Эксклюзив


фото: автора, /

AUTO.TUT.BY наблюдал за характеристиками вождения на разных стадиях алкогольного опьянения и сделал вывод: при малых дозах алкоголя время реакции на внезапное препятствие существенно не меняется, но поймать момент между "Внимание, пешеходы!" и "Опа, кажется, здесь были пешеходы..." практически невозможно.

В нашем эксперименте участвовали Алена и Максим - опытные водители. По их уверениям - ни разу в жизни не севшие за руль выпившими. В этот раз им придется управлять виртуальным автомобилем не то что выпившими - хорошо пьяными: после 700 мл красного полусладкого вина и 500 мл коньяка соответственно. 

Пьют "за рулем" компьютерного симулятора - "игрушки", которая дает возможность ощутить себя реальным водителем виртуального автомобиля. 

Мы вместе с руководителем Школы экстремального вождения Сергеем Овчинниковым будем замерять время реакции - с момента, когда водитель обнаруживает на своем пути препятствие, до момента, когда он нажимает на педаль тормоза, - и концентрацию паров алкоголя в выдыхаемом воздухе через определенное время после каждой выпитой дозы.

- Время реакции среднестатистического человека - около 0,8 секунды. Но это не значит, что через это время машина останавливается, - поясняет Сергей Овчинников.
Остановочное время автомобиля складывается из: 

- времени с момента обнаружения водителем опасности до начала воздействия на педаль тормоза;

- времени запаздывания срабатывания тормозного привода (для легкового автомобиля - в среднем 0,2 секунды);

- времени нарастания замедления (для легкового автомобиля  - в среднем 0,25 секунды);

- собственно торможения.
Будем анализировать и то, как водитель "держит" скорость и полосу, сколько пешеходов/велосипедистов/мотоциклистов/диких зверей "погибнут" под его колесами - ведь время реакции показательно лишь в тех случаях, когда водитель препятствие на своем пути как минимум замечает.

Поехали. Абсолютно трезвые водители изучают дорогу и особенности управления данным конкретным автомобилем. Привыкают.

 

 

Трасса несложная - круговое движение, плавные повороты. Нет ни перекрестков, ни дорожных знаков, ни попутных или встречных автомобилей: идеальные условия для спокойного вождения. Можно сконцентрироваться на потенциальных "пешеходах", контроле скорости и движении в своем ряду. В реальных городских или загородных условиях вести автомобиль гораздо сложнее.

Держать скорость 60 км/ч - одна из задач экспериментаторов
Держать скорость 60 км/ч - одна из задач экспериментаторов

Во время каждого заезда компьютер делает 5 замеров времени реакции - то есть водителю необходимо заметить и успеть "пропустить" 5 препятствий. Если он их сбивает - заезд продолжается. 

  

Приступаем к "застолью". Закусками экспериментаторы решили не заморачиваться: хлеб, колбаса и лимон - под коньяк, мандарины - к вину.

  

  

  

Первый "пьяный" заезд - после 140 мл вина, выпитых Аленой, и 50-ти "разгоночных" мл коньяка, выпитых Максимом. Оба водителя предельно собранны - время реакции, как и предсказывал Сергей Овчинников, практически не меняется.

- Это иллюзорное состояние: "Я знаю, что выпил, боюсь ошибиться, поэтому я сейчас соберусь и сделаю невозможное", - поясняет эксперт в части вождения. - Физиологически такие малые дозы, возможно, действительно не влияют на умение управлять автомобилем, но психологически это первый шаг к "Я бог! Я все могу!".





   

Итак, как изменялось состояние водителя с каждой выпитой рюмкой?    

Алкоголь:
доза, концентрация в выдуваемом воздухе
Водитель-женщина
Алкоголь:
доза, концентрация в выдуваемом воздухе
Водитель-мужчина
Вино красное полусладкое
Среднее время реакции (с)
Сбитые "пешеходы"
Коньяк
Среднее время реакции (с)
Сбитые "пешеходы"
Трезвый водитель (0,0 промилле)
0,78
1
Трезвый водитель (0,0 промилле)
0,92
2
140 мл (0,12 промилле)
0,77
0
50 мл (0,26 промилле)
0,89
1
280 мл (0,63 промилле)
0,81
0
150 мл (0,87 промилле)
0,91
0
420 мл (1,1 промилле)
0,82
1
250 мл (2,2 промилле)
0,93
2
560 мл (1,71 промилле)
0,89
0
350 мл (2,7 промилле)
0,97
6
700 мл (2,2 промилле)
0,9
1
450 мл (2,8 промилле)
0,96
7
 
 
 
500 мл (3,3 промилле)
0,96
16

  

Между невысокими и предельными показателями промилле и объемами выпитого водители вели и чувствовали себя по-разному.

Алена внешне была абсолютно адекватна и совершенно не выглядела пьяной. Что, впрочем, не мешало ей по ходу эксперимента все чаще выезжать на "встречку" и задевать машиной ограждения трассы - причем как справа по ходу движения, так и слева. Ее вождение стало более смелым: "О как, я даже начала руль перехватывать!", а скорость колебалась в пределах 50-75 км/ч - водитель этого не чувствовала. На замечание: "Алена, держи скорость!" не раз слышали в ответ: "Да ладно, какая разница!".

- Мультик какой-то, - удивляется Алена, еще в первом заезде чувствовавшая себя "по-настоящему за рулем".

Максим был весел. Чем дальше - тем больше. Чем веселее становился Максим - тем меньше он обращал внимания на шесть, семь, шестнадцать сбитых "пешеходов".

- Да я их уже не замечаю, - признавался водитель. - Куда они идут?! Здесь же я еду!

"Олень... Спасибо, что живой!" - радовался Максим, чудом успев нажать на тормоз перед очередной группой перебегавших дорогу "диких животных".

В последнем заезде - 3,3 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе, 500 мл коньяка в организме водителя - разум практически покинул экспериментатора: привычно двинувшись вперед, Максим заволновался, что машина едет... назад. Наблюдателям с трудом удалось убедить пьяного водителя, что все в порядке, можно продолжать движение.

Перед автомобилем традиционно проносились велосипедисты, мотоциклисты, животные...

- Уже нет смысла замерять время реакции, - грустно констатировал Сергей Олегович. - Он даже ногу с газа на тормоз не переносит.

- Кто здесь?! - не успевал понять Максим, сбивая очередные препятствия, виляя по встречной полосе, ежесекундно натыкаясь на ограждения. - Сколько сбил? Шестнадцать?! Да ладно? Прикольно, поехали еще!

Больше мы с ним не поехали. И замерили промилле еще через полчаса после окончания "застолья" - 3,6. Концентрация алкоголя росла. Активность Максима пропорционально падала.

  

- Даже в таких идеальных условиях - сухое дорожное покрытие, ясная погода - водитель-женщина, например, "потеряла" 0,12 секунды реакции. В понятных всем водителям величинах - это 2 метра остановочного пути. Цифра, казалось бы, невелика - но для возникшего на дороге пешехода эти 2 метра могут стать роковыми, - рассказывает Сергей Овчинников. - Но как мы смогли убедиться, время реакции - это не самая показательная для водителя величина: выпивший человек теряет ощущение реальности, перестает контролировать практически все параметры движения. Мы ориентировали водителей: "Вы должны, заметив препятствие, максимально быстро нажать на педаль тормоза". В первых заездах они на подсознательном уровне понимали, что не задавить пешехода - лишь одна из целей, помимо этого водитель обязан ежесекундно контролировать скорость и дорогу. С каждой выпитой дозой это понимание исчезало. И выполнить даже одну задачу стало невозможно.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео