В нашем эксперименте участвовали Алена и Максим - опытные водители. По их уверениям - ни разу в жизни не севшие за руль выпившими. В этот раз им придется управлять виртуальным автомобилем не то что выпившими - хорошо пьяными: после 700 мл красного полусладкого вина и 500 мл коньяка соответственно.
Пьют "за рулем" компьютерного симулятора - "игрушки", которая дает возможность ощутить себя реальным водителем виртуального автомобиля.
Мы вместе с руководителем Школы экстремального вождения Сергеем Овчинниковым будем замерять время реакции - с момента, когда водитель обнаруживает на своем пути препятствие, до момента, когда он нажимает на педаль тормоза, - и концентрацию паров алкоголя в выдыхаемом воздухе через определенное время после каждой выпитой дозы.
- Время реакции среднестатистического человека - около 0,8 секунды. Но это не значит, что через это время машина останавливается, - поясняет Сергей Овчинников.
Будем анализировать и то, как водитель "держит" скорость и полосу, сколько пешеходов/велосипедистов/мотоциклистов/диких зверей "погибнут" под его колесами - ведь время реакции показательно лишь в тех случаях, когда водитель препятствие на своем пути как минимум замечает.Остановочное время автомобиля складывается из:
- времени с момента обнаружения водителем опасности до начала воздействия на педаль тормоза;
- времени запаздывания срабатывания тормозного привода (для легкового автомобиля - в среднем 0,2 секунды);
- времени нарастания замедления (для легкового автомобиля - в среднем 0,25 секунды);
- собственно торможения.
Поехали. Абсолютно трезвые водители изучают дорогу и особенности управления данным конкретным автомобилем. Привыкают.




Трасса несложная - круговое движение, плавные повороты. Нет ни перекрестков, ни дорожных знаков, ни попутных или встречных автомобилей: идеальные условия для спокойного вождения. Можно сконцентрироваться на потенциальных "пешеходах", контроле скорости и движении в своем ряду. В реальных городских или загородных условиях вести автомобиль гораздо сложнее.
![]() |
Держать скорость 60 км/ч - одна из задач экспериментаторов |
Во время каждого заезда компьютер делает 5 замеров времени реакции - то есть водителю необходимо заметить и успеть "пропустить" 5 препятствий. Если он их сбивает - заезд продолжается.


Приступаем к "застолью". Закусками экспериментаторы решили не заморачиваться: хлеб, колбаса и лимон - под коньяк, мандарины - к вину.






Первый "пьяный" заезд - после 140 мл вина, выпитых Аленой, и 50-ти "разгоночных" мл коньяка, выпитых Максимом. Оба водителя предельно собранны - время реакции, как и предсказывал Сергей Овчинников, практически не меняется.
- Это иллюзорное состояние: "Я знаю, что выпил, боюсь ошибиться, поэтому я сейчас соберусь и сделаю невозможное", - поясняет эксперт в части вождения. - Физиологически такие малые дозы, возможно, действительно не влияют на умение управлять автомобилем, но психологически это первый шаг к "Я бог! Я все могу!".




Итак, как изменялось состояние водителя с каждой выпитой рюмкой?
Алкоголь: доза, концентрация в выдуваемом воздухе | Водитель-женщина | Алкоголь: доза, концентрация в выдуваемом воздухе | Водитель-мужчина | ||
Вино красное полусладкое | Среднее время реакции (с) | Сбитые "пешеходы" | Коньяк | Среднее время реакции (с) | Сбитые "пешеходы" |
Трезвый водитель (0,0 промилле) | 0,78 | 1 | Трезвый водитель (0,0 промилле) | 0,92 | 2 |
140 мл (0,12 промилле) | 0,77 | 0 | 50 мл (0,26 промилле) | 0,89 | 1 |
280 мл (0,63 промилле) | 0,81 | 0 | 150 мл (0,87 промилле) | 0,91 | 0 |
420 мл (1,1 промилле) | 0,82 | 1 | 250 мл (2,2 промилле) | 0,93 | 2 |
560 мл (1,71 промилле) | 0,89 | 0 | 350 мл (2,7 промилле) | 0,97 | 6 |
700 мл (2,2 промилле) | 0,9 | 1 | 450 мл (2,8 промилле) | 0,96 | 7 |
500 мл (3,3 промилле) | 0,96 | 16 |


Между невысокими и предельными показателями промилле и объемами выпитого водители вели и чувствовали себя по-разному.
Алена внешне была абсолютно адекватна и совершенно не выглядела пьяной. Что, впрочем, не мешало ей по ходу эксперимента все чаще выезжать на "встречку" и задевать машиной ограждения трассы - причем как справа по ходу движения, так и слева. Ее вождение стало более смелым: "О как, я даже начала руль перехватывать!", а скорость колебалась в пределах 50-75 км/ч - водитель этого не чувствовала. На замечание: "Алена, держи скорость!" не раз слышали в ответ: "Да ладно, какая разница!".
- Мультик какой-то, - удивляется Алена, еще в первом заезде чувствовавшая себя "по-настоящему за рулем".
Максим был весел. Чем дальше - тем больше. Чем веселее становился Максим - тем меньше он обращал внимания на шесть, семь, шестнадцать сбитых "пешеходов".
- Да я их уже не замечаю, - признавался водитель. - Куда они идут?! Здесь же я еду!
"Олень... Спасибо, что живой!" - радовался Максим, чудом успев нажать на тормоз перед очередной группой перебегавших дорогу "диких животных".
В последнем заезде - 3,3 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе, 500 мл коньяка в организме водителя - разум практически покинул экспериментатора: привычно двинувшись вперед, Максим заволновался, что машина едет... назад. Наблюдателям с трудом удалось убедить пьяного водителя, что все в порядке, можно продолжать движение.
Перед автомобилем традиционно проносились велосипедисты, мотоциклисты, животные...
- Уже нет смысла замерять время реакции, - грустно констатировал Сергей Олегович. - Он даже ногу с газа на тормоз не переносит.
- Кто здесь?! - не успевал понять Максим, сбивая очередные препятствия, виляя по встречной полосе, ежесекундно натыкаясь на ограждения. - Сколько сбил? Шестнадцать?! Да ладно? Прикольно, поехали еще!
Больше мы с ним не поехали. И замерили промилле еще через полчаса после окончания "застолья" - 3,6. Концентрация алкоголя росла. Активность Максима пропорционально падала.


- Даже в таких идеальных условиях - сухое дорожное покрытие, ясная погода - водитель-женщина, например, "потеряла" 0,12 секунды реакции. В понятных всем водителям величинах - это 2 метра остановочного пути. Цифра, казалось бы, невелика - но для возникшего на дороге пешехода эти 2 метра могут стать роковыми, - рассказывает Сергей Овчинников. - Но как мы смогли убедиться, время реакции - это не самая показательная для водителя величина: выпивший человек теряет ощущение реальности, перестает контролировать практически все параметры движения. Мы ориентировали водителей: "Вы должны, заметив препятствие, максимально быстро нажать на педаль тормоза". В первых заездах они на подсознательном уровне понимали, что не задавить пешехода - лишь одна из целей, помимо этого водитель обязан ежесекундно контролировать скорость и дорогу. С каждой выпитой дозой это понимание исчезало. И выполнить даже одну задачу стало невозможно.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. 

Открыть/cкачать видео