Анна Рудь, фото автора,

Расчетная интенсивность трафика минской кольцевой – 25 тысяч автомобилей в сутки. Сегодня на наиболее загруженных участках МКАД суточный трафик доходит до 180 тысяч машин. AUTO.TUT.BY обсудил с ГАИ, как справляется кольцевая, хорошо ли ее чистят зимой и какие опасности подстерегают водителей на протяжении 56 км дороги вокруг Минска.

Снежные валы на обочине МКАД - это плюс
 
- МКАД – одна из идеально очищенных от снега дорог Минска, - доволен работой коммунальных служб временно исполняющий обязанности заместителя начальника ГАИ столицы Андрей Зырянов.



Единственный, по его словам, минус – почему-то спецтехника, расчищающая кольцевую, не использует щетки, как во время уборки на городских улицах.
 
- В арсенале дорожников здесь - только плуги. Они не вычищают дорогу до асфальта, а лишь срезают верхний слой укатанного колесами снега. Когда мороз несильный, МКАД посыпают солью или песчано-соляной смесью – и нет никаких проблем. Но если очень холодно и идет снег – как в прошлом году, когда несколько дней держались 25 градусов мороза с метелями, - смесь не работает: сильный ветер просто сдувает ее с дороги, и на поверхности МКАД после работы плугов образуется скользкий накат.


МКАД убирают по иному, нежели, например, городские проспекты, принципу: снег сгребают на обочину, а не в центр дороги. Поэтому сейчас кольцевую с обеих сторон огораживают метровые снежные валы.
 
- Для ГАИ это плюс. Сугробы не дают машинам, которые "понесло", вылететь с дороги, задерживают их в рамках проезжей части, "ограждают" столбы. 


 
Водители уже обратили внимание, что в нынешнем году вокруг МКАД не устанавливают снегозадерживающие щиты. Экономят, что ли, дорожники?
 
- Обслуживающая дорогу организация выбрала другой метод защиты МКАД от снежных наметов: вместо установки щитов выкопали снегозадерживающие траншеи, - поясняет Зырянов. – Дорожники уверяют, что так дешевле и эффективнее.

Некоторые участки МКАД, несмотря на усилия дорожников и ГАИ, зимой все же становятся опасными – из-за конструктивных особенностей дороги.
 
- Например, около ТЭЦ-4, в районе Малиновки, на проезжую часть зимой оседает конденсат из труб и сразу замерзает. Дорога становится скользкой, но визуально это не читается, водитель едет с привычной скоростью и не подозревает об опасности. Традиционно промерзают мосты, участки же, расположенные в низине, заметаются снегом.




Крутые виражи и отсутствие полос разгона на МКАД

- У столичного "кольца" есть два участка с ненормативным радиусом – на 42-м (район Зацени) и 52-м (Уручье, бизнес центр "XXI век") километрах МКАД. Проезжать эти закругления на разрешенной скорости 90 км/ч сложно даже в идеальных погодных или дорожных условиях – поток самопроизвольно замедляется. Установлены световозвращающие "щитки" на опоры освещения и на разделяющем потоки ограждении – это привлекает дополнительное внимание водителей.



Напомним, именно на одном из этих участков – около Зацени – 16 декабря со скользкого дорожного полотна вылетели несколько машин. Впоследствии не справившаяся с управлением водитель Ford насмерть сбила одного и травмировала еще двух мужчин, помогавших доставать из кювета чужие машины.
 
Проблемными участками, по мнению представителя ГАИ, сегодня являются и развязки на МКАД: поток въезжающих автомобилей тормозит отсутствие полноценных разгонных полос.
 
- Разница скоростей въезжающих на МКАД и потока на дороге очень большая: "кольцевая" движется 90 км/ч, автомобиль стоит на съезде - 0 км/ч. Так дорога была построена, и на некоторых развязках эта проблема еще не решена. На каждой развязке с кольцевой должны появиться переходно-скоростные полосы, позволяющие вливаться в движение на скорости потока.

Мобильные камеры уравновесили поток: теперь все едут плюс-минус 90 км/ч

- Установка мобильных камер фотофиксации выровняла скорость на кольцевой - теперь все едут плюс-минус 90 км/ч. Самым страшным на МКАД было даже не серьезное превышение скоростного режима, а неравномерность потока. То есть, проще говоря, даже если бы все нарушали и ехали 120, это было бы относительно безопасно – при определенных условиях. Мы же наблюдали другую картину: первый ряд ехал 80 км/ч, третий разгонялся до 140. Конфликты при маневрировании были неизбежны, последствия при такой разнице скоростей – трагичны. Именно поэтому любое неожиданное для водителя препятствие на МКАД: авария впереди, ремонтные работы, камень, животное – это потенциальная трагедия. 


 
Сегодня водитель, попав в мелкое ДТП на МКАД, рискует жизнью даже когда выполняет элементарные требования ПДД: выставляет знак аварийной остановки и не покидает место аварии. Другие водители, едущие по МКАД со скоростью 90-100 км/ч, не успевают среагировать на внезапно возникшее на дороге препятствие: стоящий автомобиль или вышедшего из него человека. Именно поэтому дороге жизненно необходима система идентификации инцидентов.
 
- А пока она не заработает, мне кажется, возможно было бы изменить подход к оформлению ДТП с материальным ущербом, произошедших именно на МКАД, - предлагает Андрей Зырянов. – Например, участники аварии вызывают ГАИ, фиксируют последствия столкновения на камеру мобильного телефона, убирают машины на обочину и - отходят от машин сами, как можно дальше от дороги, хоть в поле. Некомфортно? Но сегодня это может спасти жизни в ожидании экипажа.




 
Если же на кольцевой все спокойно, это прекрасная дорога: с пластиковой разметкой, яркими дорожными знаками, отсутствием пешеходных переходов, считает представитель ГАИ. Подвох в том, что своей "прекрасностью" она и страшна: комфортное движение расслабляет, люди не воспринимают кольцевую как опасный объект.
 
"Спящие полицейские", светофоры и реклама на МКАД

В начале 2013 года кольцевая должна быть передана на баланс нового владельца – "Горремавтодор Мингорисполкома". Процесс передачи – долгий и проблемный, ГАИ же важно одно – чтобы дорога не потеряла своего статуса.
 
- Если МКАД станет городской улицей, то на ней, например, можно будет – по нормативам - установить светофоры или искусственные неровности. То есть МКАД перестанет быть магистралью непрерывного движения, - опасается представитель ГАИ. – На путепроводах может появиться реклама, рекламные щиты можно будет устанавливать ближе к дороге.

Сейчас ГАИ согласовывает размещение рекламных конструкций на МКАД на расстоянии не ближе 15 метров от проезжей части – иначе "рекламный шум" ворвется в информационный коридор для водителя.
 
- В информационном коридоре должны быть только важные для безопасного движения объекты: дорожные знаки, разметка, другие машины, пешеходы. А уже за его пределами может располагаться менее важная информация. Если поставить щиты близко к проезжей части, как позволяют нормативы, то реклама попадет в информационный коридор, - поясняет Андрей Зырянов
-20%
-20%
-15%
-50%
-10%
-40%
-25%
-10%
-10%
-15%