза, не соответствует температуре воздуха - 15-17 градусов мороза?
 
- А вот специалист одного из автодилеров, комментировавший проблему зимнего топлива AUTO.TUT.BY, не стал исключать вины автовладельцев - мол, не известно, какое топливо - летнее или зимнее было в баке замерзшей машины…
 
- Это смешно! Эксплуатируя машину каждый день, водитель неоднократно заправляется в течение всего ноября и декабря, зимнее же топливо поступило в продажу и вовсе в конце октября. Это говорит только о том, что бак автомобиля заполнялся неоднократно, но топливо, которое в него заливали, не соответствует нынешнему температурному режиму.
 
- Сколько хозяев "замерзших" машин обратилось на авторизованные СТО?
 
- С момента начала мороза на сервисные станции каждый день обращаются десятки автовладелцев вне зависимости от бренда и марки.
 
Топливные фильтры: справа - новый, посередине - загрязненный вследствие большого пробега, но еще не потерявший способность фильтровать; слева - почти новый (всего 6 тыс км пробега), но потерявший способность фильтровать из-за парафинов
 
- Предъявляют ли клиенты претензии импортерам, продавшим автомобиль, который отказался ехать в относительно небольшой мороз?

- Нет. Когда механик показывает парафин, облепивший топливный фильтр, все претензии к качеству автомобиля отпадают.
 
- Озвучивают ли импортеры проблему в концерне "Белнефтехим"? 
 
- Каждую зиму. В прошлом году с этой проблемой столкнулся и я, когда замерз мой новый служебный Touareg, который, кстати, заправлялся на АЗС "Белнефтехима". Я отправил письмо, приложил к нему фотографию, но получил отписку: нашей вины здесь нет.
 
- В социальных сетях владельцы "замерзших" машин призывают не заправляться на конкретных АЗС. Составляют ли дилеры "черный список" заправок, как это было в прошлые годы?

- Пока нет. Мы не можем говорить, на какие заправки не стоит ездить, поскольку не понимаем, каким образом топливо транспортируется и хранится - проблемы могут возникнуть на любой станции.
 
- Как прокомментируете слух, появившийся среди автомобилистов, что, мол, где-то под Минском есть АЗС, с топливом которой никогда не возникало проблем и заправляться надо именно там?

- Такого не слышал. Но как только узнаю, где это - сам туда поеду. Я не знаю, что делать, когда мороз усилится до 20 градусов ниже нуля - температуры, при которой в прошлые годы замерзала даже "Арктика". Неужели как в старые времена в дизельное топливо снова придется лить керосин?
 
Марина Костюченко: "Еще ни разу нападки на качество топлива не подтверждались"
 
Водители, огорченные поломкой автомобиля, нередко позволяют себе излишне жесткие высказывания в адрес возможного виновника их бед. Желая избежать субъективизма, мы связались с пресс-секретарем концерна "Белнефтехим" Мариной Костюченко, спросив, почему в мороз у автомобилей с дизельным двигателем возникают проблемы. Приводим слова специалиста.
 
- Еще ни разу не случалось, чтобы нападки на качество топлива подтвердились. Арбитражные пробы хранятся на каждой АЗС системы концерна "Белнефтехим", все проверяемо и контролируемо. Контролировать работу АЗС, не находящихся в нашем ведомстве, мы не можем. Нельзя отрицать и человеческий фактор.
 
Каждая партия топлива, поступающая на АЗС, имеет свой паспорт качества, лаборатория проверяет качество при выходе с НПЗ и поступлении на нефтебазу. Каждая АЗС располагает копией этого паспорта, при желании с ней можно ознакомиться. Предельная температура фильтруемости топлива "Арктика" - 32 градуса мороза, нам нужны доказательства, что оно якобы "замерзает" при более высокой температуре.
 
Массовые случаи "замерзания" автомобилей мы таким доказательством не считаем - надо проверять каждую машину, ведь бывают самые разные причины. Гарантирует ли владелец автомобиля, что топливо в баке было зимним, выездил ли летнее, где заправлялся, в каком состоянии машина, подготовлена ли она к зимним условиям эксплуатации? На все эти вопросы нужно найти ответ, прежде чем делать громкие заявления о якобы некачественном топливе.
 
На сайте концерна "Белнефтехим" есть информация о контроле качества топлива, каждый желающий может с ней ознакомиться. Что же касается видов дизельного топлива, то их немного - летнее (работает до 5 градусов мороза), зимнее (до минус 20) и Арктика.

Фотографии предоставлены сотрудником авторизованной сервисной станции одного из белорусских импортеров, сделаны в декабре 2012 года. На снимках изображены топливные фильтры дизельных автомобилей "замерзших" в первые морозы.
-49%
-20%
-20%
-20%
-20%
-40%
-50%
-10%