• Дорога
  • Тест-драйвы
  • Видео
  • Эксклюзив
  • Автобизнес
  • Происшествия
  • Офтоп
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Елена Анкудо, фото: Александр Корсаков,

В декабре вместе с первым снегом на дороги "выпали" соль и песок - дорожные службы занялись профилактикой автопроисшествий на ледяных и заснеженных дорогах. Чем посыпают дороги и как защитить от химических реагентов автомобиль?

 

 

 

 

Протяженность сети дорог общего пользования Беларуси - 85 700 км, из которых 15 500 км республиканских и более 70 тыс км местных. Защита от снега и льда - песчано-солевая смесь (ПСС) и соль (отходы калийного производства), которые по мере необходимости подсыпают на дороги. Более вредный песчано-солевой раствор или песок с солью и ингибиторными добавками ("рассол") не применяется вот уже несколько лет. По мнению белорусских ученых, его химический состав негативно воздействует на окружающую среду - многие помнят пожелтевшие деревья с поникшей листвой и пожухшую траву вдоль улиц.
 
Как пояснил AUTO.TUT.BY пресс-службы департамента "Белавтодор" Минтранса Алексей Пекун, использование соли и ее смеси с песком зависит от дорог и температуры воздуха. Пока столбик термометра не опустится на 15 градусов ниже нуля, дороги магистрального значения посыпают чистой солью - от нее "меньше грязи". При больших морозах используется песчано-солевая смесь, которую ради экономии смешивают на месте. Расход дорожных "антиобледенителей" для республиканских дорог - около 500 тысяч тонн смеси и 60 тысяч тонн соли; в зависимости от погоды эти показатели могут меняться.
 

 
Негатив горожан, вынужденных ходить по соляной "жиже", понятен - даже на обуви остаются некрасивые разводы, разъедающие кожу. Поэтому периодически станции мониторинга Минприроды берут пробы "жижи", чтобы отправить на анализ ученым. Как пояснили в Минтрансе, именно по результатам работы, проведенной Институтом экспериментальной ботаники Академии наук, несколько лет назад было решено отказаться от "рассола" на дорогах.
 
Значительный вред наносится проезжей части - коррозии подвергаются железобетонные части мостов, придорожных ограждений, увеличивается скорость износа дорожного полотна. Но наиболее болезненно сограждане воспринимают ржавчину на личном автотранспорте.
 

 
- Колеса поднимают с асфальта соль и песок и с силой бросают их на кузов, сдирая краску и обнажая металл, - пояснил нам кузовщик одной из минских СТО Дмитрий. - Страдает днище, пороги, задние крылья. Попав на оголенный металл, реагенты быстро разъедают его, ускоряя коррозию. Засев в полостях, соль делает свое дело долго - помните ли вы, когда последний раз мыли днище автомобиля? Поэтому за зиму кузов покрывается "жуками".
 
Случаев, чтобы детали подвески пришлось менять из-за ржавчины, не припомню - ходовая часть рассчитана на долгий срок эксплуатации. А вот кузов жалко, особенно если речь идет о новых машинах, лакокрасочное покрытие которых тонкое и капризное. Защитить его можно с помощью антискольной пленки - тонкого прозрачного покрытия, которое клеится на арки и капот для защиты от абразива. Дешевле и действенней повесить брызговики, тогда не будет лететь из-под колес. И обработать машину "антикором".
 
Сколько это стоит?
Стоимость пленки на арку вместе с работой по ее установке - около $20, на капот - около $100.
Стоимость одного брызговика - от $5 (китайские) до $150 (оригинальные).
 
"Соль - это основополагающий фактор отрицательного влияния на автомобиль, - пояснил AUTO.TUT.BY ведущий специалист по антикоррозийной обработке ООО "Евромеханика" Игорь Соснов. - Первые признаки коррозии - даже на новых машинах - появляются на сварочных местах, кромках арок, вдоль лонжеронов. Заводская обработка далеко не всегда надежная, да и гарантию дают только от сквозной коррозии. Поэтому наши автомобилисты стараются обработать автомобиль антикоррозийными средствами - самостоятельно или у профессионалов".
 
Сколько это стоит?
Стоимость обработки "антикором" автомобилей разных марок отличается. Защита Opel Astra обойдется сегодня в 1 миллион 120 тысяч рублей. Стоимость материалов для обработки этой машины - примерно в 600 тысяч.

Между прочим
 
В Польше дороги посыпают смесью соли и песка. Только не во время снегопада, а до него. Это позволяет минимизировать расход и вредное влияние соли.
 
Дороги в Польше тоже посыпают солью и песком. Только не после снегопада, а до него. Фото: kirpet.ru

В Германии с гололедом борются хлористым магнием - бишофит или ацетаты (карбоксилаты) щелочных и щелочно-земельных металлов. Немецкие исследователи уверяют, что ацетаты не разрушают металл, не повреждают дорожное покрытие и не оказывают пагубного воздействия на экологию.
 
А в Германии - ацетаты! Фото: picasaweb.google.com

Экспериментаторы Швеции посыпали дороги смесью соли с… сахаром. Это на 50% замедляет коррозию автомобиля и уменьшает попадание в природу тяжелых металлов. Вот только и смесь оказалась дороже обычной в шесть раз.
 
Поэтому нынешней зимой в скандинавских странах снег утрамбовывают и поливают горячей водой, смешанной с гранитной крошкой, вплавляющейся в лед и образующей шершавую поверхность. Весной крошку собирают и хранят до зимы, чтобы использовать снова.
 
Фото: deti-vs-travel.ru
"Крошку шведам использовать проще, потому что их страна стоит на скале". Фото: deti-vs-travel.ru
 

"Крошку шведам использовать проще, чем нам, - прокомментировал способ Алексей Пекун. - Их страна стоит на скале, а значит, крошка не такая дорогая, как для нас. Но не только крошка попадает на шведские дороги. В прошлом году шведы купили в Беларуси большую партию соли для обработки дорог . Только выбор остановился не на отходах солигорского комбината, а чистой поваренной из Мозыря".  

Приобрести качественные шины в Беларуси на зимний период предлагает Каталог TUT.BY.

-50%
-18%
-25%
-15%
-50%
-15%
-20%
-10%
-15%
-99%
-14%
-20%
0063042