Елена Анкудо, фото Vadim G. Maevskyi,

Поздно ночью по выходным, когда большинство машин уже стоит на парковках, на улицы выходят сотрудники транспортной инспекции. Контролируя работу таксистов, они знают: в это время ожидается самый большой "улов" нарушителей. У ГАИ своя статистика: каждый пятый автомобиль такси не прошел техосмотр.



 

 

Но если таксисты с лицензией, как могут, следят за документами, ряду иных автомобилистов, по данным ГАИ, выгодней заплатить штраф, чем готовить машину к техосмотру или потратить время на его прохождение. При этом речь идет о как владельцах древних "корчей", так и новых автомобилей.
 

 
Проверяя эти сведения, AUTO.TUT.BY выехал в ночной рейд, проводимый сотрудниками технадзора ГАИ Московского района столицы совместно со специалистами транспортной инспекции Минтранса.
 
Сотрудники транспортной инспекции Минтранса Олег Буряк и Марк Валюкевич
 
"Отсутствие у машины такси фонаря, "шашечек" и полос, работа с выключенным таксометром, лысая резина… - перечисляет нарушения таксистов ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности транспортной инспекции Минтранса Олег Буряк. - За каждое из них штрафуем - и довольно часто: ночь работы может принести до 10 нарушений и больше".
 
За ночь работы сотрудники транспортной инспекции собирают по 10 нарушений и больше
"Салон автомобиля тоже должен быть в порядке, - подхватывает ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности Минтранса Марк Валюкевич, - водитель - располагать средствами личной гигиены, если вдруг пассажиру станет плохо, моющими средствами".

 
Но я нетерпеливо поглядываю на сотрудников ГАИ, заверивших, что этой ночью они работают "по техосмотру" - о нарушениях таксистов мы уже рассказывали.

 
Едва автомобиль ГАИ заехал в "карман" улицы К. Цеткин, на которой проходит рейд, сотрудники отдела технадзора Дмитрий Полянин и Николай Лютарович начали вполголоса что-то обсуждать.
 
"Не доехав до нас ста метров, какой-то хитрец остановился на улице, - объясняет Полянин. - Обычная уловка нарушителей".
 
Инспектор отдела транспортного надзора ОГАИ Московского РУВД Дмитрий Полянин: "Предъявите документы!"
 
Не дожидаясь водителя Rover, едем к нему сами. "Я товарища жду! - объясняет он сотрудникам ГАИ, - сейчас подойдет!" "А почему стали под знаком? - интересуется Полянин. - Предъявите документы!"
 
Документы у водителя Rover в полном порядке. Получив их обратно, он спешно уносится в ночь, не дождавшись приятеля.


 
"Штраф за просроченный техосмотр - 200 тысяч рублей, - объясняет Полянин в перерывах между проверками документов автомобилистов, - признав нарушение, водитель получает минимальное наказание - штраф в 50 тысяч, оплатить который можно на месте. Особенность этого вида нарушения - в отсутствии повторности. Водитель может быть злостным нарушителем и не проходить техосмотр в течение многих лет, но штраф для него всегда будет 50 тысяч в случае признания вины".

 
Рассказывая о тонкостях законодательства, Полянин приводит в пример правила Латвии, где у него "живет родственник": "у них не пройденный техосмотр считается тяжелым нарушением. Штрафы накапливаются и, приехав на станцию техосмотра, автомобилист может получить такое взыскание, что мало не покажется. А у нас прохождение техосмотра дороже штрафа. Как думаете, что нашим людям выгоднее?"

 
Отвлекшись на разговор, Полянин не успевает остановить старенький Ford с тусклыми фарами. "Ну вот, - расстраивается он, - такое ведро с болтами пропустили! Чем старше автомобиль, тем больше уверенности, что у его владельца просроченный сертификат о прохождении техосмотра".
 
"А как же наклейка на лобовом стекле?"
 
"Не факт, что это его наклейка - в отличие от печати в сертификате она не обязательна . Желая ввести ГАИ в заблуждение, некоторые клеят на лобовое стекло чужую наклейку, хотя внимания на нее ГАИ не обращает".
 
 
 
У микроавтобуса Mercedes Sprinter, остановленного минутой позже, наклейки о прохождении ГТО нет, сертификат - просроченный. Не удалось сотрудникам ГАИ взглянуть и на права нарушителя - документ изъяли когда-то за непропуск пешехода, а временное водительское удостоверение утеряно. Полянин вручает новый временный документ и две штрафные квитанции - за отсутствие техосмотра и водительского удостоверения.
 
Зорко высматривая в ночи автомобили потенциальных нарушителей, сотрудник ГАИ рассказывает: наиболее часто просроченный сертификат о прохождении ГТО он видит у таксистов-нелегалов. "Им вообще закон не писан, знают, что проверка выявит сразу несколько нарушений. И ездят по временным водительским, не выплачивая штраф. А зачем? Одно временное изымут - другое дадут".
 
 
 
Пока разбирались с водителем автомобиля с трещиной на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей, мимо промчался BMW X5. "Еще один потенциальный нарушитель, - кивнул в его сторону Полянин, - хозяевам дорогих машин куда проще заплатить на месте 50 тысяч, чем поехать на техосмотр. Не потому что денег нет - просто лень. К слову, просроченный сертификат о прохождении ГТО - распространенное явление среди владельцев таких машин".
 
 
 

С сотрудниками ГАИ и транспортной инспекции мы попрощались после полуночи. Время у контролеров было самое горячее - до 2 часов ночи работают расположенные неподалеку гипермаркет и ночные клубы, а значит, будет много такси. Каждый пятый автомобиль - без сертификата о ГТО. И это - без "корчей" и хороших кроссоверов, владельцам которых недосуг заехать на станцию техосмотра

-20%
-20%
-15%
-50%
-10%
-40%
-25%
-10%
-10%
-15%